Последние новости

БЕЗ ТОРМОЗОВ

"Правовому нигилизму как нельзя лучше способствует принятие сумасбродных законов", - заявил в интервью "ГА" директор Института философии, социологии и права НАН РА академик Геворг ПОГОСЯН

- Геворг Арамович, какая картина социально-общественных настроений складывается у нас по весне? Личное впечатление: погода радует, народ дезориентирован некоторыми законотворческими инициативами, Минздрав "рулит" в непонятном направлении, тормоза не действуют...

- Весеннее обострение. Минздрав, конечно, свое черное дело делает в контексте "как бы еще навредить населению". Я о продаже лекарств только по рецептам. И это же надо умудриться принять 20 февраля решение, которое вошло в силу с 1 марта. "Особый" подарок, ничего не скажешь. Фактически народ подобный шаг оценивает как подорожание. Лекарства у нас и так были неоправданно дорогими, об этом и "ГА" писал неоднократно. Многие везли лекарства из Грузии, потому что там дешевле. А теперь еще одно "новшество" - без рецепта уже и аспирин не достанешь? Надо бегать к врачу. Очевидно, что это породит множество организационных проблем, очереди в поликлиниках на километры станут длиннее. Причем людям, действительно больным, нуждающимся во врачебной помощи, придется отстоять очередь, в которой 10 человек просто прибежали за рецептом. И "настоящий" больной будет откинут во времени оказания медпомощи, пока другие свои рецепты не возьмут и побегут по аптекам. Понятно, что это форма подорожания. Потому что либо за рецепт придется платить, чтобы его быстро выписали и не мурыжили человека, который 20 лет одно и то же лекарство принимает. Либо в аптеке придется переплачивать, чтобы срочно, без рецепта взять нужное лекарство. Скажем, у человека случилось обострение в пятницу, он приходит в аптеку за лекарством, ему говорят: принести рецепт. Когда - в субботу, в воскресенье? Знаете, что будет? Скоро в List.am. появятся новые товары - три таблетки аспирина, две таблетки еще чего-нибудь. Кто-то купил пачку лекарства, ему столько не нужно, будет продавать излишки, и их купят - благо без рецепта. Откроется черный рынок торговли лекарствами. Или ими начнут обмениваться. И это не смешно.

  - О чем свидетельствуют столь непродуманные решения власти - о непрофессионализме? А ведь было обещано, что в нынешнем правительстве ему места не будет.

- Да, было такое обещание. Вообще есть, наверное, некое недопонимание сути слова "профессионал". Когда экономисты, бизнесмены, менеджеры говорят: этот человек профессионал, они преимущественно имеют в виду его способность делать деньги из воздуха, из пролетающих мух, из всего того, что никто другой не догадался бы использовать как источник дохода. В этом смысле в правительстве - профессионалы. Штраф за курение в неположенном месте - 250 тысяч драмов, при повторном нарушении - 500 тысяч! С тем же успехом можно предложить штраф в 2 миллиона. Минздрав вполне профессионально может делать деньги. Но если речь идет об истинных профессионалах во власти, то подразумевается, что они не только во вверенной им сфере должны разбираться, но и осуществлять шаги, которые принесут благо народу, стране: с тем чтобы в ней жилось лучше, комфортнее - и для населения, и для тех, кто решит вернуться в Армению, потому что здесь принимаются хорошие, продуманные законы. В этом контексте "профессионализм" у нас проявляется с точностью до наоборот. Населению хуже, чиновникам хорошо.

- Применительно к вышеупомянутым, мягко говоря, непродуманным решениям, законопроектам, законам в ходу два убойных аргумента: "на Западе давно так", и "закон все равно работать не будет". Как прокомментируете?

- Мало ли что на Западе? И кто сказал, что там, скажем, та же "рецептурная" практика не порождает проблем? Кто сказал, что на Западе врачебная и фармацевтическая "мафия" не действуют? Они отлично лоббируют нужные им законы. И теперь все это распространяется и на нас - со всякими сомнительными прививками и т.д. Зачем перенимать плохое? Что же касается подхода "закон все равно работать не будет", то это самая опасная тенденция, даже не тенденция, а укоренившееся мнение. Хуже некуда. Наше население давно поняло, что многие законы, принимаемые парламентом, просто остаются на бумаге. Подобному правовому нигилизму как нельзя лучше способствует принятие идиотских законов, про которые всем понятно, что в жизнь они претворены не будут. Тем самым подрывается доверие к самим законам, парламенту, власти. Население вообще перестает доверять власти, и отношение соответствующее: мол, приняли закон, и черт с ним, найдем, как его обойти. Разница между непопулярным и идиотским, сумасбродным законами колоссальная. Первый нам может не нравиться, но мы понимаем, что он работает на благо государства, способствует его безопасности, развитию, тогда как второй, напротив, подрывает основы государства. Законы, которые берутся с потолка и принимаются в угоду какой-то группе, мафии, олигархии, отдельно взятого ведомства и т.д., направлены на разрушение страны. В этом вся беда. То или иное ведомство может захотеть набить карман, это понятно, но ведь есть же правительство, парламент, партии, призванные выполнять сдерживающую роль. У нас этого не происходит - нет сдерживания.

