Последние новости

ВИНО "ТАРИРИ", ГЕРОИ 50+ И ДРУГИЕ СЮРПРИЗЫ 68-ГО БЕРЛИНАЛЕ

Из международных кинофестивалей класса "А" первым в календаре значится знаменитый Берлинале. Проходящий в феврале, он как бы задает тон всему фестивальному году, становясь точкой отсчета и сравнительной планкой для остальных праздников большого кино. Свой отпечаток он накладывает и на наш "Золотой абрикос", который, сохраняя собственное лицо, старается включить в многочисленные программы как кино из фестивального Берлина, так и фильмы МКФ и из других стран и классов.

Чем отличился 68-й Берлинский международный кинофестиваль, прошедший в этом году 15-25 февраля? На этот и другие вопросы мы попросили ответить кинокритика, завсегдатая престижных европейских кинофестивалей Диану МАРТИРОСЯН.

- Начну с того, что от других кинофестивалей Берлинале отличается неким бунтарским духом, заложенным как в его атмосфере, так и в подборке фильмов. Не был исключением и этот год. За несколько месяцев до фестиваля около 80 известных кинорежиссеров Германии опубликовали открытое письмо главе МКФ Дитеру Косслику, в котором констатировали системный кризис Берлинале и требовали решительных перемен. Назвав конкурсную программу Берлинале самой слабой из великой фестивальной тройки (Берлин - Канны - Венеция), они отметили, что в последние годы в нее попадает много посредственных картин, немало фильмов так и не выходит на экраны кинотеатров и не оставляет  следа в киноискусстве. Режиссеры, кстати, многие из которых обрели популярность на Берлинском МКФ, также указали, что фестиваль под руководством Дитера Косслика утратил свое художественное значение. Глава Берлинале парировал, мол, зато все билеты продаются, и Берлинале оправдывает себя в коммерческом смысле: в случае перемен на организацию и проведение фестиваля потребуются более масштабные государственные затраты. В этой ситуации киноведам, кинокритикам и журналистам было интересно понять, насколько критика повлияла на подборку программных фильмов и работу жюри.

- Вы согласны, что Берлинале действительно выпадает из великой фестивальной тройки?

- В прошлом году я работала на МКФ в Каннах и могу с уверенностью сказать, что нынешний Берлинский фестиваль оказался сильнее прошлогоднего в  Каннах, где, как правило, представляют работы именитых режиссеров, однако это не обеспечивает наличия однозначно сильных фильмов. На 68-м Берлинале было больше хороших фильмов – не выдающихся, но удачных, а также много новых имен, на которые идешь без предварительно заявленной высокой планки, но нередко сталкиваешься с достаточно хорошей работой. Так случилось с фильмами "Наследницы" Марсело Мартинесси (Парагвай), "Недвижимость" Манса Манссона и Акселя Петерсена (Швеция - Великобритания) и другими. В Каннах иначе: если заявлен именитый режиссер, ожидания от его фильма большие, но нередко не оправданные. Берлин также больше нацелен на раскрытие молодых талантов, он более демократичен в плане выбора фильмов: здесь представлено все – Европа, Азия, США и бывший соцлагерь. Канны же - это сгусток, скажем так, "буржуазного кино" и "элитных звезд". На Берлинском фестивальном экране больше фильмов на социально-политические темы, да и атмосфера города пропитана этим духом. Так, в один из дней на фестивальной красной дорожке некая актриса устроила демонстрацию в поддержку режиссера Кирилла Серебренникова, уже 8 месяцев находящегося под домашним арестом по делу "Седьмой студии", выйдя вперед с целлофановым мешком на голове. И такие акции в Берлине не редкость. В Каннах вряд ли такое возможно.

- Можно ли сказать, что социально-политическая атмосфера Берлинале определяет и подобную тематику фильмов этого фестиваля?

