Последние новости

БЕССМЕРТНАЯ ЗАРА ДОЛУХАНОВА

Дух повелевал ее голосом

Многие из нас были свидетелями изумительного явления - были современниками великой певицы Зары Долухановой. В марте этого года ей бы исполнилось 100 лет, и уже одиннадцать лет она перешла в служение, в котором ничего изменить нельзя и которое происходит от духовной энергии, аккумулированной в ее творчестве и даже в самом ее имени. Для многих людей ее имя несло в себе нечто светлое и одухотворенное, являлось своего рода символом искусства. Преодолевая годы и расстояния, она всегда жила музыкой. Для нее все, что было связано с музыкой, пением, - бесконечно таинственный и прекрасный мир, который она до последнего своего часа стремилась познать.

         Слова признания ее современников - это свидетельства бессмертия искусства великой певицы.

Эдвард МИРЗОЯН, народный артист СССР:  

       Необыкновенная, неподражаемая

        Зара Долуханова оставила свой неповторимый след в истории музыкального искусства. Давно мечтал написать о ней, но, к стыду своему, так и не исполнил свою мечту. Замечательная певица великолепно пела вокальные сочинения не только мировой классики, но и армянской. Совершенно потрясающе она исполняла романсы Адама Худояна на слова Чаренца. А как она пела "Колыбельную" в Кантате о Родине Александра Арутюняна, после чего это сочинение удостоилось Сталинской премии, а затем, спустя годы, в непростой конкурсной борьбе сама Зара удостоилась Ленинской премии - первая среди вокалистов.

         КАК ВСЯКИЙ ПОДЛИННО ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК, Зара была талантлива во всем. Не все, очевидно, знают, как прекрасно она рисовала. И то, что она умела рисовать, безусловно, отражалось в ее искусстве, потому что ту палитру, которую использовала в живописи, она перенесла в исполняемые ею произведения. Вот почему они звучали естественно и живо.  

          Александр АРУТЮНЯН, народный артист СССР:

          Еще при жизни она стала легендой

          Еще при жизни Зара Долуханова стала легендой. Ее неповторимый, уникальный голос, богатый разнообразием тембровых красок, поражал слушателей отточенностью исполнения. Она была певицей, в которой сочетались внутренняя собранность и неповторимое обаяние.

         В СТАНОВЛЕНИИ ПЕВИЦЫ, КАК ИЗВЕСТНО, большую роль сыграл Александр Долуханян - прекрасный музыкант и композитор, обладавший блестящим знанием вокального искусства, что в дальнейшем сказалось на ее исполнительском мастерстве. Стремление Зары Александровны к совершенству было уникальным во всех аспектах вокального искусства. Одинаково блестяще она исполняла произведения композиторов разных времен и направлений.

          Не могу не вспомнить с благодарностью ее проникновенное исполнение моей Кантаты о Родине. Успеху этого произведения, безусловно, способствовало ее одухотворенное и неповторимое пение. Великая певица оставила неизгладимый след в сердцах почитателей ее высокого искусства.

          Нана ГАБРИЕЛЯН, заслуженный работник культуры РФ:         

          "Твой голос для меня и ласковый, и томный..."

          Необычно все, что связано с Зарой Долухановой. В памяти неизгладимы бархатный тембр ее голоса, ее волшебная сценическая поступь. Каждый ее выход на сцену - это блистательный шаг в истории вокального искусства.

          ВСПОМИНАЯ КОНЦЕРТЫ НЕПОВТОРИМОГО ТВОРЦА-ХУДОЖНИКА, не перестаю удивляться, насколько свежа память о тех вечерах, которыми нас, слушателей, одаривала всеми любимая Зара Александровна. Тончайшая нюансировка исполняемого, безупречная фразировка - перечислять все немыслимо. Это были музыкальные откровения, казалось, такие простые и ясные, но неповторимость долухановской трактовки с ее удивительной выразительностью мелодичного и ритмического многообразия остается за чертой досягаемости в силу преобладания в самой певице божественного начала.

