БЕЗ ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА
Надо кардинально менять отношение к науке и образованию в обществе, заявил в интервью "ГА" доктор физико-математических наук Гайк КАЗАРЯН.
- Г-н Казарян, к системе высшего образования предъявляется масса претензий. По мнению преподавателей вузов, эта проблема во многом обусловлена неудовлетворительным состоянием школы, несовершенством учебных программ. Вы разделяете эту точку зрения?
- Проблема школы не новая, она существовала и в советские годы, но в новое время возникли дополнительные проблемы. Я знаком со школьными программами, у меня претензий к программам по математике нет, другой вопрос - качество преподавания, уровень педагогов. Отмечу также, что активное участие в разработке школьных программ принимал замечательный ученый и педагог академик Эдуард Мушегович Казарян.
- Кстати, на одном из круглых столов "ГА" академик Казарян выражал обеспокоенность тенденцией к упрощению школьных программ по математике.
- К сожалению, эта проблема есть и она не может не вызывать беспокойства. Во многом это результат влияния США, которые стремятся снизить уровень образования в таких странах, как Армения, и вообще на постсоветском пространстве. И об этом говорится открыто. Аргументы известные: маленькая страна, тяжелое положение с экономикой, сложные геополитические условия... Какая система образования, какая наука? Лучше сосредоточиться на какой-то примитивной деятельности - именно это нам рекомендуют западные "друзья". Кстати, Болонское соглашение, которое тоже не способствует развитию системы образования, - также часть этой политики. Но больше всего беспокоит то, что такой подход находит определенную поддержку в Армении - республике, которая имела, да и сегодня еще имеет серьезную науку, авторитетных ученых. Наш народ способен учиться, овладевать современными знаниями, вносить свой вклад в развитие мировой науки, технологий и тому есть масса примеров.
- А в США школьные программы не упрощаются?
- Американская массовая школа далека от совершенства. Фактически она дает самые примитивные, начальные знания. Но там есть не только частные, но и государственные элитарные школы, колледжи, где любой ученик должен свободно владеть несколькими иностранными языками, в этих учебных заведениях дают действительно глубокие знания. Выпускники этих школ составляют порядка 10%, они поступают в элитарные вузы, становятся прекрасными специалистами и полностью покрывают потребности страны в кадрах высокой квалификации. Но я против упрощения программ в Армении.
- Но в то же время приходится признавать, что дети разные, у них разные способности, разные перспективы и планы на будущее. Ведь не все могут и должны получать высшее образование. Как вы считаете, школьная программа должна быть для всех одинаковой, как это было в советское время, или более рационально иметь школы разного уровня?
- Советские школьные программы были достаточно сложными, они давали неплохие базовые знания по всем предметам и обеспечивали широкий кругозор. Выпускник советской школы был весьма образованным и развитым человеком. Да, не все полностью овладевали учебной программой, далеко не все шли в вузы, но существовала широкая сеть техникумов, ПТУ, где эти люди получали востребованные специальности, становились полноценными и уважаемыми членами общества. Сегодня система специального образования разрушена, страна испытывает дефицит специалистов среднего звена, мало где готовят квалифицированных рабочих. У выпускника школы независимо от его способностей и интересов есть главным образом один путь - поступить в вуз, где он нередко просто не способен или не желает учиться. Но в условиях платного образования практически все получают диплом. Что касается школ разного уровня, то мы, к сожалению, не богатая страна. Трудно поверить, что мы в состоянии создать достаточно широкую образовательную сеть, где дети разных способностей и интересов смогут получить адекватную подготовку.
- Но, наверное, немаловажную роль играет и тот факт, что приоритеты, ценности, само общество изменились. Образованность перестала быть престижной, а невежество - постыдным. При оценке личности и даже в нынешней кадровой политике интеллектуальный и профессиональный уровень не являются решающими факторами. Отсутствует мотивация к овладению знаниями. Ученые стали чуть ли не самыми низкооплачиваемыми людьми в нашей стране.
- Да, интерес к учебе, знаниям искусственно снижается. Лишь очень немногие хотят заниматься наукой, в нашем нынешнем обществе это ничего не дает. Сегодня даже книг не читают. Не знают Гомера, Шекспира, Данте, даже Туманяна не читают, в такой атмосфере трудно рассчитывать на высокий интеллектуальный уровень общества, на то, что во властные структуры придут люди, которые смогут принимать стратегически верные решения, эффективно использовать национальные ресурсы, грамотно строить экономику и политику. Но нельзя опускать руки.
- Процесс интеллектуальной деградации, к сожалению, идет во всем мире...
