ВМЕСТО ГОЛОСА ЗВУЧАЛА ФЛЕЙТА
Вот отзвучала волнующая мелодия, растаяли в огромном пространстве музыкальные фразы - и в благостную тишину замершего зала Метрополитен-опера вливаются удивительно чарующие звуки прекрасного голоса Рене Флеминг, выступающей в роли Ринальдо в редко исполняемой опере "Армида" Россини. Партию Астароте исполняет наш соотечественник, замечательный певец Егише Манучарян, который неоднократно был партнером блистательной оперной дивы на главной оперной сцене Америки.
ОТДЕЛЬНЫЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЭТОЙ ОПЕРЫ ОН МНЕ ПРИСЛАЛ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД. Исполняя свою партию в опере Россини, Рене Флеминг превратила ее в сверкающий бриллиант вокального и сценического мастерства, лучи которого неудержимо привлекали к себе внимание зрителей и слушателей. Но могла я предположить, что через несколько лет мне предстоит воочию увидеть ее на нашей сцене, слушать голос дивной красоты?
Единственный концерт Рене Флеминг состоялся в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы" в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова. Напомним, что благодаря неиссякаемой энергии и энтузиазму "Перспектив" - члена Европейской ассоциации фестивалей, вошедшего в десятку музыкальных форумов мира, его руководства композитора Степана Ростомяна (председатель) и главного менеджера Соны Ованесян сегодня Армения - абсолютный лидер по музыкальной части в регионе и даже среди стран СНГ. Ведущие оркестры мира и солисты мирового уровня в рамках фестиваля стали гостями не только нашей страны, но и всего региона. Во многих случаях они впервые приезжали на территорию СНГ.
Что же касается Рене Флеминг, то ее приезду в Армению способствовал и художественный руководитель Национального оперного театра Константин Орбелян, который еще до приезда американской оперной дивы в Ереван аккомпанировал певице со своим оркестром - Российским камерным - во время ее гастролей в России.
Зал оперного театра был переполнен. По ропоту растекавшейся по залу публики, по ее оживлению, по какому-то особому содроганию воздуха можно было определить: будет триумф. И он состоялся. Едва она появилась на сцене - стройная, грациозная, элегантная, с мерцающими яркими глазами и лучезарной улыбкой, как публика, сраженная ее обаянием, зааплодировала. Натура яркая, неординарная, Флеминг обладает удивительной способностью "влюблять" в себя людей. Обаяние и силу ее эмоционального воздействия испытали на себе многие из тех, кто был на ее концерте, слышал ее чистый голос редкостной красоты тембра. Ее ум, живость, манера держаться на сцене вызывали у зрителей прилив энтузиазма, рождали чувство какой-то безудержной радости.
РЕНЕ ФЛЕМИНГ ПОЧТИ НЕ ПОКИДАЛА СЦЕНУ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ оркестровых номеров: увертюр к опере "Орфей в аду" Оффенбаха, операм "Сила судьбы" Верди, "Руслан и Людмила" Глинки, исполненных симфоническим оркестром театра под управлением К.Орбеляна. Пела много, щедро. И каждый раз не только восхищала своим прекрасным исполнением, но и поражала неувядаемостью таланта. Говорят, что певцу нужны две жизни: одна, чтобы накапливать опыт и приобретать мастерство, а другая, чтобы все это использовать. Но, увы, пока приобретается опыт, певец начинает терять голос. Только очень редким артистам удается сохранить и то, и другое.
Рене Флеминг и сейчас волнует до глубины души, находя все новые и новые краски, нюансы, добиваясь большой гибкости, подвижности, не теряя при этом свежести и силы звучания. Вот звучат отрывки из Chants d`Auvergne Жозефа Кантелубе. Красивый нежный голос певицы то возвышается над окружающим пространством, то словно бы нежно парит над землей, то тает во вкрадчивом смирении, то раскатывается веселой шуткой. Никогда не доводилось "слушать" в нашем зале такую тишину, как на ее концерте. Чтобы не упустить ни одного звука ее голоса, люди, казалось, переставали дышать.
Арии Дездемоны из оперы "Отелло" Верди, Маргариты из "Мефистофеля" Бойто, Адрианы из "Адрианы Лекуврер" Франческо Чилея, "Русалки" Дворжака спеты с глубоким чувством и пониманием.