          Я благодарна судьбе за то, что она одарила меня теми ценностями в жизни, которые в тяжелые дни держат меня на плаву. Не исключаю из своей биографии и дань благодарности великой певице за редкие минуты общения с ней. Перелистывая страницы 20-летней давности, вспоминаю слова моего отца-скрипача Авета Карловича Габриеляна, профессора Московской консерватории: "Зара Долуханова необъятна в своей красоте. Она освежает память и оздоровляет душу своим искусством". Отец восхищался умело выстроенными программами концертов Зары Александровны и ее партнеров по ансамблю. В мое время это были незабываемые Нина Светланова и Владимир Хвостин (а еще раньше Берта Козель).

         В ее жизни не было пассивности ни в чем. Уверена, кто бы ни писал о ней, непременно задумается: имеет ли он право анализировать и оценивать чистейший родник, не внесет ли диссонанс? С другой стороны, известна истина, что любовь к своим кумирам окрыляет, дает неисчерпаемую силу высказываний.

          Искусство Зары Долухановой - эталон блеска, ясности музыкальной жизни. Она художник и мастер архитектоники. В чем бы она себя ни выразила и чего бы это ни касалось - педагогической ли деятельности или искусства и живописи, кулинарии или общения с коллегами, родными и близкими по духу людьми, - во всех своих проявлениях Зара Долуханова безупречна...

          Владилен БАЛЬЯН, композитор, народный артист РА:   

          Великолепная Зара                   

          Зара Долуханова и Арам Хачатурян Москва, 2001 год. Весенним днем получил приглашение: "Встреча с народной артисткой СССР, народной артисткой Армении, лауреатом Ленинской и Государственной премий, профессором Российской академии музыки им. Гнесиных Зарой Александровной Долухановой. Ведущий - народный артист России, доктор искусствоведения, профессор Сергей Борисович Яковенко".

         КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ИТАР-ТАСС ПЕРЕПОЛНЕН ПОЧИТАТЕЛЯМИ ИСКУССТВА Зары Александровны. Десять, двадцать арий из опер, сложнейшие романсы Таривердиева, Гаврилина, знакомые и незнакомые песни... И так полтора часа, полных два отделения без перерыва. Затем С.Яковенко объявляет "Сольфеджии" Родиона Щедрина, отметив, что "по совершенству исполнения этого сложнейшего произведения оно может быть учебным пособием для студентов консерватории". И действительно, подлинное совершенство - абсолютное попадание в очень далекие друг от друга звуки... Дальше перекличка, скорее соревнование между инструментом и человеческим голосом. Но если исполнителю на фортепиано надо поупражняться и технически преодолеть "трудные места", то певцу ведь надо все это "взять голосом"! И в итоге - победа за певицей, чье искусство, как всегда, поражает и покоряет. Подобное техническое совершенство сродни разве что исполнению скрипача-виртуоза. Впрочем, сравнение условное. Как писала венгерская пресса, "нет такого музыкального инструмента, который мог бы выдержать сравнение с волшебной красотой и художественностью пения Долухановой".

        ...И вдруг невероятный контраст и для исполнительского диапазона певицы, и для слушательского восприятия - венгерская народная песня "Журавли". Писать или рассказывать о музыке - задача, пожалуй, невыполнимая. Просто отмечу: Зара Долуханова не просто исполняет мелодию, передает смысл слов, настроение произведения - она проникает глубже. Это, если хотите, ее открытие. О чистом чувстве девушки сложена прекрасная песня "Журавли". Но какой бездной эмоций наделила песню Зара Долуханова!..

        Песня кончилась. Овации, слезы, цветы. К рампе подходит народный художник СССР, скульптор Николай Никогосян и высыпает прямо к ногам певицы роскошные белые розы.

        Зара Александровна завершает концерт-встречу песней-эмблемой, песней надежды:

        Крунк! Не дал ты ответа мне,

        Тогда уйди, уходи...

        Все, кто был в зале, не сговариваясь, встают. Нет ничего выразительнее этого порыва. Шестьсот человек красноречиво, искренне выразили свой восторг, свое почтение, свою любовь к великой певице XX века.

         Сергей ЯКОВЕНКО, народный артист России, доктор искусствоведения, профессор:

         Полина Виардо XХ века

         Чем больше времени проходит со дня прощального выступления Зары Долухановой весной 1983 года в Большом зале Московской консерватории, тем непоколебимее убеждение: то было не просто завершение карьеры замечательной любимой певицы, что само по себе весьма грустно. Концерт тот венчал огромную и славную, упоительную и динамичную эпоху расцвета отечественного камерно-концертного вокального исполнительства, длившуюся более полутора столетий, а это уже событие не просто грустное, а подлинно драматическое.