- В истории человечества были спады и взлеты. Например, в Римской империи развивались искусство, культура, но науки не существовало, там она умерла. До VIII века люди считали на пальцах, хотя уже существовало 12 томов Эвклида. Причем эти труды написаны современным научным языком, хотя современной терминологии тогда не было. Потом арабы перевели труды Эвклида, развили математику, благодаря им появилась наука алгебра, понятие алгоритма. Спады - временное явление.
- Но тогда политика активно не вмешивалась в сферы науки и образования... А нас с начала 90-х годов ориентируют на исключительно примитивную деятельность, искусственно снижается национальная самооценка.
- Нужно противостоять негативным внешним влияниям. Недопустимо изолироваться от мировых интеллектуальных и духовных достижений. Это наследие принадлежит всему человечеству. Дело ведь не только в знаниях по той или иной специальности. Этот культурный фон принципиально меняет мировоззрение, формирует приоритеты. Несмотря на достаточно пессимистический тон нашей беседы, я настроен более позитивно. Не нужно, чтобы каждый год университеты выпускали много классных специалистов. Достаточно ежегодно готовить хотя бы 10 хороших математиков, которые будут заниматься наукой, а остальные пусть будут работать программистами и т.д. Все не так драматично. Я также работаю в нескольких университетах и должен признать, что в математике каждый год выпускается несколько человек, способных заниматься наукой. Но пойдут ли они в науку, уедут или останутся - другие вопросы.
- Сегодня часто говорится о том, что наша система вузов плохо работает, а дипломы не признаются за рубежом, почему же многие наши выпускники находят работу за границей?
- Дипломы математических и физических факультетов признаются во всех странах. А то, что не признают медицинские или юридические дипломы, это нормально.
- И все-таки, почему снизился уровень системы образования?
- Нет потребности в классных специалистах, нет мотивации овладения знаниями. Зачем становиться хорошим математиком или физиком? Выгоднее стать плохим юристом или экономистом. Но, к счастью, есть люди, для которых наука - непреодолимая потребность души. Люди рождаются поэтами, композиторами, рождаются и учеными. Это даже от них не зависит. Плохо только, что не эти личности создают атмосферу в обществе.
- Что надо сделать, чтобы повысить уровень системы образования? Или надо менять общество?
- Надо платить преподавателям школ и вузов в 10 раз больше. Это поднимет престиж знаний. Надо создавать рабочие места, чтобы эти знания были востребованы, нужно по-другому строить внутреннюю политику. В Институте математики НАН РА, где я работаю, зарплата ученого не превышает 100 тысяч драмов. Это реальный пример отношения государства к знаниям. Такая же ситуация и в России. Я имел счастье окончить аспирантуру в Институте им. В. Стеклова в Москве. Это был один из самых авторитетных математических центров мира. Там было престижно работать даже уборщицей. Сегодня там нет молодых научных кадров.
- Правительство ориентирует армянскую науку исключительно на прикладные исследования. Как вы это прокомментируете?
- В основе такого подхода - очень опасное заблуждение. НАН должна заниматься именно фундаментальными исследованиями. Без фундаментальной науки не может быть прикладной. Более того, если уничтожить фундаментальную науку, система образования будет необратимо деградировать, просто потеряет смысл. Фундаментальная наука, как и музыка, поэзия, живопись, она не дает коммерческих результатов, но это то, что делает нас людьми. В сфере высоких технологий, в частности, информационных технологий, специалистов достаточно. Факультеты прикладной математики есть во многих университетах и не все выпускники находят применение, но те, кто находит работу, получают очень большую зарплату.
- Что нужно изменить в учебном процессе, программах, чтобы готовить конкурентоспособных специалистов?
- К сожалению, наши специалисты теряют конкурентоспособность. Количество создает качество, а уже сегодня недобор в вузы. Это связано с ситуацией в обществе. Учебные программы легко доступны. Но совершенствование программ не поможет. Надо кардинально менять отношение к науке и образованию в обществе. И это должно делать правительство. Если доктор наук и уборщица получают одинаковую зарплату, то чего ждать? Где востребованы специалисты? Или мы готовим кадры для заграницы? Такая ситуация в обществе - результат деятельности невежественных чиновников, которые не могут эффективно использовать национальный потенциал, предложить программы развития, основанные на применении знаний. Хорошо образованные и широко мыслящие люди смогли бы предложить эффективную стратегию развития. К решению национальных задач надо привлекать еще имеющийся в стране интеллектуальный ресурс, иначе нас ждет катастрофа. Повторюсь: фундаментальная наука играет фундаментальную роль, без нее не может быть технологий, технического прогресса. Без теоремы Пифагора ничего не получится. Без нее не было бы никаких машин, интернета, телефонов... Без великого открытия Пифагора невозможно ничего построить, создать в технике. Это и другие отношения в обществе. Но беда в том, что тех, кто не может не писать стихи и музыку, тех, кто не может не заниматься наукой, становится все меньше и меньше.
