Последние новости

МУЗЫКА КАРТИН САРГИСА МУРАДЯНА

Известному армянскому художнику Саргису Мурадяну в июне исполнилось бы 90 лет. Этой дате посвящена выставка "Свет и тени", которая открылась в галерее, носящей его имя. 

Выставок в жизни этого замечательного живописца было много, и проходили они не только в Ереване, но и в разных городах тогда еще большой страны. Ценность нынешней, второй по счету посмертной выставки прежде всего в том, что здесь представлено много малознакомых, а то и вовсе незнакомых общественности картин. Дочь художника Заруи Мурадян построила экспозицию на контрасте: пленительная светлая живопись и работы последних лет - темные, полные раздумья и боли.

 МУЗЫКА КАРТИН САРГИСА МУРАДЯНАОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ РАБОТ САРГИСА МУРАДЯНА БЫЛ ЭСКИЗ К ЗАДУМАННОЙ им большой картине "Аварайрское сражение". В 1951 году он решил представить этот эскиз в качестве дипломной работы. Но произведение, имевшее не социалистическое, а национальное содержание, было отвергнуто руководством Ереванского театрально-художественного института. Саргису пришлось заменить ее картиной, посвященной сталинской эпохе. Но даже ей он дал патриотическое название "Любой ценой спасти Армению". Ректор института Ара Саркисян понимал, что творится в душе молодого патриота, но время диктовало свои правила и "Аварайрское сражение" не было доведено до уровня крупноформатного законченного полотна. Спустя годы Мурадян вернулся к этой композиции, создав триптих "Сардарапатская битва". Эскиз к ней также вошел в экспозицию нынешней выставки. Классические батальные сцены, написанные в стиле Делакруа, вызывают в памяти строчки Лермонтова из его знаменитого стихотворения "Бородино": "Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой".

Писать о народном художнике, много лет возглавлявшем Союз художников Армении, сложно. О нем, казалось бы, уже все сказано, но как не вспомнить, пусть даже в очередной раз, об его изысканиях в области армянской истории, которые привели художника к теме Комитаса и Геноцида. Зрелый творческий путь Мурадяна начинается именно с полотна "Комитас – последняя ночь", которое в 1957 году было удостоено золотой медали на выставке армянской живописи в Москве. Тема Геноцида тогда была под запретом, и армянское жюри отказало автору в ее показе в Москве. И только благодаря Акопу Ханджяну, руководителю управления искусств Министерства культуры, картина все же отправилась в Москву. Для русского общества  Геноцид и образ Комитаса стали настоящим откровением и сразу же привлекли внимание. Тема Геноцида настолько глубоко захватила художника, что он вновь и вновь возвращался к ней, создав целый ряд работ, посвященных Комитасу. Через призму именно этого трагического события он говорил о национальной истории и чаяниях народа.

КАРТИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ КОМИТАСУ, УЖЕ МНОГО ЛЕТ НАХОДИТСЯ в экспозиции Музея современного искусства известного немецкого коллекционера Людвига. Там же представлена и другая картина Мурадяна - "Дочери" (1969г), аналог которой мы видим на нынешней выставке. Мурадян не хотел расставаться с картиной, но Людвиг не отступал, и тогда художник написал для себя ее новый вариант. В отличие от первой, где-то  в глубине справа от двух очаровательных девочек в красном в окне видна еще и главная площадь столицы. Это широко известная работа художника, так же как и два портрета старшей дочери художника Гоар, также представленные на выставке. На одном в руках юной девушки древний кувшин – картина оказалась пророческой – доктор филологических наук Гоар Мурадян ныне руководит отделом в Матенадаране, занимается переводом древних рукописей. На второй картине кувшин сменил модный в те годы магнитофон, а фон заселен многоэтажными домами.

Ереван рос на глазах, и художник отражал это в своих работах не прямо, а как бы ненароком. Представлен и никогда ранее не выставлявшийся эскиз к известной картине – жена художника у рояля. Картины этого зала светлые, нежные, светящиеся. Это и обнаженные девушки - кто на балконе, кто у водоема, стройные, грациозные, очень чистые.

