Последние новости

ТУСКНЕЮЩИЙ СВЕТ ДИАСПОРЫ

В одном из своих прошлогодних аналитических очерков я рассмотрел некоторые штрихи концепции транснациональной нации как потенциальной модели строительства армянского мира. Профессор Томас Фейст – один из основоположников теории диаспорального транснационализма – в своих трудах отмечает, что в последние десять лет наблюдается заметный спад политической и экономической активности этнических общинных групп в отношении стран происхождения. Национальный иммунитет диаспоральных групп не способен эффективно реагировать на такие классические вызовы и угрозы, как ассимиляция и унификация. Изменения заставляют страны исхода, которые остро нуждаются в диаспоральном ресурсе, менять подходы к своим внешним общинам. Однако выработка соответствующей стратегии невозможна без признания фундаментальных ошибок. В рамках новой статьи я постараюсь детальнее раскрыть ряд проблем, которые мешают сконструировать армянскую сетевую нацию.

В СОВРЕМЕННОЙ АРМЯНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ диаспора рассматривается как неисчерпаемый ресурс. В многочисленных заявлениях и интервью высокопоставленные чиновники отмечают, что армяне обладают феноменальной способностью сохранять свою идентичность в иных обществах. Однако исторические факты и сегодняшняя статистика показывают, что идея об историческом бессмертии армянского народа – крайне опасный нарратив, мешающий объективному пониманию и анализу реальных проблем. Историки и социологи издали значительное число трудов, в которых исследуются различные аспекты деятельности этнических армян по всему миру. Проблема в том, что подавляющая часть этих работ посвящена общине, которая возникла в результате Геноцида 1915-1923 гг. При этом никто не задается вполне логичным вопросом: "Что произошло с более ранними армянскими общинами?"

Систематизация данных из прямых и косвенных источников показывает, что в период 1830 - 1911гг. суммарная численность этнических армян в Европе составляла 250 тыс. человек. В тот же отрезок времени в Соединенных Штатах и Латинской Америке проживало приблизительно 30 тыс. этнических армян. К сожалению, отсутствуют данные о численности армян в азиатских странах. Однако широко известны материалы, где описывается деятельность крупных армянских общинных колоний в Индии, Афганистане, Китае и Малайзии. Большая часть ранних общин растворилась внутри стран проживания, оставив после себя ограниченное, но исторически ценное наследие. И это не только бизнес-бренды, банки, школы, институты и религиозные учреждения.

В свое время мы не обратили внимания на появление атласа генетического смешивания (genetic atlas of human admixture history), который был создан на основе многолетних совместных исследований ученых из Оксфордского университета и немецкого Института антропологии Макса Планка. Согласно данным этого источника, армянские гены имеют 8,1% поляков, 6.9% литовцев, 4,8% итальянцев-сицилийцев, 4% китайцев, 3,7% пуштунов, 2,8% ирландцев, 2,1% басков и 0,6% валлийцев. Эти открытия требуют от нас серьезного и глубокого анализа, ведь речь идет о значительных ресурсах, которые могут быть полезны для решения многих общенациональных задач в долгосрочной перспективе. В нашем случае вышеперечисленные цифры свидетельствуют о том, что задолго до 1915 г. многие армянские общины по всему миру были ассимилированы.

АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ СЕГОДНЯ С ДИАСПОРОЙ, КОТОРОЙ В 2015 г. ИСПОЛНИЛОСЬ СТО ЛЕТ. На примере американских армян (наиболее крупной части западно-армянской общины) можно четко проследить динамику постепенного растворения диаспоры. В 1991 году социологи Гарвардского университета провели множественные линейные регрессионные анализы по следующим показателям культурной ассимиляции: поколение, религиозная приверженность, национальность родителей и образование. Итоговые результаты показывали, что процент смешанных браков в армянской общине повышается с первого к четвертому поколению: с 23,1% до 30,5% и 45,6% и 66,3% соответственно. Рост ассимиляции усиливается увеличением численности армян, уходящих из Армянской Апостольской и Армянской Католической церквей в протестантизм, мормонство и иные конфессии. В 1930 году численность армян-протестантов составляла 1,7 тыс. человек, в 1974 году цифра выросла до 32 тыс., а в 2000 году число армянских приверженцев протестантизма выросло до 46 тыс.

Существуют серьезные противоречия в выявлении общей численности общины в Штатах. В армянской среде активно распространяется информация о наличии 1,5 млн общины. Официальная статистика совершенно иная: перепись 2010 года выявила 474 тыс. этнических армян, в 2014 году лишь 461 тыс. граждан США отметила свое армянское происхождение. Примечательно, что 58% из общей численности являются представителями "новой диаспоры", которые эмигрировали в Америку из позднего СССР и независимой Армении. Сегодня новые общины слабо интегрированы в американское общество, что способствует сохранению собственной идентичности.

