ХЛЕБ И ТОНИР В XXI ВЕКЕ
Молодой художник Арен Аветисян дебютировал с весьма интересным выставочным проектом, открывшимся на днях в Центре искусств "Нарекаци". Тема экспозиции - хлеб, выпечка хлеба и связанные с этим традиционные армянские обряды. Яркое событие украсили не только выполненные маслом и акварелью тематические работы Арена Аветисяна, но и выступление ансамбля национальной песни и пляски "Востан". Выставку под названием "Песнь хлеба" инициировала руководитель культурной общественной организации "Кенац тун" Лала Мнеян, которая уже много лет занимается сохранением, пропагандой и развитием традиционного армянского этнокультурного наследия.
АРЕН АВЕТИСЯН РОДИЛСЯ В СЕЛЕ АСТХАДЗОР ГЕГАРКУНИКСКОГО МАРЗА, там же пошел в школу, а чуть позже поступил в музыкальное училище г. Гавара, где учился на отделении изобразительного искусства. Любознательный мальчик с юных лет наблюдал за жизнью родного села, бытовым укладом, подмечал обычаи, которых сегодня не встретишь не только в Ереване, но порой и в центре Гегаркуникского марза - Гаваре. Интересуясь традициями, Арен решил исследовать обычаи и ритуалы, связанные с хлебом и его выпечкой. В Астхадзоре и других селах округи люди все еще продолжают верить в особую силу хлеба, относятся к нему как к святыне и важному национальному символу.
Арен обходил дома в селах Мартунинского района, беседовал с пожилыми жителями, расспрашивал их об обрядовых традициях, записывал рассказы и разъяснения ритуалов и обрядов, связанных с хлебом, его выпечкой, тониром - традиционной армянской печкой из глины, утопленной в полу. Затем 24-летний юноша взял в руки кисти и краски и перенес всю информацию на холст. На основе этих масляных картин и акварельных эскизов Арен Аветисян составил большую и оригинальную коллекцию, ставшую его дипломной работой на отделении изобразительного искусства Гаварского музучилища.
Именно во время защиты дипломных работ Лала Мнеян и познакомилась с Ареном Аветисяном и была ошеломлена столь профессиональной научно-исследовательской работой, проделанной в области культурологии и этнографии. А узнав, что он также занимается литературным творчеством, в том числе и на тему хлеба, Лала Мнеян предложила молодому творцу организовать в столице Армении экспозицию и презентовать книжку его поэтических произведений.
"АРМЕНИЯ БОГАТА ТРАДИЦИЯМИ, ОТЛИЧНЫМИ ОТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ других народов и имеющими немало самобытных, интересных особенностей. Связаны они, как правило, с историческим и культурным прошлым нашего народа, религиозными обрядами, бытом. К сожалению, с развитием человечества и нашествием глобализации многие традиции все больше уходят в прошлое, оставаясь лишь в памяти представителей старшего поколения, в летописных источниках и некоторых видах этнического творчества. А информационные технологии и вовсе отдаляют молодое поколение от духовной стороны нашей жизни, от национальной культуры и традиций. Мы стоим перед угрозой потери национального своеобразия. И появление на этом фоне столь большого интереса к национальным корням и богатой этнографической сокровищнице нашего народа, проявленного молодым художником, достойно огромной похвалы", - говорит Лала Мнеян.
Что ж такого особенного в выставочном проекте Арена Аветисяна "Песнь хлеба"? В экспозицию вошло около 30 масляных картин и акварельных эскизов, на которых автор запечатлел сценки и смысловые зарисовки обрядов армянского народа, связанных с темой хлеба. По его словам, было интересно беседовать со стариками, помнящими мельчайшие детали ритуалов и подробно раскрывающими их значение и символику. "Еще интереснее было создавать зарисовки на обрядовые темы", - рассказал Арен, принявшись объяснять сюжеты своих картин и эскизов.
На территории Восточной Армении почитались свои обряды, отличные от тех, которых придерживались наши соотечественники в Западной Армении. Одна из волн миграции армянского народа перенесла на территорию нынешней Армении соотечественников с запада. Произошло это в период русско-персидской войны 1826-28 гг., когда в нынешний Мартунинский район Гегаркуника перебрались армяне из Алашкерта и Муша, обогатив этнографическое наследие местности своими культурными традициями.
