Последние новости

"И ЕСЛИ Я ПРИПОМНЮ ВСЕ, ЧТО БЫЛО…"

Финиш уходящего в историю 2017 года оказался юбилейным и для отечественной литературной мысли. На днях в Российско-Армянском университете (РАУ) отметили 40-летие поистине беспрецедентного явления в этой области, по своему масштабу и значимости перешагнувшего далеко за пределы Армении. Речь идет об издании "Книги скорбных песнопений" Григора Нарекаци вместе с переводом этого произведения на русский язык, подстрочным переложением и детальным предисловием. 

СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ РАУ ОРГАНИЗОВАЛИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ небольшую литературно-музыкальную композицию, посвященную той примечательной инициативе, которую с присущей ему энергией, беспредельной любовью к армянской литературе в свое время задумал и претворил в жизнь видный армянский литературовед, писатель, педагог, филолог, переводчик, критик, основатель и первый ректор РАУ Левон Мкртчян (1933-2002).

Упомянутая книга давно уже стала, можно сказать, библиографической редкостью. Среди знатоков и ценителей средневековой поэзии (в том числе и армянской) ее популярность зашкаливает.

- Творческий путь Левона Мкртчяна был настолько богат яркими событиями и значимыми достижениями, что практически каждый год становится поводом для юбилея, - отмечает руководитель Кабинета-музея Левона Мкртчяна в РАУ Каринэ Саакянц. - Не стал исключением и 2017-й: исполнилось 40 лет выхода в свет уникального издания "Книги скорбных песнопений" на двух языках – в армянском оригинале на грабаре, в переводе на русский язык, выполненном Наумом Гребневым, и в подстрочном переводе, который выполнили Левон Мкртчян и Маргарита Дарбинян. Левон Мкртичевич также написал предисловие и составил примечания. Именно ему принадлежит идея такого, повторюсь, уникального издания.

 Книга скорбных песнопенийЭНЕРГИЧНО ВОРВАВШИСЬ В АРМЯНСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ В СЕРЕДИНЕ 1960-х, Л.Мкртчян стал служить ей, целенаправленно открывая ее для зарубежного читателя. Такие действия тогда еще мало кому известного филолога пришлись по нраву далеко не всем. Особенно яростно на него ополчились, когда он покусился на "святая святых" – творчество Нарекаци. Первым таким "покушением" стала небольшая книжка, вышедшая в 1969 году, в которую вошли 6 глав и 3 стиха в гребневском переводе. Эта книжка стала первым изданием Нарекаци на русском языке.

В 1975-м в таком же сочетании – армянский оригинал+русский литературный перевод+подстрочный перевод – был издан Наапет Кучак. Эта книга – "100 и один айрен" - была принята с восторгом, получила массу положительных откликов. А главный редактор журнала "Дружба народов" Сергей Баруздин в своей рецензии отдал должное этой творческой находке, отметив: "К опыту наших армянских друзей следует присмотреться". Когда же появилась "Книга скорбных песнопений", триумф был полный и безоговорочный.

Можно констатировать, что подготовленные и изданные Л.Мкртчяном книги по средневековой армянской лирике быстро находили благодарных читателей, становясь библиографической редкостью. Наверное, потому, что в Армении той эпохи к книге как явлению культуры относились значительно бережнее и вдумчивее, чем сегодня (к сожалению); и потому, что поэзия, включавшаяся в те книги, была совершенно необычной, она потрясала, открывала людям, ценящим художественное слово, некую неведомую до того Вселенную…

 Сам Левон Мкртчян потом вспоминал, что, когда в середине 1960-х гг. он искал русского поэта, который перевел бы отдельные главы "Книги скорби", один из армянских поэтов – лауреат и должностное лицо - пенял ему на такую "дерзость". Параллель при этом старейшина провел довольно замысловатую: где-то в Африке, куда он недавно ездил, ему показали глиняный сосуд, в котором хранится святыня их народа. Но заглядывать в сосуд нельзя: того, кто осмелится это сделать, тут же заколет стража. "Пойми, дорогой Левон, - укоризненно качал головой мэтр, - есть национальные святыни, существующие только для нас. Нарекаци существует уже тысячу лет. Ты что, один такой умный, что вознамерился перевести "Книгу скорби" на русский язык?!" Конечно, Левон Мкртчян не претендовал на абсолютную мудрость. Но и отступать не собирался, утверждая, что никогда не верил и не поверит в существование национальных святынь, на которые нельзя взглянуть самому и которые нельзя показать другим.

