ВСПОМИНАЯ ОГАНА ДУРЯНА
Прославленного музыканта Огана Дуряна справедливо считают одним из выдающихся армянских дирижеров, которому 8 сентября этого года исполнилось бы 95 лет. Оригинальный, ни на кого не похожий, своеобразно мыслящий художник за дирижерским пультом словно заново открывал исполняемую им музыку. Не случайно его называли Тосканини Восточной Европы, королевским дирижером, "который творит чудеса в музыкальном мире..." А один из критиков отмечал: "Таких, как Дурян, на нашу планету Господь отпускает единицы".
...В 1957 ГОДУ В МОСКВЕ ПРОШЕЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, в котором приняла участие и французская делегация, включавшая и молодых людей армянского происхождения. То, что произошло в Колонном зале Кремля, было сверх ожидания. После фортепианного концерта Рахманинова зал взорвался оглушительными аплодисментами. Это была первая встреча Дуряна с советскими зрителями. Здесь же французские гости познакомились с Арамом Хачатуряном, который организовал выступление Дуряна с симфоническим оркестром Московского радио.
Фестивальные дни пролетели быстро, и уже с официальным приглашением от Католикоса Вазгена Первого Дурян с трепетом в сердце направился в Ереван. Незабываемы были концерты с Филармоническим оркестром Армении, первые выступления на армянской сцене, теплое и родное отношение к нему музыкальной общественности. Через месяц после приезда в Ереван Дурян уже имел армянское гражданство и получил приглашение на постоянную работу на должность второго дирижера Филармонического оркестра.
С этого момента начинается новый виток его творчества. Он становится неотъемлемой частью армянской музыкальной культуры. В его репертуаре наряду с произведениями европейских, русских авторов появляются сочинения национальных классических и современных композиторов. В его яркой интерпретации звучат творения Комитаса, Тиграняна, Спендиарова, Хачатуряна.
Уже через год Дуряна назначают главным дирижером Государственного симфонического оркестра Армфилармонии. Руководя оркестром, он поднял уровень его исполнительского мастерства на еще более высокую ступень. Свою деятельность дирижер развернул и за пределами Союза. В начале 60-х годов ширится география гастролей – и везде успех, аплодисменты, цветы...
В 1962 году Дуряна пригласили в Лейпциг дирижировать концертом знаменитого оркестра Гевандхаус. Интерпретация дирижера симфонических произведений Шостаковича, Равеля, Бородина не оставила равнодушным никого. Особенно поразила гармония во взаимоотношениях оркестрантов и дирижера, выступившего без партитур и дирижерской палочки. После концерта Дуряну было предложено принять участие в конкурсе на свободное место художественного руководителя оркестра, несмотря на то что уже было два претендента. Вскоре Дуряну было объявлено, что именно он по желанию многочисленной общественности и оркестрантов стал избранником коллектива. Но, прежде чем согласиться на подобное предложение, он должен был заручиться согласием Москвы. И соответствующие органы дали ему понять, чтобы он даже не помышлял об этом. Однако спустя три года Дурян получил новое предложение. На этот раз Москва не запретила, но и не дала полной свободы. Маэстро должен был совмещать свои обязанности в Ереване и Лейпциге.
А МЕЖДУ ТЕМ НАСТУПИЛ 1968 ГОД – СОБЫТИЯ В ЧЕХОСЛОВАКИИ. Москва вынудила вернуться Дуряна в Ереван. Железный занавес изменил все его творческие планы - были сорваны гастроли в Финляндии, Швеции, Норвегии, Югославии, США, Японии. Для творческого человека такие запреты были невыносимы, когда подавлялась свобода. Местные власти были бессильны перед директивами Москвы. Да еще произошел конфликт в Ереванском оперном театре. Атмосфера вокруг дирижера становилась мрачной.
В это время Дурян получил приглашение в Бейрут. Он решился на отчаянный шаг: обратился в Посольство Америки, попросив разрешения на выезд в США. Разрешение было получено.
