Последние новости

АДМИРАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ФЛОТА

"Ушел из жизни режиссер, художественный руководитель Государственного Русского театра им. Станиславского народный артист Армении, лауреат Государственной премии Армении, заслуженный деятель искусств России, лауреат Международной премии Станиславского и Международной премии Смоктуновского, кавалер ордена Дружбы РФ, обладатель медали РА "За заслуги перед Отечеством" I степени Александр Григорян" - какая невозможная фраза!

СамсоныЧ - не может! Не может уйти, бросить, устать, перестать - делать Спектакль, быть флагманом, адмиралом не только своего театра - всего нашего театрального флота.

 Не может не гореть этой жаждой жизни, страстью жить, жить интенсивно, ярко, не утрачивая к жизни вкуса и интереса, не давая нереализованным планам загубить себя. Не может перестать бороться!

За последние два года он перенес какое-то невероятное количество тяжелейших операций. Близкие говорили Тамаре - его супруге, которой в списке под названием "Жена художника - это служение" уготовано почетное место: "Не стоит рисковать - возраст, очередной наркоз"... Он настаивал на риске, требовал. Требовал возможности для себя - каждый день репетировать, приходить в театр. В его театр. Когда этой живительной возможности не стало - он ушел.

"Сегодня, когда я вошел в свой кабинет, в первые секунды мне показалось - здесь какая-то свадьба намечается... А потом подумал - ну да, моя свадьба с театром. И этой свадьбе - 50 лет! 50 лет назад, через три часа после прилета в Ереван, я впервые вышел на сцену этого театра, чтобы приветствовать его коллектив... Я принимал этот театр с абсолютным убеждением, что он должен быть лучше, ярче, интереснее многих существовавших тогда в республиках русских театров - как тогда говорили, чтобы был, "как в Москве"...

Сколько счастья я испытал за эти годы! Счастье понимания своей страны, ежедневное постижение своего народа, своей культуры и попытка помочь ей, внеся свою лепту в процесс ее развития. Удалось ли - судить вам. Но эти 50 лет у меня в сердце, я очень переживаю за то, что не удалось, радуюсь тому, что что-то все-таки удалось. Я полюбил стены этого театра, я полюбил его дух, витающий здесь благодаря людям, которые здесь работали и работают. Я очень люблю всех вас. Низко кланяюсь всем за вашу любовь и преданность нашему общему делу, тем чести и достоинству, с какими вы несете звание Русского театра города Еревана. Русского театра, как мы любим говорить, с небольшим, а, скорее всего, с большим армянским акцентом"... Два года назад он говорил так со сцены родного театра, который отмечал беспрецедентную дату - 50 лет бессменного руководства коллективом, и голос его срывался от волнения, а за короткой речью стояла целая жизнь - большая, интенсивная, полная взлетов и падений, мигов счастья и мигов горечи, жизнь, которую не способны вместить в себя никакие книги и фильмы, вышедшие о большом артисте.

 Золотая свадьба с театромОН, ВЫПУСКНИК ЛЕНИНГРАДСКОГО ИНСТИТУТА, УСПЕВШИЙ В САМОЙ молодости поруководить театром Смоленска, любил повторять, что в его переезде в Ереван решающую роль сыграли не карьерные перспективы и посулы золотых гор, а звонок отцу.

Самсон Григорян был уверен: "Ты должен работать в Армении!" Это был голос карабахской крови, который в Александре Самсоновиче не умолкал никогда. И боль Карабахской войны, боль за каждого погибшего на арцахской земле солдата не просто резонировала в нем. Она отдавалась эхом, в отголоске которого слышалась память о другом Баку - городе у моря из его детства. И эта боль рождала не один спектакль. Спектакль-крик - остановитесь!

Когда он просился из Ленинграда в Ереван на дипломную работу, его мастер Леонид Вивьен, портрет которого висел у Григоряна в кабинете как святой лик, сказал: "Ты должен въехать в Ереван на белом коне!"

Он вскочил в седло этого белого коня сразу и бесстрашно, чтобы проскакать на нем дорогу длиной в жизнь. Длиной в жизнь Русского театра, который стал его детищем, славой и гордостью. И славой, и гордостью страны. Со своим детищем он носился, как самая трепетная нянька, и мог быть строгим и жестким, как самый требовательный учитель. Он помогал, устраивал, поддерживал, когда надо - выбивал. Готовые положить жизнь за звание актеры других театров в кулуарах шептались: "А вот на Русский театр поток званий прямо-таки сыпется. Ну, у них Самсоныч!"

Не у всех был Самсоныч. Самсоныч был у всех нас. В любой глобальной проблемной ситуации все ждали, какую позицию займет Григорян. Это был не просто авторитет коллеги, старшего по возрасту и званиям. Это был бьющий через край талант лидера, умение оседлать гребень самой крутой волны и выйти из ситуации победителем.

Он оседлал девятый вал революции, когда в кабинете художественного руководителя Русского театра стали раздаваться угрожающие звонки. Какая-то сильно правая газета напечатала статью с предложением гнать Русский театр из Армении поганой метлой, а ему доброжелатели из высших сфер советовали забрать семью и уехать. Он остался, ежедневно разруливая ситуацию не с "культурными" чиновниками, а с людьми, вооруженными автоматами. И в конце концов штормовая волна забилась у его ног ласковым приливом.

В ЧЕРНЫЕ, ХОЛОДНЫЕ БЛОКАДНЫЕ ГОДЫ ОН ПРОДОЛЖАЛ РАБОТАТЬ С УПОРСТВОМ ПОЛЯРНИКОВ. Эти зимние посещения театра образца 92-94-х годов! Обязательный дресс-код: четыре свитера вместо обычных двух под шубу, по две пары перчаток - аплодисменты с амортизацией. В таких условиях показывал Русский театр пикантную комедию "Эти французские штучки", когда в зале в самом начале второго акта погас свет. Опыт двух лет подсказывал - это надолго. Григорян взлетел на сцену, начал что-то говорить, жестикулируя и буквально руками толкая вперед действо. "Вот здесь идет песня Патрисии Каас", - и запел срывающимся то ли от холода, то ли от переполнявших его эмоций голосом. Щелкнули первые зажигалки. Зажглись синеватым светом карманные фонарики, у кого-то даже нашлись свечи. Но ярче всего на сцене Русского театра горел Григорян, который ярко светился, превращая минуту спектакля в момент истины, а театр в храм не только искусства, но веры и надежды.

Самсоныч ушел. Это как остановилась атомная станция. И еще будут коллапс, кризис и лихорадочные поиски замены, которая так и не отыщется. Нет, конечно, в ереванском Русском театре им. Станиславского будет новое руководство, и театр - будет. Но это будет уже другой театр. Потому что таких людей, как Александр Самсоныч Григорян, больше не делают. Это долгая и кропотливая работа времени. Иного, не такого как наше, в котором все заточено на себя, на личный успех. Наше время - время других режиссеров - профессиональных, иногда даже талантливых. Оно их выпускает, а не изготавливает. Время адмиралов - художественных руководителей, строителей, хранителей, борцов за Театр, готовых отстаивать его всем собой, уходит. И "не жизни жаль с томительным дыханьем - что жизнь и смерть? Но жаль того огня, что просиял над целым мирозданьем. И в ночь идет. И плачет, уходя".

Театр Армении плачет по своему Самсонычу...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАРОНЯНОВЦЫ: "ЕРЕВАН 2024", ШАНХАЙ И "ПРАЙМТАЙМ"
      2024-11-22 12:12

      Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • ИШХАН
      2024-05-23 10:39

      Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.