ОДНА ИЗ КАРТИН АРЕНА АВЕТИСЯНА ПОСВЯЩЕНА СВАДЕБНОМУ обрядовому тесту. Оказывается, в нашем народе была традиция печь перед свадьбой сына или дочери хлеб. В процессе выпечки участвовала вся семья, в тесто добавляли сахар, сухофрукты, изюм, чтобы придать ему особый аромат, вкус и сладость. Этот хлеб преподносили молодоженам, чтобы сделать их семейную жизнь сладкой, обязательно приговаривая при этом "хацов, тацов харс лини", что означало пожелание изобилия хлеба и воды, принесенное невестой в дом жениха. Другая традиция - обязательные песнопения, которые женщины заводили в процессе выпечки хлеба. Согласно иному ритуалу, после выпечки хлеба люди грели воду в том же тонире и, прежде чем сесть за стол, обязательно купались, чтобы соответствовать свежести хлеба. Это считалось уважением к хлебу и благословением Господа. Чтобы определить пол будущего ребенка беременной женщины, старшие женщины в доме выделывали из теста "куку" - куклу. Хлеб-кукла в процессе выпечки вздувалась в определенных местах, и по полученной форме определяли, родится мальчик или девочка.
Один из обрядов, принесенных в Мартунинский район из Вана, называется "тонри псак" - венчание у тонира. Еще не так давно в этом регионе Армении молодожены венчались у разогретого тонира, видимо, чтобы сохранить огонь в отношениях на всю жизнь и познать суть семейного очага. Нередко использовалась вода, которой мыли таз после хлебного теста. Считалось, что если напоить этой водой малыша, то он быстрее заговорит. Еще один уникальный ритуал связан с двумя буханками хлеба и называется "ерку бокон". Из оставшегося после выпечки лаваша теста женщины лепили удлиненные буханки, оставляя в середине отверстие. На стену тонира лепилось несколько буханок, которые в процессе выпечки вздувались и нередко слипались парами. В этом случае "спаренные хлеба" разделяли над головой неженатых и незамужних, чтобы, согласно поверьям, они нашли себе пару. Армянки пекли и так называемый цахик-хац - хлеб-цветок. Однако он не был в форме цветка, это был обычный батон, получивший название из-за "зацветающих" на нем в процессе выпечки пузырьков. Считалось, что если беременная женщина съест такой хлеб, то у ее будущего ребенка будут большие красивые глаза.
ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ОБРЯДОВ СВЯЗАНО С ТОНИРОМ. СРЕДИ НИХ - "аманорья крак", или "новогодний огонь". Согласно традиции, в новогоднюю ночь в тонир бросали не ветки или куски дерева, а целые крупные пеньки, чтобы огонь горел непрерывно с вечера последнего дня уходящего года до утра года наступившего. Это обеспечивало плавный переход из одной календарной даты в другую с немеркнущим семейным очагом, полным тепла и приготовленных в тонире яств. "Курсу шурдж", или "вокруг курси" - этот ритуал особенно многогранен. "Курси" - это небольшой атрибут мебели, похожий на столик с короткими ножками, на котором раскатывали тесто, а после выпечки хлеба его клали над тониром. Члены семьи, а также гости любили опускать ноги в теплый тонир, особенно в холодную погоду, и обедать за этим мини-столом. Зимой также было принято стелить постели "вокруг курси" и спать в тепле.
Все эти ритуалы и обряды Арен Аветисян красочно передал в своих живописных работах. "По ходу исследования я обнаружил, что еще меньше века назад было принято передавать соседям "матах" (жертвоприношение) не через порог их жилища, как это принято сейчас, а через ертик хацатуна. Ертик - это отверстие в крыше строения, в данном случае хлебопекарни, через которое выходил дым. Я отразил на холсте и эту тему", - говорит Арен. А вот обряд "кофе-брейка", говоря современным языком, Арен запечатлел в стихотворении "Хацатун", вошедшем в его первую литературную брошюру "Хацапатум", презентованную в рамках экспозиции "Песнь хлеба".
От имени Центра искусств "Нарекаци" всем организаторам вечера - Лале Мнеян, Арену Аветисяну и ансамблю "Востан" глава центра Нарек Арутюнян преподнес символ в виде красного керамического граната. Выставка продлится в "Нарекаци" около недели. Не исключено, что потом ее смогут увидеть и жители Гаварской области, также причастные к проекту своими рассказами.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".