Последние новости

ДИРИЖЕР ПО ПРИЗВАНИЮ

В рамках международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" в Армении с единственным концертом побывал Российский государственный академический Большой симфонический оркестр им.Чайковского под управлением Владимира ФЕДОСЕЕВА, о чем наша газета уже писала (20.06.2017).

Сегодня же мы представляем читателям беседу с легендарным дирижером. Она началась со слов благодарности Владимира Ивановича за приглашение в нашу страну и теплый прием.

- Мне очень приятно находиться в Ереване. Мы с большой радостью приняли ваше приглашение. Знаем, что ваш фестиваль очень высокой планки: к вам приезжают замечательные дирижеры и оркестры, знаменитые исполнители. А в нашем оркестре, между прочим, есть представители Армении – десять замечательных музыкантов. В свое время я работал и с сестрами Лисициан, правда, все это было очень давно. А великий Павел Лисициан многое дал нашей культуре и многому научил наших певцов.

Я был очень близок с Эдгаром Ованесяном и играл все его симфонии. Часто нашим оркестром дирижировал Арам Хачатурян. Я считаю их гениальнейшими композиторами. Музыка Хачатуряна глубоко национальна, носит всемирный характер и потому интернациональна.

У нас большие связи с вашей культурой. Нам близки ваша народная музыка, культура. И прекрасно, что наши связи возобновляются. Музыка должна объединять людей. К сожалению, в мире не все спокойно, но мы надеемся, что музыка поможет победить эту негативную силу, посодействует мирному общению людей на земле.

В этом сезоне это наш последний вояж. До Еревана мы были в Воронеже, где проходил фестиваль им.Тихона Хренникова, а приехали из Калининграда, там тоже проходил фестиваль, и завершаем свой тур в Армении, после чего у нас отпуск. Конечно, это понятие относительное, потому что мы едем в Японию, везем туда "Евгения Онегина" по просьбе японцев. Работы у нас много – и это прекрасно, это хороший тренаж.

- Состав вашего оркестра многочислен. Как часто меняются музыканты? И как происходит смена поколений? Наверное, бывают и конфликты, как вы их решаете?

- Мы проводим конкурс. Помимо профессиональных навыков учитываются и человеческие качества, и умение влиться в коллектив. И только после этого временно, на год (испытательный срок), принимаем на работу. У нас было несколько случаев: прекрасные музыканты, а в человеческом плане не совсем годные, из-за чего коллектив волновался, нервничал... Поэтому лучше освободиться от таких артистов.

Буквально на днях ушел на пенсию Виктор Львович Симон. Он проработал 52 года в оркестре, возглавляя группу виолончелистов, и воспитал колоссальных музыкантов, многие из которых сейчас являются солистами крупнейших оркестров не только России, но и всего мира. Ему исполнилось 86 лет. Причем его никто не заставлял уходить, он сам ушел, а профессиональный опыт этого человека многого стоил. Есть люди, которые и сейчас работают в оркестре на протяжении пятидесяти лет. Наш концертмейстер, например, совершенно уже седой, пришел к нам с черными волосами. Здесь работал и его отец. Когда к нам приходит молодежь, она еще неопытная. И наши старшие товарищи ее обучают.

Конечно, в оркестре всякое бывает, всякие недоразумения, но наш оркестр как одна огромная семья. Каждый друг к другу испытывает любовь, а это самое главное в семье. Таким оркестром легче управлять. К слову, нас окрестили последним бастионом симфонической культуры. Конфликты мы очень быстро гасим. Бывали разные случаи, чаще, когда мы находились в долгих поездках. Иногда музыканты отдалялись от семьи, иногда позволяли себе лишнее… Сейчас такого нет. Все друг за другом не то чтобы следят, а понимают, что оркестр имеет высочайший престиж в мире, и не позволяют себе таких глупостей. По сравнению с другими оркестрами у нас полный порядок.

- У оркестра много достижений...

- Мы получали гигантские призы за свои записи, даже в Японии. А в музыкальном плане эта страна очень активная и ответственная и очень хорошо чувствует русскую музыку, и не только русскую. Буквально месяц назад я играл там Хачатуряна, которого японцы очень любят. А его "Лезгинка" для них – это что-то особенное. В каждом городе они просили нас: "Лезгинку", пожалуйста". С нами играл японский музыкант. Он перенял у нашего солиста все брейки, ритмику и исполнил ее просто шикарно. Бис такой стоял в зале, что трудно описать.

- Профессия дирижера...

- Очень трудная и немолодая. Двадцатилетний музыкант может сыграть Бетховена, просто промахав руками. Я позволю себе рассказать один случай, связанный с Арамом Ильичом. Он дирижировал оркестром, играя "Спартака", и пригласил на репетицию Шостаковича, а потом спросил у него: "Скажи мне, пожалуйста, я дирижирую или машу?" А Шостакович ответил: "Машешь, машешь..." Но Хачатурян не обиделся. Великие музыканты быстро понимают друг друга. Это такая профессия. Ты можешь быть прекрасным скрипачом или пианистом – в такой ипостаси ты сам по себе, ты один. А дирижер управляет коллективом, владеет умами музыкантов. Конечно, профессия наша заманчивая и одновременно сложная. Но многие считают, что дирижер – это не профессия и если ты авторитетный музыкант, то можешь встать и махать руками, а это не так.

