"БЕСКОНЕЧЕН ИГРАЮЩИЙ СВЕТ…"
В этом году ученому и поэту Сергею МАНДРИКЯНУ исполнилось бы 50 лет
Он родился 3 октября 1967 г. в семье врачей. Уже с ранних лет Сергей выделялся среди сверстников широтой интересов, занимался плаванием и баскетболом, получил музыкальное образование по классу виолончели, прекрасно владел английским. Но любовь к археологии оказалась сильнее всех прочих увлечений и интересов. Получив аттестат с отличием, Сергей поступил на исторический факультет МГУ, который также окончил с отличием в 1990 году. После возвращения в Ереван он поступил на работу в Институт археологии и этнографии НАН РА, принимал участие в ежегодных экспедициях, пока позволяло здоровье. В конце 1994-го он защитил кандидатскую диссертацию "Металлы Армении эпохи бронзы".
ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ В АРМИИ В 1986-1987 гг. СЕРГЕЙ МАНДРИКЯН БЫЛ комиссован по болезни, которая в последние годы жизни окончательно приковала его к постели. Свой недуг он переносил стойко и мужественно. В ноябре 2004 года он ушел из жизни в возрасте 37 лет. Не стало ученого и поэта. Ведь Сергей Мандрикян, по образному выражению, был одновременно и физик, и лирик. Он, по собственному признанию, в юности не очень-то любивший литературу, сам удивился, что неожиданно для себя стал писать стихи. И какие! Если поэтический дар проявился не сразу, не рано, как это произошло с Сергеем Мандрикяном, значит не пришло еще время. Когда же оно наступило, таившийся в нем дар прорвался наружу мощным потоком поэтических строк, несущих на себе неординарной натуры автора.
Вначале были публикации, подборки стихотворений в периодических изданиях, и, наконец, выходит в свет первый поэтический сборник "Свет и тени". О силе таланта можно было судить и по поразительной точности названия цикла стихотворений, вобравших в себя глубину и многогранность восприятия мира, его светотени. И по прекрасным лирическим строкам, мгновенно рождающим ответный отклик в сердце читателя, строкам, пронизанным высоким поэтическим духом, что отличает истинных поэтов. Его философичному стиху "известно напряженье полярных сфер, где гром не стих и продолжается движенье".
Это философская лирика, в ней мудрое осмысление жизни, проникновение в суть вещей, в пласты сакральных законов, повелевающих ходом времени и истории. Рано познавший трагическую сторону жизни, Сергей Мандрикян переплавил познанное в лирические строки, пронизанные светом и верой. Он пишет о неустроенности мира, о мрачных тенях, легших на его лик, испытываемой порой невероятной усталости от суетного мира, но тут же пересиливает себя: "устал - но надо подниматься и идти". И помогает ему в том чудесная музыка - музыка речи:
Струится она, как текучий состав
Терцинами смеха и басом октав.
СЕРГЕЙ МАНДРИКЯН МАСТЕРСКИ ОВЛАДЕЛ "РЕМЕСЛОМ" ПОЭТА. Метафора, образность, точные эпитеты, неологизмы, ритмика и разнообразие поэтических жанров - свидетельство того, что он состоялся как поэт. Надо отдать должное поэтическим находкам автора, тонким и точным наблюдениям: "В глаза людей, забывших имя Бога, глядят глаза всевидящих собак", "И на скрижалях поколений оставив звукоросчерк свой".
Его стихи дают силу человеку, чтоб не согнуться, не сломиться под ударами судьбы. И как не откликнуться на призыв поэта, не последовать ему:
Помолись - и не думай о смерти:
Бесконечен играющий свет,
Этой пестрой сплошной круговерти
Свой пытайся оставить привет.
Свой привет Сергей Мандрикян оставил в щедром литературном наследии. В поэме "Дни", к слову, навеянной ему произведением античного автора Гесиода "Труды и дни", поэт признается, что "... боялся не успеть сказать о всех светло и прямо". Успел. Это и "Роман в стихах", и семь поэм сборника "Ритмы", и книги поэзии "Путь", "Холодный свет", "Россыпь", "Новые песни" с их пространными циклами, темы которых поистине необъятны.
Но одна из них - быть "Человеком, пока рассудок в теле тлеет" - проходит сквозной линией через все его творчество. И насколько актуально напоминание поэта, что "убегая от Толпы, мы обретаем Человека", Сергей Мандрикян высказывает удивительную, прекрасную по своей сути мысль: "... и в сборник соберут источник наших светов - в Евангелие от поэтов". Но нелегка миссия поэта, ибо
Трудней всего
Идти в огонь - и не обжечься,
Сказать, не оскорбляя никого -
И не отречься,
Живому правду говорить -
Не возвещая,
И все безумное простить -
Не забывая.
