Последние новости

У КОМПОЗИТОРОВ НОВЫЕ ПЛАНЫ

Современное профессиональное композиторское творчество не слишком рассчитано на широкий круг слушателей. Чтобы прослушать в концертном зале атональное сочинение, нужно иметь подготовленное ухо. Талантливые достижения в современной музыке поднимают престиж, являются визитной карточкой на мировой культурной арене. 

НЕДАВНИЙ ПРИЕЗД В ТБИЛИСИ ДЕЛЕГАЦИИ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ АРМЕНИИ во главе с его председателем Арамом Сатяном для участия в двухдневном фестивале современной армянской профессиональной музыки уравновесил традиционный баланс творческих взаимосвязей композиторов обеих стран. Приняв приглашение армянской стороны, два года назад в Армении побывала группа грузинских коллег: Важа Азарашвили, Отар Татишвили, Ираклий Цинцадзе, Мака Вирсаладзе, При поддержке Министерства культуры Армении успешно состоялось три концерта: в Дилижане, Гюмри и Ереване, на которых армянские музыканты исполняли камерные произведения современных грузинских авторов.

Что стоило сразу же организовать ответный прием? Однако в решающий момент помощи от высоких чиновников от искусства так и не дождались. Постсоветский период лихолетья и рейдерских "наездов" серьезно подорвал нашу материальную базу. Большим ударом стала "аннексия" Дома творчества в Боржоми, и если бы только это... И как не отметить заслугу нынешнего председателя СК Грузии Гоги Шаверзашвили, сумевшего мобилизовать внутренние резервы для проведения ответного фестиваля. Немалую роль в "устройстве" этого творческого моста сыграл и тбилисский музыкант и литератор Артем Киракозов, добровольно взявший на себя решение ряда организационных вопросов.

Тесное общение армянских и грузинских композиторов берет начало со времен дружбы Захария Палиашвили и Александра Спендиарова - корифеев армянской и грузинской классической музыки. Оно продолжилось и между представителями последующих поколений. А. Баланчивадзе, Д. Торадзе, А. Шаверзашвили, С. Насидзе Ф. Глонти. Б. Квернадзе... близко дружили с Э. Мирзояном, А. Арутюняном, А. Бабаджаняном, А. Тертеряном, Э. Аристакесяном... В разное время, пребывая в домах творчества в Дилижане, Боржоми, Сухуми, Подмосковной Рузе, они взаимно обогащали друг друга своими новыми достижениями, делились опытом, сохраняя при этом собственную самобытность, почерк. Эту традицию по мере возможности сохраняют и многие из ныне действующих. Сильный импульс придал ей тот самый визит в Армению.

БУКВАЛЬНО КАЖДАЯ МИНУТА ПРЕБЫВАНИЯ ГОСТЕЙ В ТБИЛИСИ БЫЛА ЧЕТКО РАСПИСАНА. По инициативе посла Армении в Грузии Рубена Садояна прямо у грузинской границы делегацию встретили представители Посольства Армении в Грузии, сопроводившие гостей прямо до культурного центра "Айартун" епархии Армянской церкви, сочтя нужным ознакомиться с его деятельностью. Спасибо епископу Вазгену Мирзаханяну, оказавшему определенную поддержку в приеме гостей. После краткого визита поспешили в школу искусств N10. Там давно уже собралась публика, с нетерпением дожидавшаяся начала концерта. К изумлению коллектива школы, никто из "Айартуна" не пришел послушать произведения Арама Сатяна, Левона Чаушяна, Гагика Овунца, Ваграма Бабаяна, Нарине Зарифян, Джени Асатрян, Эдмонда Макаряна, Ованеса Манукяна, Роберта Атаяна, Ваче Шарафяна, Григора Аракеляна, Ашота Казаряна. Их музыку исполняли как профессиональные музыканты, так и студенты Тбилисской консерватории, а также юные таланты из Центральной музыкальной десятилетки и тбилисской школы искусств N10.

Пока еще намечался приезд армянских гостей, а у организаторов приема уже было однозначное мнение: один из концертов состоится именно в этой школе. Несколько учеников школы продемонстрировали свое мастерство, исполнив произведения армянских классиков, а педагог Гаяне Хуцишвили, получив накануне ноты, буквально за считанные часы освоила "Псалом" Григора Аракеляна в переложении на рояль. Ровно сорок лет эту школу, расположенную в историческом районе Авлабар, с ее уже 85-летней историей возглавляет заслуженный деятель культуры Грузии, кавалер золотой медали Министерства культуры Армении Тариел Берадзе. Именно его стараниями школа стала носить имя выдающегося композитора XX века Арама Хачатуряна. Ежегодно 6 июня сюда приглашаются видные представители культурной общественности отметить день рождения гениального уроженца Тбилиси. А юные музыканты непременно исполняют произведения Арама Ильича...