Чайковский тоже дирижировал, но он проваливал даже свои сочинения – Шестую симфонию, Пятую... И лишь другой, венгерский дирижер Артур Никиш, спустя годы воскресил Пятую симфонию. Очень часто авторы не могут воссоздать свою музыку для публики.

Мы потеряли качество интерпретации. Дирижировать можно сколько угодно. Но, к сожалению, у нас нет таких величин, как Карлос Клайбер, с которым я лично был знаком, Герберт фон Караян – величайшие австрийские дирижеры, с которыми я работал, десять лет руководя Венским оркестром. Они приходили на мои репетиции. Клайбер редко дирижировал и редко соглашался на любое предложение. Он говорил: "Мне нужно как минимум десять репетиций, иначе я не согласен". Даже по этому поводу шутка была такая. Обычно дирижеры не очень-то дружелюбно относятся друг к другу, и, когда у Караяна спросили: "Ну как там Клайбер?", тот ответил: "Ну, он, конечно, гениальный дирижер, но дирижирует только тогда, когда у него холодильник пустой..." Нынешние дирижеры – совсем другое...

- Вы ставите и музыкальные спектакли. Как складываются взаимоотношения с режиссерами, ведь многие из современных постановщиков часто уходят от классики.

- Бывали случаи, когда я отказывался от постановки, потому что у нас были разные взгляды. Оперу "Иван Сусанин" я ставил на Западе. Сусанин по замыслу режиссера пил водку с дочкой и сыном. Но такого не может быть. Приходится ломать режиссерские установки. Важно, чтобы режиссер был адекватным. Я ставил с немецким режиссером "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова. Современная постановка. Это было гениально сделано и не противоречило ни истории, ни музыке, ни сюжету. Да, по-другому, но гениально! Тут вопрос таланта. А встречаются такие режиссеры, которые не знают даже истории, биографии и творчества композитора, потому возникает конфликт. Сейчас я предпочитаю работать без режиссера. Но, конечно, в режиссерских каких-то подсказках я иногда нуждаюсь.

- К какому типу дирижеров вы себя относите?

- Конечно, есть разные дирижеры. Есть диктаторы, а есть такие, которые вызывают симпатию, любовь у музыкантов. Я отношусь ко второму типу. Стравинский, например, был диктатором. К нему на репетицию музыканты боялись приходить. Диктатор может достичь успеха, однако музыкант уже не заиграет так, как он играл бы без давления. У каждого свое сердце и душа. Дирижер должен бесконечно любить свою профессию. Одно дело - махать палочкой, другое – быть дирижером по призванию.

- А как вы относитесь к современной музыке?

- Только по выбору. Без современной музыки нельзя жить, это неправильно. Но надо выборочно к этому подходить, а выбора-то нет, его очень мало.

- Любопытно узнать о вашем проекте "Песни военных лет". Кажется, что Большой симфонический оркестр не совсем подходит для такого формата.

- Ну почему же? К сожалению, сейчас мало кто пишет песни, которые затрагивали бы сердца и души людей. Мы этот концерт играли даже в Германии. Это высокое качество музыки, песни памяти. Зал просто ревел, и такая реакция была везде, где мы выступали. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      9892

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ НАСЧИТЫВАЛ ПОЛВЕКА
      2018-12-14 15:26
      1799

      14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      1172

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      2989

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САЛЮТ, РОССИЯ! МЫ ПОБЕДИМ!
      2020-10-08 14:58
      786

      7 октября в крымском Артеке стартовал финал международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Детская Новая волна 2020". Среди прошедших в финал участников из России, Беларуси, Казахстана, Грузии, Испании, Южной Кореи и других стран представлены также Элен Бадалян из Армении и Ани Петросян из Арцаха. Интересно, что вылет арцахской делегации с участием 10-летней Ани был запланирован на 27 сентября, - день, когда мирное небо второго армянского государства взорвала война.

    • СИМВОЛ ТАЛАНТА И ДОБРОТЫ
      2020-09-30 21:47
      1219

      30 сентября 100 лет назад родился Лазарь САРЬЯН Арно Бабаджанян, Александр Арутюнян, Эдвард Мирзоян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян. Их называли "армянской могучей кучкой". Еще недавно они были рядом с нами, определяли высокую планку армянского музыкального искусства. Эта планка, заданная ими, никогда не снизится. Мы не отвыкли от их голосов, от их музыки. Они словно идут нам навстречу. Живут беспокойно, счастливо для нас, для следующих поколений в своих прекрасных произведениях, своей музыке.

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      2389

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • Японская клавинова - в дар Дому камерной музыки
      2020-09-19 10:12
      790

      В Доме камерной музыки имени Комитаса появилась клавинова (инновационное цифровое пианино) производства знаменитой фирмы Yamaha.