В США он поселился в Сан-Франциско и первое время жил так, чтобы о его местонахождении не догадывались. Но всевидящее око КГБ достало его в Америке. Его уговаривали вернуться и обещали удовлетворить все требования. Но Дурян сомневался. Единственное, о чем он мечтал, воссоединиться с семьей. Вскоре он переехал в Нью-Йорк. Но даже при вмешательстве ООН Москва запретила семье Дуряна выезд в США, продолжая уговаривать его вернуться в Ереван. И лишь весть о том, что сын, скучая по отцу, тяжело заболел, вынудила его вернуться. Ему запрещали выезды не только за рубеж, но и в Москву. В такой обстановке он продолжал работать, а ереванский зритель и гости армянской столицы отвечали ему искренней любовью, восхищаясь блистательной интерпретацией опер "Ануш", "Алмаст", "Аршак II" и симфонических произведений.
В 1973 году Дурян был приглашен в Лос-Анджелес и Нью-Йорк с оперой "Ануш". Но и тут последовал отказ, хотя позже Москва, как и Ростроповичу, разрешила Дуряну выехать на работу за рубеж на два года, но визу выдали на шесть месяцев с условием продлить. Когда пришел срок продления, разрешение затягивалось. Дурян выступил по австрийскому телевидению, попросил политического убежища. И именно в это время пришло разрешение, но было уже поздно. В 1977 году, вручая дирижеру австрийский паспорт, премьер-министр Австрии Бруно Крайски сказал: "Для нас очень почетно и радостно иметь такого гражданина, как вы".
До 1980 года Дурян жил и творил в Австрии, а затем обосновался в Марселе. А в 1987 году был назначен главным дирижером Авиньонской оперы. Выступая за рубежом, Дурян никогда не забывал об Армении, часто выступая со многими видными армянскими музыкантами и певцами.
1988-1991 ГОДЫ ОЗНАМЕНОВАЛИСЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ДУРЯНА ТЕМ, ЧТО в качестве приглашенного дирижера он выступал в ЮАР и одновременно давал уроки мастерства местным музыкантам. Дома, в Марселе, его ожидал сюрприз - приглашение в Ереван от министра культуры Армении Перча Зейтунцяна. Музыканту предлагалось возглавить Филармонический оркестр Армении. Это были годы, когда республика только вступила на путь независимости и нуждалась в поддержке, в том числе и со стороны деятелей культуры.
В 1991 году дирижера вновь пригласили в Ереван для участия в мероприятии, посвященном сотрудничеству Ереванской консерватории и Нью-Йоркской Джульярдской академии. Здесь Дуряном была учреждена его именная стипендия для отличившихся студентов, будущих дирижеров. Именно в эти дни он решил вернуться на родину окончательно. И уже скоро выступал в качестве главного дирижера Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, а также его детища – Симфонического оркестра радио и телевидения Армении.
В 1993 году в оперном театре состоялись две премьеры – опера Доницетти "Полиутто", поставленная Тиграном Левоняном, и балет "Отелло" Лориса Чкнаворяна. Это были по-настоящему большие события, достигнутые талантливыми музыкантами. Но, к сожалению, после этого атмосфера в театре накалилась, и дирижер покинул Оперный театр, продолжая выступать за рубежом.
В 1999 году круговорот жизни вновь привел Дуряна к должности главного дирижера Ереванской оперы... Но это продлилось недолго. В 2001 году он был уволен тогдашним министром культуры. Оскорбленный Дурян покинул Армению и принял руководство Московским симфоническим оркестром Центра Стаса Намина и проработал там более четырех лет.
Дурян говорил: "Дирижерское искусство в мире не везде понимают хорошо. Люди думают, что дирижер должен хорошо и четко махать руками – так, чтобы видели музыканты. Это не так! Кроме этого, в пальцах дирижера должна присутствовать душа музыки. Это качество присуще только большим мастерам"... В 2011 году в возрасте 88 лет Маэстро умер.
Феномену дирижерского таланта Огана Дуряна, его восхождению на Олимп посвящен фильм, созданный Продюсерским центром Стаса Намина. В Лейпциге издан богато иллюстрированный альбом "Оган Дурян: дирижер и композитор. Магнит. Вулкан. Мистик". А на стене дома, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 17:43
Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.
-
2018-12-14 15:26
14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.
-
2018-12-10 16:06
В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).
-
2018-12-05 16:15
7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды: приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…