Таким образом, мы становимся свидетелями упадка классической западно-армянской диаспоры, которая через некоторое время полностью исчезнет. Более того, учитывая скорость глобализации, новая община растворится еще быстрее. Общинное армянское большинство обречено на гибель, оно не бессмертно, и это нужно признать.

ЧТО ДЕЛАТЬ В ПОДОБНОЙ СИТУАЦИИ? ИЗУЧЕННЫЙ ОПЫТ ДРУГИХ МАЛЫХ НАРОДОВ убеждает меня в необходимости срочного принятия следующих фундаментальных шагов.

Первое – необходимо перепрофилировать работу Министерства диаспоры. Подобные институты в Индии, Израиле, Ирландии и Польше занимаются решением задач, направленных на достижение лишь одной цели – стратегической репатриации. Человеческий капитал – единственный ресурс для выживания и развития небольшой Армении, которая находится в географическом плену с востока и запада. Для привлечения общинной массы власти страны должны создать комфортные социально-экономические условия. Необходимо прийти к пониманию, что идеология естественного патриотизма - недостаточная мотивация для миллионов армян по всему миру.

Сложно найти армянина, который бы не восхищался своей страной и ее богатой историей, но чрезмерная рациональность не позволит подавляющему большинству пойти на социальные жертвы и экономические потери ради идеи возвращения и жизни в Армении. Для представителей диаспорального бизнеса, потенциально заинтересованных в инвестировании в Республику Армения с дальнейшей репатриацией, важны стабильная политическая ситуация и благоприятный инвестиционный климат. Другой немаловажный фактор - наличие здоровой конкуренции и отсутствие любого рода ущемлений.

Второе – необходимо распустить устаревшие традиционные политические партии в Диаспоре. Сегодня эти организации не способны отвечать на вызовы и угрозы, которые стоят перед общинами, и эффективно лоббировать интересы страны происхождения. Основная проблема всех организованных партийных меньшинств заключается в том, что они не являются легитимными и, соответственно, не могут представлять интересы общинного большинства. Управление диаспоральными организациями почти всегда централизовано. Ключевые решения часто принимаются только в верхах без учета мнения других членов. В определенных ситуациях подобная централизация может быть эффективна, но всегда существует риск того, что руководство центра будет решать свои прагматичные задачи в ущерб интересам большинства.

Более того, традиционные армянские структуры, как правило, не допускают появления нового мышления и подходов. Эта проблема четко объясняет, почему значительное число армян остается вне диаспоральных организаций, превращаясь в пассивных наблюдателей, что также ускоряет ассимиляционные процессы. Лидеры традиционных партий берут на себя невыполнимые социальные и политические функции, желая примерить короны диаспоральных властителей. Они искусственно создают две условные Армении – "диаспоральную" (американская Армения, французская Армения, ливанская Армения и т.д.) и "историко-метафизическую", которая основана на идее международного признания Геноцида и возвращения территорий Западной Армении.

НАЛИЧИЕ ЭТИХ ПАРАДИГМ НЕ ВЫЗЫВАЛО БЫ ВОПРОСОВ, ЕСЛИ БЫ НЕ ОДНО обстоятельство – существование реальной Республики Армения с реальным населением и реальными внутренними и внешними проблемами.

На месте этих партий должны быть созданы отдельные профильные ассоциации, которые занимаются решением совершенно конкретных задач: сохранение этнической идентичности, политический лоббизм, подготовка кадров, сбор и распределение финансовых средств и т.д. В свою очередь армянское государство в отношении Диаспоры должно взять на себя ряд важнейших функций: хранитель-государство воспитывает, защищает, регулирует и управляет армяноцентричной массой во внешнем мире; акушер-государство определяет потенциальные обязательства, лидеров и актив, мобилизует и культивирует их, когда речь идет об общенациональных интересах; демиург-государство непосредственно создает и руководит новыми диаспоральными сетями и позволяет лидерам на местах обеспечивать их каждодневное функционирование. Все эти роли сводятся к тому, чтобы придать Диаспоре армянскую субъектность и не позволить иным силам использовать ее в качестве инструмента против Армении.

Арег ГАЛСТЯН, кандидат исторических наук, постоянный автор/эксперт журналов The National Interest, Forbes, The Hill и The American Thinker, mediamax.am

http://www.mediamax.am/ru/column/12812/

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • С ИНТЕРЕСАМИ СИЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ
      2024-05-27 15:05

      Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.

    • СОВМЕСТНО – ПРОТИВ ОБЩИХ ВЫЗОВОВ
      2023-05-20 11:45

      В Ереване всеармянские организации обсудили дорожную карту будущего Неравнодушная общественность как в Армении, так и в Диаспоре не оставляет своих попыток выработать меры противостояния углубляющемуся кризису. Да, времена тяжелые, но опустить руки и впасть в уныние – значит обрекать себя на бесцветное и не сулящее ничего хорошего будущее…