Цветущее абрикосовое дерево, любимый дом в деревне, который он построил сам. Пейзажи с годами менялись. Когда-то дом был на окраине деревни, потом за ним выросли новые дома, появились новые деревья, и каждый раз это родное место выглядело на картинах по-разному, но всегда утешая, умиротворяя. Художник часто возвращался к сюжетам работ, которые очень любил. Ласкают глаз и пейзажи "Арарат", "Арагац".  Вид на лучшие для армян горы мира открывается в них с неожиданных ракурсов.

Здесь же эскиз другой его знаменитой работы "Весна". Картина эта размером 2 м на 1,5 м бесследно исчезла, потеряны следы и нескольких других работ. Год назад неожиданно была найдена другая известная картина художника "Перекресток". Ее обнаружили в экспозиции Центрального музея изобразительного искусства Алма-Аты. Еще одна также случайно обнаруженная картина находится в Музее современного искусства столицы Кара-Калпакии. Закупленные в советские годы фондом Министерства культуры СССР работы расходились по музеям союзных республик, так что надежда выйти на след "Весны" есть.

 МУЗЫКА КАРТИН САРГИСА МУРАДЯНАПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД В ГОД 85-ЛЕТИЯ ХУДОЖНИКА ЗАРУИ МУРАДЯН организовала первую посмертную выставку отца. Она называлась "Мои современники", на ней были представлены 60 портретов людей времени Саргиса Мурадяна. В экспозицию нынешней выставки вошли лишь несколько портретов друзей художника, написанные им в разные годы. Они невероятно артистичны, смотрятся современно и актуально. Мурадян убедительно передает не только индивидуальность, но и социальную значимость личности, а свободная живописная манера лишь усиливает пластическую выразительность образа. Представлены и несколько автопортретов - яркие, эмоциональные, свободные, они открывают нам поэтическую линию в творчестве художника.

Еще один зал – работы последних лет. Зал сумрачных мыслей, предвестник грядущих катаклизмов и прощания с уходящей эпохой. Это "Сумгаит" – картина, ранее не выставлявшаяся, художник считал ее незаконченной. Он настолько остро пропустил через себя эти страшные события, что просто не нашлось сил завершить работу. Однако картина выглядит вполне завершенной и очень впечатляющей.

"Ночной разговор" написан еще в 1987 году, когда все вроде было еще спокойно, но Саргис Мурадян смог уловить тревожные тенденции времени, явный  дефицит добра и гармонии, ощутить приближение катаклизмов. И этот разговор на фоне ночи, темные фигуры передают нам его тревогу. Таким же ощущением беспокойства проникнуты "Ночной пейзаж" и "Ночная молитва". Площадь, крест, устремленная к нему вереница людей и прислоненная к дереву фигура явно самого художника… Что это? Знамение конца одной и начала другой, еще не определившейся эпохи? Предчувствием морального упадка проникнута в чем-то даже гротескная "Ночная свадьба". Какой резкий контраст со светлой "Разданской свадьбой". И наконец, последняя работа, на которой он изобразил себя, дочерей, родителей, родных и близких ему людей. Собрал всех, кто был ему дорог - и ушедших, и остающихся. Эта картина - предчувствие близкого конца.

ИСКУССТВО САРГИСА МУРАДЯНА БЫЛО ЦЕЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ЕГО ВРЕМЕНИ, Чувство нравственной убежденности составляет основной стержень его творчества, а мудрая простота всегда связана с национальной традицией. И это отчетливо прослеживается в его ярких, талантливых работах, представленных на этой выставке, отнюдь не претендующей на всеобъемлющий охват творчества художника большого масштаба.

Галерея имени Саргиса Мурадяна открылась в ноябре 2014 года. И за эти три неполных года здесь прошло уже 27 выставок, в их числе "Комитас в искусстве художников ХХ века", "Армянские этюды" англичанина армянского происхождения Эдмана Айвазяна, "Картины Джима Торосяна", "Пейзажи Саргиса и Заруи Мурадян", "Рисуют архитекторы" , а также фотовыставки Марка Григоряна, Зорика Галстяна и  много других. Вход в галерею свободный, это не бизнес-проект, а творческая площадка, где воплощаются в жизнь интересные художественные проекты, программы и замыслы, пропагандируется современное армянское искусств. И это - лучший памятник Саргису Мурадяну.       