Но он верен своему служению. И об этом строки стихотворения Ad spiritum:
Лазутчик я; тайный соглядатай
Больших и малых глупостей земных,
И - за людей по-прежнему ходатай -
Сплетаю стих.
Глубина философской лирики Сергея Мандрикяна, его широкой эрудиции особо ощутима в поэмах сборника "Ритмы". В них новый уровень осмысления пройденного им жизненного и творческого пути. Различные по форме и тематике поэмы объединены идеей поиска неких универсальных космических ритмов бытия.
ПО СИЛЕ ТАЛАНТА МАНДРИКЯНУ-ПОЭТУ НЕ УСТУПАЕТ МАНДРИКЯН-ПРОЗАИК И ДРАМАТУРГ с характерным для него мироощущением и стилем, поэтичным в одних произведениях и пронизанным философским мышлением, юмором и иронией - в других.
Первым произведением в жанре прозы стала автобиографическая повесть "Большой скачок", сюжетом для которой послужили годы учебы в МГУ. Это уже потом были написаны драмы "Где же Гомер?" и "Крушение", сборник рассказов "Обыкновенная история", повесть "Больница", "Сказочки" - притчи, роман "Знак воздуха", сюжетом которого стала археологическая экспедиция. Особый интерес представляет такая оригинальная вещь, как "Человеческая история" с ее духовно-философским осмыслением общечеловеческого процесса. Река Времени несет поток человеческой истории, прослеживается тенденция от разрозненных неолитических центров к глобализации.
Воздаст читатель должное и философскому роману "Приговоренные к счастью", как и другие произведения автора, тоже во многом автобиографические. Это сложное по мысли и форме произведение, требующее вдумчивого прочтения и проникновения в суть. Мысли порой парадоксальны и афористичны, что придает произведению особый шарм. Привлекают внимание неординарные рассуждения о процессе инволюции Духа в материю с последующей эволюцией этой самой материи, осознание того, что источник подлинного счастья человека находится в нем самом, и в этом смысле все люди приговорены к счастью. Для процесса эволюции нужна работа, и земная жизнь - прекрасная сфера приложения сил. Для творческого человека главное - "успеть схватить и высказать обжигающее слово"...
Сергею Мандрикяну это удалось. Его творчество - живительный родник, приникнув к которому обретаешь новые силы, веру и надежду.
Когда Время уносит печаль
И само на себя не похоже,
Тебе прошлого больше не жаль -
Нужно чаще сбрасывать кожу.
Когда ветер поет за окном,
А вокруг - лишь угрюмые рощи,
Жизнь становится радостным сном -
Нужно чаще сбрасывать кожу.
Постоянства печальный мотив
Манит подвигом зрелым, и все же:
Ты из крови и плоти, ты жив -
Нужно чаще сбрасывать кожу.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-02-02 14:43
Прощальное слово Ваге КАЧА, а также с 90-летием В жизни мне никогда раньше не приходилось присутствовать на такой странной церемонии... 25 января 2003 года в десять часов утра в парижской церкви на улице Жан Гужон собралось едва двадцать человек, десять из них - родственники покойного. Не более того. И это несмотря на объявление и на то, что смерть, последовавшая две недели назад, нашла отклик не только в средствах информации армянской колонии, но и влиятельные газеты страны известили о ней, высоко оценив его вклад в кино и литературу Франции. Да, что-что, но хотя бы прилично похоронить умели. И это качество тоже стали утрачивать...
-
2017-10-23 15:37
Наша беседа шла за чашечкой кофе. Оперная певица (драматическое сопрано) и композитор Майя Африкян и концертмейстер, педагог музшколы им. С.Бархударяна Лилиана Дарбинян недавно вернулись из Севастополя, где состоялся Международный фестиваль-конкурс "Звезда Крыма". Вернулись с наградами.
-
2017-06-09 16:14
10 июня скрипач и педагог, дирижер и камерный исполнитель, заслуженный артист Армении с мировой славой Амаяк ДУРГАРЯН отмечает свое 75-летие. Дата знаменательна вовсе не ее величиной, а объемом многогранного творчества. К тому же для виновника торжества день юбилея - "рабочий день": вечером в Доме камерной музыки им. Комитаса состоится юбилейный концерт, где он выступит с Камерным оркестром Армении (рук. В.Мартиросян). И в этом тоже "изюминка", она из его творческой биографии.
-
2016-10-06 15:12
В этом году прославленной скрипачке Анаит Цицикян исполнилось бы 90 лет. Ее образ ассоциируется с ярким талантом, творческим порывом, высоким интеллектом, волей, трудолюбием, глубокой и тонкой душевностью натуры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…