 Участники мероприятияТАКУЮ ДЕРЗОСТЬ ЕМУ УПОРНО НЕ ПРОЩАЛИ. ОСОБОЕ НЕГОДОВАНИЕ СКЕПТИКОВ вызвал тот факт, что в итоге Левон Мкртчян предпочел перевод Наума Гребнева, который перевел нерифмованное произведение Нарекаци пятистопным ямбом, т.е. зарифмовал. Но результат оказался такой, какой, быть может, сам Мкртчян инстинктивно предчувствовал, берясь за подобную тяжеленную нагрузку, как гигантская по философской мощи "Книга скорбных песнопений". Ценители высокой поэзии искренне восторгались народом, у которого, оказывается, уже в Х веке был поэт и философ, не стеснявшийся беседовать с Богом напрямую, скорбевший оттого, что Творец создал человека из глины, замешенной на низменных страстях…

"Я в мире жил и нагрешил премного.

И ныне я вступаю в смертный бой,

Как некий враг – с врагом, во имя Бога

Я насмерть буду биться сам с собой".

В 1998 году при переиздании сборника "Читая Нарекаци" Л.Мкртчян дополнил его новыми откликами. Среди них было и письмо одного из крупнейших прозаиков ХХ века – Чингиза Айтматова. "Ты мудр, Левон. И ты на многое открыл мои азиатские глаза", - признавался Айтматов. Примечательный факт: эпиграфом к своему знаменитому роману "И дольше века длится день" он выбрал строки из подстрочного перевода Нарекаци, выполненного Мкртчяном: "И книга эта – вместо моего тела, и слово это – вместо души моей".

- Левон Мкртчян жил и творил в эпоху, когда литература, художественное слово ценились очень высоко, - говорит доцент кафедры армянского языка и литературы РАУ, к.ф.н. Роланд Аветисян. - Естественно, почитали и Нарекаци. Однако он ведь был не просто поэтом, но и богословом, что в советские времена, так сказать, не приветствовалось. Левон же Мкртчян не убоялся таких негласных ограничений, предпринял важную инициативу и великолепно ее реализовал. Я крайне признателен ему за те знания о средневековой армянской литературе, к которым он неустанно приобщал всех. Счастлив, что мне, тогда еще студенту, довелось слушать его неповторимые лекции.

Не побоясь громких слов, отметим, что триумф творчества Нарекаци за пределами Армении в значительной степени оказался достигнут именно благодаря усилиям Левона Мкртчяна. Пиком которых стало издание 1977 года. "Люди живы, пока мы их помним. И книги их продолжают жить, пока мы их читаем, знакомим с ними подрастающее поколение, - подчеркивает заведующая кафедрой мировой литературы и культуры РАУ, д.ф.н. Лилит Меликсетян. - Убеждена, что творческому наследию Левона Мкртичевича уготована именно такая судьба. Со своей стороны продолжим прилагать к этому все усилия".

...Между прочим, успех и признание "Книги скорбных песнопений" издания 1977 года не в последнюю очередь обеспечил чеканный перевод Наума Гребнева. Хотя переводчик в данном случае формально отошел от нерифмованного оригинала. Все последующие переводы и переложения, хотя и были сделаны "белым стихом", успеха по существу не имели. Однако это уже совсем другая история… 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПОМОЩЬ ТАВУШУ
      2020-07-28 11:42
      1071

      Всеармянский фонд "Айастан" ("Армения") запустил проект "В помощь Тавушу", нацеленный на содействие восстановлению территорий этого региона, пострадавших в последние недели от военной агрессии азербайджанской армии.