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПУСТЬ СБУДУТСЯ ВСЕ МЕЧТЫ
      2019-04-08 11:59
      3794

      В Центре эстетического воспитания детей им. Г. Игитяна проходит выставка работ Армине Галенц, которую она посвятила памяти своего отца, известного художника Саро Галенца. 10 апреля Армине исполнится 14 лет. В этот же день, только 109 лет назад 10 апреля 1910 года родился ее дед - выдающийся армянский художник Арутюн Галенц. Такое вот знаменательное совпадение. Бабушка, Армине Паронян-Галенц, в честь которой девочка названа, тоже была художницей. Так что, по-видимому, рисовать Армине Галенц-младшей предначертано самой судьбой.  

    • ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ФУНКЦИЯ
      2019-01-16 11:28
      12864

      Беседа с доцентом кафедры культурологии исторического факультета ЕГУ Юлией АНТОНЯН.

    • МЫ НАТРЕНИРОВАНЫ НА ГЕНЕРАЦИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ,
      2018-12-21 15:36
      8003

      говорит в интервью "ГА" директор НИИ физиологии им. Л.А. Орбели НАН РА доктор биологических наук Наира АЙВАЗЯН - Г-жа Айвазян, минувшей осенью в Ереване прошло много академических мероприятий, в том числе инициированных и напрямую организованных вашим институтом. Расскажите об этом подробнее.

    • САРО ГАЛЕНЦ - ПАМЯТЬ, ДЕЛА, ТВОРЧЕСТВО
      2018-12-21 14:55
      2766

      Чуть более года назад ушел из жизни Саро Галенц - тонкий художник, выделявшийся особым творческим почерком, человек  редкой одаренности, истинный интеллигент - без высокомерия, но с достоинством, без зазнайства, но с подлинным интеллектом, прямолинейный без грубости. События его личной жизни не становились достоянием общественности, он не заискивал перед коллекционерами, не заигрывал с прессой, он работал.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЭМИЛЬ ГРИГОРЯН – 60 ЛЕТ СЛУЖЕНИЯ РОДИНЕ
      2022-05-19 10:26
      1322

      Есть такая профессия – предприниматель, окунуться вглубь которой дано не каждому. Эмиль Григорян из редких специалистов отечественной ювелирной промышленности, кто сумел не только уйти в работу с головой, посвятив ей больше 60 лет своей жизни, но и практически встал у истоков формирования в Армении ювелирного дела.

    • ФРЕСКИ ЛМБАТАВАНКА, АХПАТА И ДАДИВАНКА НА ВЫСТАВКЕ В ПАДУЕ
      2022-05-17 11:21
      2012

      "Фрески в армянских христианских церквах VII-ХIII веков" - под этим названием в итальянском городе Падуя открылась выставка, вызвавшая большой интерес у широкого круга посетителей. Выставка стала очередным мероприятием в ряду проектов, периодически инициируемых в городах Италии двумя преданными служителями армянской культуры – архитектором-реставратором Ара ЗАРЯНОМ и художником-реставратором Кристин ЛАМУРЕ. Цель выставки - ознакомить итальянскую публику с одной из малоизвестных сфер культурного наследия Армении – фресковым искусством.

    • ХОРАНАШАТ - ДУХОВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ НА ГРАНИЦЕ
      2022-05-13 11:03
      2542

      Красавцу тавушских лесов, средневековому монастырю Хоранашат исполняется 800 лет. В связи со знаменательной датой с 11 по 29 мая в Ереване и селе Чинари Тавушского марза Армении пройдет ряд мероприятий, посвященных этому уникальному монастырскому комплексу, слава о котором некогда распространялась по всей Армении и за ее пределами. Ведь Хоранашат был не только известным духовным очагом с неповторимыми архитектурой и окружающим ландшафтом, но и крупным культурно-образовательным центром, откуда дошли до нас важные по содержанию и оформлению рукописи.

    • ОН ПОНЯЛ ЖИВУЮ ПРЕЛЕСТЬ МИРА
      2022-05-10 10:51
      5964

      Мы живем в странное время, далекое от искусства. Сегодня вернисажей почти не ждут. За редким исключением они не становятся ни праздником, ни событием в культурной жизни.