Последние новости

...И ДОЖДЬ ПОПОЛАМ С СОЛНЦЕМ

          Эти заметки вызваны желанием хоть как-то воздать должное памяти художника, незаслуженно обойденного вниманием и при жизни, и после смерти, по крайней мере до сих пор. В этом году Ашоту Баяндуру - замечательному живописцу и графику исполнилось бы 70 лет.

С ИМЕНЕМ АШОТА БАЯНДУРА У ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ СЕРЕДИНЫ 70-х связано нечто совершенно очаровательное. Те, кто знал Баяндура лично, помнят мягкое обаяние его человеческих качеств и одновременно очень высокую требовательность к себе серьезного живописца.

        Порой трудно сказать, что интереснее - картина или человек, ее написавший. Я имею в виду хорошие, потому что плохие картины тем и плохи, что рождаются как результат унылой поденщины, и тут сквозь краски не просвечивает ни малой капли души человеческой, судьбы, облика неповторимой натуры автора. Ашот Баяндур написал мало. Может, мог бы создать больше. Но есть иная точка зрения: художник может написать столько, сколько он написал. Пожалуй, эта точка зрения не лишена смысла, если не иметь в виду чрезвычайные случайности, обрывающие жизнь художника безвременно и трагически. Ашот ушел из жизни от инфаркта - самой распространенной болезни нашего века. Было ему всего 56 лет.

         У него было счастливое сочетание профессионального мастерства и тонкой душевной организации. Он мог заставить зрителя волноваться, сопереживать его героям, и самое главное - он верил, что самоотверженность, подвижничество, самопожертвование - необходимые качества художника, который хочет остаться честным перед собой и перед искусством.

         Ашот Баяндур был, что называется, не от мира сего, обладал благородной мужской красотой и душевным изяществом. Это шло, конечно, прежде всего от семьи, в которой он рос. Отец - Саркис Баяндур, главный редактор журнала "Советакан арвест" - удивительная личность, интеллигентный, мягкий человек, с которым было легко и приятно общаться. Мать - известный армянский лирический поэт Маро Маркарян, сестра - прекрасная переводчица Анаид Баяндур, особенно известны ее переводы произведений Гранта Матевосяна.

        Живописец и график Ашот БаяндурНЕВЫСОКОГО РОСТА, С ВНИМАТЕЛЬНЫМ И ДЕЛОВИТЫМ ВЗГЛЯДОМ ДОБРЫХ серовато-зеленых глаз, глубоко посаженных под густые брови, Ашот располагал к себе сразу. Всех его друзей и знакомых привлекала щедрость и неиссякаемость воображения художника, его эрудиция. Он любил общество самых разных людей, любил споры (особенно если речь шла об искусстве или поэзии, путешествиях), где он сразу становился естественным центром в силу изящества ума, остроумия, необыкновенной свободы, с которой он вел разговор, и того доброжелательства, которое как магнит притягивало к нему людей. Вся его жизнь была пронизана творческим светом, и эта черта сказалась и в его живописи.

        Замечательный художник в течение тридцати лет радовал нас своим искусством. Его выставки открывались в России, Франции, Люксембурге, не раз работы художника демонстрировались и в Ереване. Независимый, свободный, "гуляющий сам по себе", он был ценим многими, но понимаем избранными - теми, кто способен разглядеть исключительное, что еще не отчуждено пиететом музейности.    

         Картины Баяндура - настоящий праздник пластических символов. Добираясь до души изображаемого явления, он безраздельно отдавался интуиции и чувству, жертвуя при этом правдоподобием. И все же его художественное наследие представляет ценность не только для современников, но и для людей новых поколений, так как в его произведениях трепетала живая душа, горячо влюбленная в жизнь и замечательно тонко резонирующая на его сложности.

         В среде художников своего поколения Ашот пользовался огромным авторитетом. Художники высоко ценили в нем то, что называется "глазом" - умение видеть и понимать искусство: в нем поражала проницательность и меткость критических суждений. Одной из любимых тем художника была современность искусства, его обращенность к живой окружающей действительности. Он мог бы повторить за Бодлером: "Нужно принадлежать своей эпохе". Он был действительно современным художником - не только внешне, а внутренне современным. Ашот обладал органическим чувством времени, поэзии, правды. Поэтому его произведения были наполнены яркостью новизны, острым чувством темы, абсолютной искренностью.

         Так получилось, что первая персональная выставка Ашота прошла не в Ереване, а в Москве, где он сразу завоевал массу поклонников. Известный критик Станислав Рассадин в своем обзоре писал: "У армянского художника Ашота Баяндура нет ни одного автопортрета. Я во всяком случае не видел. И все-таки знаю, что он за человек. Точнее, узнаю, глядя на его работы. Он добрый, веселый, хотя иногда веселится так, что становится чуточку грустно. Он и созорничать не против. Он - умный, я это тоже вижу, угадывал за его добрыми и смешными фантазиями любовь к размышлению. Короче говоря, он - художник... По его картинам и рисункам видно, что он очень любит свое детство и хотел бы в него вернуться..."