Жаль, что на обоих фестивальных концертах исполнить целиком некоторые из произведений крупной формы не получилось из-за ограниченного регламента концерта. Тем не менее у грузинских коллег уже сложилось представление, в каком направлении работает основной костяк армянских композиторов. И это очень важно, поскольку появились новые творческие ориентиры, новые стимулы и направления в композиторском мышлении. Впредь надо будет организовывать авторские концерты отдельных или нескольких композиторов, чтобы прозвучал более широкий спектр их произведений и вовсе не в урезанном виде.

И не секрет, что наши армянские коллеги гораздо активнее показывают свое творчество как в ближнем, так и дальнем зарубежье, и дорогого стоит предложение их лидера Арама Сатяна организовывать совместные проекты.

НА ПРОШЕДШИХ КОНЦЕРТАХ БОЛЬШОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛА НА СЛУШАТЕЛЕЙ соната для скрипки, виртуозно исполненная Марианной Киракозовой вместе с пианисткой Ликой Хорбаладзе. "Вот это да, как грамотно и удобно написана партия рояля, приятно играть", - восхищенно говорила пианистка. Виртуозные фортепианные вариации Ованеса Манукяна с блеском интерпретировала магистр консерватории Виктория Сурмава. Сонату N1 Левона Чаушяна с таким же мастерством исполняла ее коллега Вероника Хамоева. Пианист Есаи Абовян окончил Тбилисскую консерваторию около четырех десятков лет назад, но с самым юношеским задором исполнил "Посвящение Дэйву Брубеку" и "Джаз-вальс" Арама Сатяна. Его же "Поэму" для виолончели и фортепиано смело взялся освоить 13-летний ученик ЦМШ Реваз Хаиндрава, ученик знаменитой Тамары Габарашвили. Изначально изумил автора: "Это же очень непростое произведение!" И все-таки юноша взял "высоту"! Еще бы, за его спиной уже масса всяких наград и побед на международных музыкальных форумах. Покорил своим необычным составом и неожиданностью экспрессии "Дуэт для 2 виолончелей и фортепиано" Эдмонда Макаряна в исполнении Е. Инчагова, М. Ломидзе, Г. Шаверзашвили.

Нарине Зарифян осталась довольна тем, как консерваторские магистры и бакалавры Нино Очигава, Бека Меладзе (флейта), Нико Мачавариани (гобой), Георгий Оикашвили (кларнет), Ника Эрадзе (фагот) под руководством профессора Ираклия Эквтимишвили исполнили ее "Духовай квинтет для деревянных", как и ее виртуозную пьесу для флейты (Н. Очигава, А. Гигаури). Другое флейтовое произведение - "Пастораль" Джени Асатрян проникновенно исполнила магистр Тамар Миндорашвили под аккомпанемент Г. Шаверзашвили.

"Пьеса для двух кларнетов" Ашота Казаряна в исполнении А. Бушкина и Д. Дарбиняна заинтересовала свежестью звучания, при этом явствовал традиционно армянский мейнстрим. Надо отметить, что оба концерта привлекли довольно широкую аудиторию слушателей.

ТАК ЧТО ЖЕ ПРИНЕСЛИ ЭТИ ФЕСТИВАЛИ ОБЕИМ СТОРОНАМ? То, что однозначно наметились новые творческие горизонты между отдельными композиторами и исполнителями. В частности, композитор Давид Сатян, ныне проживающий в Англии, предложил привлечь группу талантливых и юных музыкантов из Грузии в свой долгосрочный музыкальный проект... А еще намечена серия совместных концертов уже в форме ограниченного числа композиторов, чтоб произведения прозвучали в полном и более расширенном объеме. В частности, намечены авторские концерты самого Давида Сатяна и нескольких его коллег, чьи произведения не удалось успеть подготовить к дням фестиваля.

Тут хочется обратиться и к нашим госструктурам, призывая их более заинтересованно относиться к подобным мероприятиям, осознавая их значимость не только в интересах самих композиторов. И как тут еще раз не отметить внимание Посольства Армении к состоявшемуся фестивалю, учитывая и тот факт, что на концерте в Доме композиторов присутствовали первый секретарь посольства Артур Саргсян и консул Элина Мкртчян.

А пока - до новых встреч, наши дорогие армянские коллеги и друзья!

Ираклий ЦИНЦАДЗЕ, композитор, пианист

 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЗА КАДРОМ - МУЗЫКА АНДРАНИКА БЕРБЕРЯНА (Видео)
      2022-07-29 09:52

      Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».  

    • РАЗОМКНУТЬ ЗАБВЕНЬЯ КРУГ
      2022-01-11 08:51

      Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.

    • КОГДА ЗА ПУЛЬТОМ – МАСТЕР
      2021-12-10 09:39

      Большой концертный зал им. Арама Хачатуряна. На сцене – Государственный симфонический оркестр Армении (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Смбатян).

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.