    • ИХ НЕУДЕРЖИМО РВЁТ НА РОДИНУ…
      2020-06-17 14:42
      56

      Уроженцы Азербайджана стали инициаторами и фигурантами неслабого побоища, развернувшегося в понедельник, 15 июня, в окрестностях дагестанского села Куллар. Они схлестнулись со стражами порядка и военнослужащими Пограничного управления ФСБ России. Со ссылкой на и.о. главы Дербентского района Дагестана Фуада ШИХИЕВА об этом сообщила интернет-газета “Ридус”.

    • К ПРАЗДНИКУ И ЮБИЛЕЮ
      2019-09-18 11:11
      2038

      На днях армянская тема станет если не ведущей, то по меньшей мере весьма заметной в Ярославской области РФ. В административном центре региона - славном городе Ярославле намечается знаковое культурное событие, связанное с Арменией и одним из наших выдающихся соотечественников. А именно в субботу, 19 сентября, в старейшем драматическом театре России (основан в 1750 году) - Государственном академическом театре драмы имени Ф. Волкова состоится концерт, приуроченный ко Дню независимости Республики Армения и к 95-летию великого шансонье Шарля Азнавура.

    • БУДУЩЕЕ УЖЕ ЗДЕСЬ
      2019-09-17 11:31
      1765

      Знаменитый писатель Рэй Брэдбери (1920-2012) в своей антиутопии "451 градус по Фаренгейту", написанной в далеком 1953 году, создал, казалось бы, фантастическую картину будущего. Однако впоследствии многие предвидения фантаста удивительным образом подтвердились.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "КАРГИН" МЭРИЯ АТАКОВАЛА КНИЖНЫЕ КИОСКИ
      2020-07-28 09:50
      1606

      В июле 2017 г. в Ереване открылся уникальный по формату и важный по предназначению книжный киоск, носящий имя великого армянского поэта, писателя и общественного деятеля Аветика Исаакяна. Вскоре улицы нашего города украсили еще 5 подобных киосков, посвященных Ованесу Туманяну, Хачатуру Абовяну, Егише Чаренцу и другим именитым писателям и нацеленных на пропаганду чтения, книжного дела, литературы. На днях решением мэрии Еревана все мини-магазинчики книг были демонтированы под предлогом "незаконной установки", исчезнув с улиц города, скорее всего, навсегда.

    • ОФИС ТРЕТЬЕГО ПРЕЗИДЕНТА ОПУБЛИКОВАЛ ОТРЫВОК ИЗ ИНТЕРВЬЮ СЕРЖА САРГСЯНА 1992 ГОДА: «ВРАГ УМОЛЯЛ О ПРЕКРАЩЕНИИ ОГНЯ»
      2020-07-24 05:28
      710

                 Офис третьего президента Армении Сержа Саргсяна опубликовал отрывок из интервью Сержа Саргсяна официальной газете Верховного Совета НКР «Арцах» 18 июня 1992 года. Об этом Новости Армении – NEWS.am сообщили в пресс-службе Офиса третьего президента.            Представляем часть опубликованного интервью:

    • ЕГЭ-2020: РОДИТЕЛИ ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА ИТОГОВ
      2020-07-22 10:50
      607

      738 абитуриентов, получивших положительные оценки на ЕГЭ, оказались за бортом, не найдя своих имен в предварительных списках поступивших.

    • ПОЭЗИЯ, СТАВШАЯ СУДЬБОЙ
      2020-07-08 10:34
      5326

      “Поэт сам создает свою жизнь - и притом такую, какой до него не было” (Ф. Достоевский). Но корень жизни и поэзии один: он прорастает в стихи из жизни, из личности поэта. Так по крайней мере происходит со всеми крупными поэтами, в том числе и с Размиком Давояном, который в эти дни отмечает свой юбилей - 80-летие со дня рождения.