Как раскрыть мир столь разных героинь? Как передать слушателю трагедию человеческой души без посторонних атрибутов, только средствами голоса и музыки? Как донести до слушателя современность шедевров, рожденных много лет назад? Думается, решению этих проблем способствуют замечательная интуиция и высокая культура. Певица именно "проживает" в музыке жизнь своих героинь со всей искренностью и тонкостью чувств. И тут мы сталкиваемся с интересным феноменом: исполнительское решение органически сливается с одной из важнейших граней творческого облика артистки - ее психологическим, театральным даром, который с полным блеском раскрылся и в последующих произведениях программы. Несомненно, Флеминг предстала в концерте как высочайший мастер психологической детали. Ею она владеет в совершенстве, опираясь на бесконечное разнообразие вокальных штрихов. Феномен Рене Флеминг трудно объяснить, его можно лишь констатировать. Наверное, у сидящих в зале не раз возникал вопрос: как удается ей сохранить в идеальной форме свой вокальный аппарат, в то время как ее коллеги, включая и гораздо более молодых, теряют форму и постепенно сходят с дистанции.
НЕ РАЗ ПРИХОДИЛОСЬ ВСТРЕЧАТЬ ПЕВИЦ, ПЫТАВШИХСЯ ПОТРЯСАТЬ СЕРДЦА, не имея зачастую иных средств, кроме честолюбия и напористости. Нередко они безмерно эксплуатируют собственную природу, забывая о музыкальности, плавности, изяществе вокальной линии, подменяя подлинные чувства - чувственностью. Но Рене Флеминг - артистка в высоком значении этого слова. Не страшась обвинений в "несовременности", она предпочитает оставаться верной себе, своим эстетическим критериям, усвоенным навыкам и исполнительскому стилю. Ее голос - единственный в своем роде, терпкий и одновременно отчужденный, которому певица отдает весь жар своей души и многолетний опыт, как плодоносящее дерево.
В романсах Рахманинова "Не пой, красавица при мне..." и "Вешние воды", - емких, насыщенных и в то же время лаконичных, нет общих мест, незначительных деталей - в них важно все. Услышав ее исполнение этих романсов, поразилась тому, как традиции виртуозного академического пения, освященные легендарными русскими именами, безвозвратно канувшие в Лету, вдруг воскресли в этой уникальной женщине, далекой американке с непоколебимым спокойствием и уверенностью дарившей публике россыпь тонких непринужденных звуков, феноменально высоких и легких, точно на крыльях, которые запомнились как какое-то чудо вокала - вместо голоса звучала флейта. Все внимание исполнительницы сосредоточено на внутренней сути исполняемого произведения, на чувствах и психологии мятущихся героинь. Изумительное чутье, пастельные полутона, сценический талант, тонкое ощущение стиля произведения, соразмерность вокальных средств, умелая дозировка дыхания, необычное актерское дарование - все эти качества певицы помогают ей решить любые вокальные трудности.
В этот вечер достаточно чутким оказался и аккомпанирующий певице симфонический оркестр оперного театра под управлением Константина Орбеляна. Почти не было обычных расхождений оркестра с солистом, не было чрезмерных звучностей, мешающих солисту в полную меру выявить свои возможности. Оркестр и его руководитель явно очень постарались сохранить чувство меры и соответствовать историческому моменту. Певица была явно довольна оркестром и приемом публики, которая после каждого исполненного произведения кричала "браво" и взрывалась аплодисментами. Она боготворила публику, и та платила ей беззаветной любовью. А как иначе выразить благодарность?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-05-09 11:04
Нам, увы, не стоит объяснять, что такое экзистенциальная ситуация. В этой ситуации между жизнью и смертью и возникают главные вопросы. В чем смыслы, в том числе - смысл жизни? И в чем ее ценность и преимущество перед небытием? Что такое человек? И какова его ответственность за все, что совершается с ним и вокруг него?... Проклятые вопросы. Гамлетовсике вопросы.
-
2024-04-10 10:10
"Мне уже говорили, что давно не было ни такого аншлага два дня подряд, ни такого приема, поэтому я сегодня проснулась счастливой. Понимаю, что тут встреча с легендарным московским театром наложилась на неожиданность увидеть меня в качестве драматической актрисы, но... Мои коллеги, улетевшие совершенно ослепленные Арменией, армянской публикой и этим приемом, в один голос повторяли: "Никогда такого приема не было!", - говорила Сати Спивакова, подводя итоги своего первого явления в родном Ереване в качестве театральной актрисы.
-
2023-12-14 10:57
Директором Ереванского Государственного театра кукол им. Ов. Туманяна Арташес БАБАЯН стал относительно недавно, но уже успел снискать в профессиональных кругах имидж самого крепкого молодого арт-продюсера. А вот теперь еще стал Марко Поло армянского театра - на протяжении почти месяца Театр кукол с двумя спектаклями - "Дюймовочка" и "Буковски" - был в туре по городам и фестивалям Китая, и это, кажется, первопроходчество. Наша беседа - о праздниках фестивалей и реалиях театральной реформы.