           ЗАРОЖДАЛИСЬ И РАЗВИВАЛИСЬ ТРАДИЦИИ благодаря творчеству Любови Кармалиной, ученицы М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского, Александры Молас, сподвижницы композиторов-"кучкистов", певческой династии Лодий, Натальи Ирецкой, Марии Олениной-Д`Альгейм...

            Судьбе было угодно, чтобы на самой вершине пирамиды оказалась героиня нашей книги. Очевидно, лишь добрые феи принесли при ее рождении свои дары, уготовив для столь высокой миссии и красоту, и музыкальность, и шарм, и грацию, и волю, и феноменальную работоспособность, и доброту, и еще многие-многие другие качества, необходимые для того, чтобы играть в этой жизни историческую роль.

            Удивительные открытия ждут исследователя, изучающего биографию Зары Долухановой: ей посчастливилось благодаря родственникам, учителям, друзьям, благодаря пытливой и счастливой природе своего таланта приобщиться к высоким и славным художественным традициям, освященным великими именами композиторов и исполнителей прошлых эпох. Распутывая нити ее артистической судьбы, прослеживая творческое общение, влияние, постигая исполнительскую и педагогическую эстетику - словом, воссоздавая генеалогическое древо, мы выясняем, что ее далекие "предки" - Глинка, Полина Виардо, Гарсия-сын...

           Елена ОБРАЗЦОВА, народная артистка СССР:

           На ее концерты ходили, как в храм 

           ...Концерты Зары Долухановой остались в памяти навсегда. Она изумляла публику своей музыкальностью и культурой исполнения, изумляла количеством и изысканностью программ. На ее концерты ходили, как в храм.

          Я, ТОГДА ЕЩЕ СТУДЕНТКА КОНСЕРВАТОРИИ, слушала Зару Александровну с замиранием сердца, я узнавала незнакомую для меня музыку, слушала, смотрела на нее, как на богиню. Она была необыкновенно хороша собой - всегда прекрасно одета, и походка ее была неотразима... Вот уже прошло 40 лет, а села писать о ней - и вновь так сильно захвачена ее образом, ее мастерством, ее искусством.

          Зара Александровна пела на всех языках оригинала, пела музыку разных стилей, она была учителем нашего поколения - ее концерты посещали все студенты и профессора консерватории, на ее концерты ходила вся интеллигенция. Это были концерты-праздники, концерты-события. Сколько раз у зала я видела милицию, успокаивающую толпу, за билетами люди стояли ночами, ходили отмечаться, и это при том, что в те годы музыкальная жизнь была в расцвете - столько было имен, исполнителей... Ее время было временем искусства.

          Зара Александровна была одной из первых, пробивших железный занавес. Сколько восторженных воспоминаний я слышала и слышу сейчас о ее гастролях - она была ослепительна и неожиданна, она имела много триумфов за рубежом.

         Владимир СПИВАКОВ, народный артист СССР:

        Непостижимая тайна, имя которой - Долуханова

         Никакие суетные ветры перемен не могли изменить вас - великого бескомпромиссного художника, необыкновенную женщину, непостижимую тайну, имя которой - Долуханова.

         ВАШ НЕСРАВНЕННЫЙ ГОЛОС уносил нас в звенящую тишину Млечного пути, где звучит божественная музыка сфер, где в бесконечном хороводе миров ярко вспыхивают и угасают звезды. И этот же голос возвращал нас к себе, чтобы осознать всю хрупкость, всю непрочность прекрасного, но краткого мгновения нашей жизни.

          И сегодня мы по-прежнему дышим воздухом, напоенным ароматом этого голоса, нежным, страстным, чарующим, наполняющим сердце радостью и уносящим душу ввысь.

          Так пусть же длится и длится наше свидание, несравненная дорогая Зара Александровна.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОДНОЙ ЛИШЬ ДУМЫ ВЛАСТЬ
      2020-05-28 10:42
      3125

      Сегодня день рождения поэта Акопа Акопяна. С его именем у нас связано представление о поэзии, вобравшей в себя пафос революции, пафос великого и драматического времени. Поэзия Акопяна, овеянная ветрами и бурями эпохи, проникнутая светом правды , обращена к будущему. В его произведениях есть взволнованное, страстное отношение к событиям, которое составляло основную черту поэтического мышления крупнейших поэтов конца XIX- начала XX веков.