         Мир его искусства населен персонажами из сказки - милыми и странными людьми, животными, вещами: тут и воздушный шар, сплющенный, как дыня, человечки с крыльями, яблоки огромные, как Земля, циркачи и птицы, волы и ослики, цветы, падающие с неба...

          Картина Ашота Баяндура МИР, ПРИДУМАННЫЙ БАЯНДУРОМ, ПРИВЛЕКАЕТ И ВЗРОСЛЫХ, И ДЕТЕЙ, так как фантастичен и в то же время прост. Не случайно у художника особое место в творчестве занимали иллюстрации к книгам разных авторов. Здесь сливались воедино субъективные и объективные, сознательные и рациональные моменты психологии творчества. Кстати, это особенно ясно видно и на сложных, полифоничных по структуре полотнах Баяндура. Главное свойство его полотен, по-моему, и состоит в том, что они имеют особый язык подтекста, намеков, ассоциаций и иллюзий. Между тем "междустрочное чтение" и поиск кода произведения проходит через обманчиво простые, пластические ходы. За простотой его композиций очень много работы: ведь простота требует безошибочного решения.

        Ашот был душой или, вернее, совестью художников своего поколения. Он не шел на компромиссы, не поступался своими взглядами и убеждениями. Его неуступчивая принципиальность не могла не производить глубокого впечатления. Мало к кому прислушивались так внимательно, как к Ашоту. Это происходило потому, что он во всех своих словах и поступках, в каждом движении своей мысли всегда оставался художником. Конечно, я не берусь утверждать, будто Баяндур был самым значительным среди армянских художников того времени. Природа одарила его необыкновенно живым темпераментом, способностью к быстрым и метким суждениям, верным и тонким вкусом, силой убеждения и, наконец, непобедимым личным обаянием.

        Сейчас, с течением времени, картины Баяндура, полные юмора, написанные непринужденно, чуть ли не шаловливо, по-новому открывают свой непростой и глубокий смысл. Стоит только взглянуть на них, и вас подхватит волна движущейся, захватывающей, поражающей своей полярностью жизни. Вас, как некогда и его создателя, окружат чудаки и мечтатели, фантазеры, искатели правды, наивные мыслями и чистые сердцем. Вам встретится немало и грустного, но еще больше смешного, и будет дождь пополам с солнцем, и откроется целый мир, где солнечные и печальные краски смешались, создавая совершенно особую удивительную гамму.

        Ашот не хотел признавать будничное неинтересным, потому что для него оно было интересным и захватывающим. Надо лишь уметь это увидеть. Так умеют видеть будничное дети. И очень редко сохраняют эту способность взрослые. Ашот сохранил. Оттого, должно быть, и вспоминал он свои ранние годы, словно продолжал в них жить. И наверное, этот мир останется с нами надолго. Потому что он уникален, как всегда уникально настоящее искусство. И еще потому, что в этом мире, каким бы жестоким он ни представал, никогда не гаснет свет добра и надежды.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ВНЕ ВСЕХ
      2024-11-15 10:34

      16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей.  Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.

    • ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК
      2024-11-13 10:24

      Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.

    • УРОКИ СОТРУДНИЧЕСТВА И ДУХОВНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2024-11-06 10:40

      Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.

    • ЭТО ВСЕГДА ОТКРОВЕНИЕ
      2024-10-30 09:48

      31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • СТАВКА НА ЗАБВЕНИЕ НЕ СЫГРАЕТ – 5 ЛЕТ НАЗАД СВЕЛ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ ЭКС-МИНИСТР ВД
      2024-09-12 10:28

      Дело с самого начала было возбуждено по признакам статьи 110 (часть 1) "доведение до самоубийства или попытки самоубийства путем умышленных или случайных угроз, жестокого обращения или регулярного унижения личного достоинства". 23 сентября 2019 г. ушел из жизни начальник полиции (2003-2008 гг.) генерал Айк Арутюнян. Дело о доведении до самоубийства до сих пор не раскрыто, хотя обоснованные версии о причинах были озвучены сразу по горячим следам. По горячим следам было также высказано мнение о том, что это дело не будет раскрыто, и следствие не назовет имена тех, кто довел генерала до того рокового выстрела.

    • ОМАРСКИЕ ОРЛЫ ПАРЯТ НА БОЛЬШОЙ ВЫСОТЕ
      2024-09-12 10:13

      13 сентября исполнится вторая годовщина азербайджанской агрессии по 5 направлениям государственной границы РА: Джермук, Сотк, Горис, Капан, Ишханасар. По другим данным, сначала агрессия началась по 4 направлениям, потом еще по 3. В ходе наступательных боев использовались "Грады" и беспилотники. Агрессия, напомню, началась сразу после визита министра обороны Сурена Папикяна в США.

    • В МОСКВЕ ОТКРЫТА МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ВАРТКЕЗА АРЦРУНИ
      2024-08-23 10:53

      21 августа в Москве, на фасаде дома 3, строение 4 по Успенскому переулку, открыта мемориальная доска заслуженного строителя России, видного общественного деятели, одного из лидеров армянской общины РФ, известного благотворителя и мецената Варткеза Арцруни. В здании, построенном возглавляемой Варткезом Арцруни фирмой, он проработал с 2002 по 2019 год, вплоть до своей кончины 21 августа того же года.