-
Bilor Kurghinyan 30-Июл-2017Но, наверное, немаловажную роль играет и тот факт, что приоритеты, ценности, само общество изменились. Образованность перестала быть престижной, а невежество - постыдным․ Սա ավագ սերունդի (սովետական դպրոցի կրթությամբ մեծացածների կառավարման արդյունքն է։) Ջահելները չէին հասցնի այսքանը անել։ Такая ситуация в обществе - результат деятельности невежественных чиновников, которые не могут эффективно использовать национальный потенциал, предложить программы развития, основанные на применении знаний. Սա ավագ սերունդի (սովետական դպրոցի կրթությամբ մեծացածների կառավարման արդյունքն է։) Պատասխանատուն, սովետական դպրոցի սաներն են, որոնք անկախությունից հետո դարձան կրթական ոլորտի պատասխանատուները, դժվար թե ջահելները հասցնեին անել այդ ամենը։ Трудно поверить, что мы в состоянии создать достаточно широкую образовательную сеть, где дети разных способностей и интересов смогут получить адекватную подготовку. Իսկ ի՞նչ կարող ենք անել մենք։ Եթե անգամ սա չենք կարող, մեր հարգարժան գիտնականների օգնությամբ, ֆունդամենտալ գիտությունը մոնիթորինգ անելը ավելի բարդ կլինի։ Не знают Гомера, Шекспира, Данте, даже Туманяна не читают, в такой атмосфере трудно рассчитывать на высокий интеллектуальный уровень общества, на то, что во властные структуры придут люди, которые смогут принимать стратегически верные решения, эффективно использовать национальные ресурсы, грамотно строить экономику и политику. Դպրոցում եմ աշխատում շատերը գիտեն, իսկ երկրորդ նախադասության մասին կասեի, "վայ, ցավներդ տանեմ", փաստորեն այնպիսի սերունդ եք դաստիարակել, որ չեք կարող նրանց վստահել։ Կամ հատուկ եք արել, որ անփոխարինելի դառնաք ու հիմա Ձեր լոզունգն է, ջահելներին տեղ չտաք՝ մենք ենք միակը, քանի կարողանում ենք քայլել, ոչ ոք չպիտի փայլի (սովետական կրթությու՞նն է Ձեզ սովորեցրել, թե սովետական կրթությունը Ձեր կողքով է անցել)։ Хорошо образованные и широко мыслящие люди смогли бы предложить эффективную стратегию развития. Ի՞նչն է իրենց խանգարում գրել դա այսպիսի հոդվածների տեսքով։ Սա նաև հակասում է վերը գրված մտքին։Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.
-
2024-11-15 10:26
В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.
-
2024-11-02 10:13
В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-28 10:11
На данном этапе объектом андреасяновского эксперимента под предлогом реформы образования стали свыше 250 тысяч школьников – обучение по новым критериям образования ведется в 7-и из 12-и классов учебных заведений страны. Бурная деятельность Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении с призывами министра Жанны Андреасян «мыслить без рамок и искать нестандартные подходы и творческие решения» и внедрением учебной программы, требующей пересмотра всех учебников, поступательно ведет систему образования страны к краху.
-
2024-09-11 13:16
Министерство образования, науки, культуры и спорта РА активно избавляется от инакомыслящих кадров и рушит вузовское образование. Об этом сообщили уволенные преподаватели ведущих вузов республики на пресс-конференции, состоявшейся 9 сентября перед головным зданием ЕГУ.
-
2024-09-02 09:32
2 сентября стартует учебный год, который был анонсирован как завершающий этап перехода на всеобщее инклюзивное образование. Армения, согласно принятым 10 лет назад обязательствам, вступила в эпоху равных возможностей развития и доступности обучения, независимо от состояния здоровья и условий проживания каждого учащегося. Вопрос в том, насколько обязательства на бумаге соответствуют реалиям.
-
2024-08-30 09:46
Учителя, родители и эксперты в сфере образования бьют тревогу: по сложившейся печальной традиции 2024-2025 учебный год начинается без внушительного списка новых версий учебников. И если в прошлом году Министерство образования, науки, культуры и спорта не успело к 1 сентября подготовить к школе 11 наименований учебников для 4, 7 и 9 классов, то в новом учебном году многоголовый МОНКС побил собственный антирекорд - теперь целых 13 наименований учебников не готовы к началу занятий.