    • ПОД ОСЛЕПИТЕЛЬНЫМ ПРОЖЕКТОРОМ ИСТОРИИ
      2020-05-22 10:06
      7158

      …Худое, будто иссеченное дождем и ветром лицо. Острый и одновременно печальный взгляд. Кажется, одни превратности судьбы, а не ясные лучезарные дни, оставили след на его лике, в котором определенно есть что-то трагическое. Этот портрет Шарля мне показал замечательный художник Александр Баграмян, нарисовавший его не с натуры, а, как он рассказывал, под сильным впечатлением от исполненной им песни. Как же должна быть исполнена песня, чтобы создать вот такой точный, психологически глубокий портрет!

    • ХУДОЖНИК СЧАСТЬЯ
      2020-05-18 15:22
      6635

      Роберт Элибекян - художник уникальной творческой одаренности. Изысканная психологическая нервная природа его происходит из того скрытого от глаз пространства, которая присуща его личности. Элибекяна можно и нужно видеть на его персональной выставке или в мастерской. Чувствовать, как глубоко и тщательно готовит он каждую минуту к воссозданию образа, как все, что появляется на холсте, проходит через его сердце. Как продумана и мастерски выполнена форма его созданий.

    • В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
      2020-05-14 10:40
      4043

      Сейчас, когда не знаешь, с кем  и о чем говорить, мыслями обращаешься к художникам, композиторам, за чьим творчеством следишь много лет, чьи  биографии уже давно нельзя разделить  на то или иное произведение, превосходное  или удачное - неважно: существует  личность в  нераздельности своих пристрастий, взглядов, убеждений.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОДНОЙ ЛИШЬ ДУМЫ ВЛАСТЬ
      2020-05-28 10:42
      3125

      Сегодня день рождения поэта Акопа Акопяна. С его именем у нас связано представление о поэзии, вобравшей в себя пафос революции, пафос великого и драматического времени. Поэзия Акопяна, овеянная ветрами и бурями эпохи, проникнутая светом правды , обращена к будущему. В его произведениях есть взволнованное, страстное отношение к событиям, которое составляло основную черту поэтического мышления крупнейших поэтов конца XIX- начала XX веков.

    • ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ОГАНДЖАНЯНА
      2020-05-26 13:22
      1434

      15 мая на 69-м году жизни безвременно ушел от нас Сергей Беникович Оганджанян. За годы сотрудничества с редакцией «Голоса Армении» он опубликовал целый ряд статей, посвященных армянским ученым, достижениям инженеров и конструкторов Ереванского НИИ математических машин, связанных с разработкой многих вычислительных комплексов, эксплуатируемых как в СССР, так и в странах СЭВ. Многое из этих материалов докладывалось на международных конференциях, публиковалось в российских научных изданиях.

    • СПОРТИВНЫЙ ПЕДАГОГ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
      2020-05-25 18:00
      2798

      Несмотря на тревожную ситуацию с эпидемией коронавируса, в Армении возобновился национальный футбольный чемпионат. В связи с этим уместно будет вспомнить человека, внесшего большой вклад в развитие отечественного спорта, особенно футбола, – Эдуарда Григоряна.

    • ЛЕВ ЗИЛЬБЕР, ГЕНИАЛЬНЫЙ ВИРУСОЛОГ, ПОБЕДИВШИЙ ВСПЫШКУ ЧУМЫ
      2020-05-25 12:09
      3051

      Ученый Лев Зильбер стал основоположником советской медицинской вирусологии и создателем первой в Советской России вирусной лаборатории. Академик, получивший международное признание, лауреат Сталинской премии и ордена Ленина трижды отсидел по тюрьмам и лагерям СССР. В 50-е в ходе рентгена грудной клетки Льва Александровича молодая врач поразилась множеству сломанных ребер ученого, на что он ответил, что всему виной автокатастрофа. Ни на одном из допросов, невзирая на самые жестокие пытки, Зильбер не подписал вменяемые ему признания и ни разу не согласился оклеветать коллег.