- Полагаю, тот же Минздрав никогда бы так не распоясался, будь на носу выборы президента - имею в виду общенациональные выборы.

- Я абсолютно согласен. Если речь идет об общенациональных выборах - президента, парламента, - приходится делать хоть какие-то реверансы населению. А сейчас, поскольку президента страны выбирает парламент, то и реверансов не требуется. Не надо прокладывать асфальт, чинить лифты, проводить в отдельно взятой деревне водопровод, чтобы добиться голосов избирателей. Люди говорят: власть сильно сэкономила. Только одни общенациональные выборы - раз в 5 лет выбираем парламент. В это время и нужен избиратель, в остальное время его можно игнорировать. Именно так, увы, считает большинство наших сограждан, и их трудно винить. Что же касается парламента, то он не отражает реальный расклад, существующий в обществе. И никогда не отражал. Для презентабельности формат обеспечен: партия власти и несколько партий, считающих себя то ли оппозицией, то ли альтернативой. Но все это абсолютно не дает представления о реальных настроениях в армянском обществе, социальных группах, чьи интересы должны лоббироваться в парламенте. Не хочу называть поименно, но чьи интересы представляют те и или партии, кроме своих собственных? Кто-то представляет интересы пенсионеров, молодежи или женщин, например? Нет. У наших партий нет привязки к социальным группам, чьи интересы они должны представлять и защищать. Парламент идет своим путем, население - своим.

- А вы проводили соцопросы на предмет восприятия населением фигуры нового президента Республики Армения - Армена Саркисяна?

- В целом имидж у него положительный. И у населения ожидания от нового президента имеются по нескольким причинам, и главная из них заключается в том, что Армен Саркисян - человек извне. В том смысле, что ни в какой партии не состоял, премьером был недолго, да, был послом в Великобритании, но это, скажем так, "отдаленная" дипломатическая должность. А во внутриполитических разборках, коррупции, скандальных инцидентах не замечен, что большой плюс. Другой плюс, который отмечают наши сограждане, - то, что Армен Саркисян за рубежом состоялся как личность, как ученый, как бизнесмен и т.д. То есть он из тех, про кого говорят self-made man, это всегда вызывало уважение у армян. К тому же он человек образованный, интеллигентный, умный, владеет языками, многого добился. Тут есть одна опасность - такая же надежда была связана с фигурой премьер-министра Карена Карапетяна. Ожидания от его назначения премьером были очень велики, результаты оказались не очень. Происходит конфликт между ожиданиями и реальностью, такое часто бывает. Будем надеяться, на этот раз ожидания оправдаются. Если же попробовать охарактеризовать социально-общественный фон в армянском обществе на данный момент, то можно сказать: ждем перемен, не сильно верим, что они возможны, но отказываться от надежды не хочется...

Основная тема:
Теги:

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ВСЕ РАВНЫ ТОЛЬКО НА КЛАДБИЩЕ"
    2025-01-30 10:32

    Законопроект "О дополнениях и изменениях в законе РА об основах культурного законодательства" вызвал очередной девятый вал возмущения. В нем предлагается заменить слово "Национальный" в названиях очагов культуры, пребывающим в этом статусе, на "Общегосударственный".  Волна возмущения заставила давать по этому поводу объяснения как депутатов НС, инициировавших поправки в законе, так и министра ОНКС. Согласно этим объяснениям, в названии соответствующих учреждений культуры слово "Национальный" остается - "Общегосударственным" становится их официальный статус, а название - пусть себе!  Словом, история мутная. Председатель Совета директоров театров и концертных организаций, заслуженный деятель искусств Рубен БАБАЯН уверен, что в законопроекте гораздо больше подводных течений, чем тезис об отмене слова "национальный", которой формально не будет.

  • В ПОГОНЕ ЗА ИНОАГЕНТАМИ
    2024-11-01 10:28

    Хокку Быстр премьер на велосипеде.  Трогательная картина… Рыдают армянские гейши. 

  • НАЛОГ С ОБОРОТА: АЛЬТЕРНАТИВА ИЛИ СОБЛАЗН?
    2024-02-29 10:34

    Очередные изменения в налоговом законодательстве Армении по сложившейся в последние годы традиции опять-таки нацелены на ужесточение и увеличение налоговой нагрузки. В зоне внимания действующих властей на сей раз оказалась система налога с оборота.

  • УДАР ПОД ДЫХ
    2024-02-17 10:02

    Армянских гастарбайтеров обложили налогами и штрафами В Армении нет практически ни одного села, откуда на сезонные заработки не уезжала бы чуть ли не половина мужского населения. Трудовая миграция, по сути, уже стала своеобразной, пусть и неформальной отраслью армянской экономики. Помню, как годы назад, летом 2016 года я была в общине Гандзак Гегаркуникской области и беседовала на тему трудовой миграции с бывшим на тот момент главой общины Ваником Арутюняном. «Для предотвращения массовой трудовой миграции есть одна простая формула – создание рабочих мест внутри страны. Любым другим способом удержать людей не удастся. Всем понятно, что если человек не востребован у себя на родине, у него нет возможности здесь заработать, то он вынужденно уедет, чтобы прокормить свою семью» - вполне логично рассуждал мой собеседник.