 68-й Берлинский Международный кинофестиваль- Отчасти да, но не совсем. В Берлине нет кризиса сценариев, но есть повторяющиеся темы: беженцы, теракты, столкновение христианского и мусульманского миров. В то же время много фильмов про поколение в возрасте 50+. Например, фильм "Недвижимость", кстати, один из лучших на Берлинале, и "Наследницы", получившие в Берлине приз "Альфреда Бауэра" и "Серебряный медведь" в категории "Лучшая женская роль". Главные героини обоих фильмов женщины бальзаковского возраста. Или картина грузинского режиссера Тинатин Каджаришвили "Горизонт" про мужчину средних лет, впавшего в депрессию после развода. В кино стран СНГ герои этого возраста практически игнорируются, но в Европе это трендовая тема, ведь эти люди существуют, у них есть свои истории, конфликты, и не всегда это преподносится поэтично, как во французском или итальянском кино. На Берлинском МКФ было и много киноисторий про женщин. Одна из привлекательных - шведско-датская картина "Быть Астрид Линдгрен".

- Отличился ли  Берлинский кинофестиваль сюрпризами?

- Фестиваль впервые был интересен тем, что открылся картиной жанра кукольной анимации любимца нового поколения, обласканного Берлинале американского режиссера Уэса Андерсона "Собачий остров", получившего, кстати, "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру. Сюрпризом можно назвать и женское лидерство. "Золотой медведь" и приз за лучший дебютный полнометражный художественный фильм был вручен радикальному, но интересному фильму "Не прикасайся" Адины Пинтилие (Румыния), Гран-при ("Серебряный медведь") - картине "Лицо" Малгожаты Шумовска (Польша), "Серебряный медведь" за выдающиеся достижения в области киноискусства получила художник-постановщик фильма "Довлатов" Елена Окопная. На Берлинале было и немало других сюрпризов, связанных с режиссерскими решениями. В фильме "Не прикасайся", вызвавшем полярные мнения жюри, критики и зрителя, реальные люди играли отчасти самих себя. В российском триллере Тимура Бекмамбетова "Профиль" - одном из лучших на фестивале -использован необычный трюк: весь фильм разворачивается у монитора компьютера, но от этого он вовсе не становится скучным, а, наоборот, обретает некую загадочность. "Профиль" - о репортерше, задумавшей внедриться в систему пропаганды ИГИЛ с целью ее дальнейшего разоблачения. Норвежский режиссер Эрик Поппе представил фильм "Утойа, 22 июля" о теракте Андерса Брейвика, снятый одним кадром, практически без монтажа: по ходу фильма оператор как бы следует за героями, залезая в кусты, в грязь, воду. А вот американец Стивен Содерберг снял свой новый фильм "Не в себе" на iPhone, объявив своеобразный бунт большим студиям. Сюрпризом можно назвать и новую работу культового корейского режиссера Ким Ки Дука "Человек, пространство, время и снова человек", в котором все было отлично от прежнего Ким Ки Дука, кроме названия, вызывающего аналогию с его знаменитой картиной "Весна, лето, осень, зима и снова весна".

- Если обобщить Берлинале-2018, что можно назвать его контрапунктом?

 68-й Берлинский Международный кинофестиваль- В основном фильмы кинофестиваля отражают интимные – физические и духовные - проблемы, выворачивая их наизнанку под условными лозунгами "люби себя таким, какой ты есть, и тебя полюбят все", "все достойны счастья - вне зависимости от расы, пола, сословия, возраста". Прослеживается еще одна тенденция, свойственная современному европейскому кинематографу: авторы стремятся быть честными до натурализма, не боятся показывать человеческие пороки, болезни, страхи и громко говорить об этом с экрана, снимая универсальные истории, которых так не хватает сегодняшнему армянскому кинематографу.

- Кстати, были ли представлены армянские фильмы на Берлинском МКФ?

- К сожалению, наш кинематограф еще не дорос до уровня подобных кинофестивалей и никак не присутствовал в его программе, разве что в фильме  в фильме Алексея Германа-младшего "Довлатов", показанном в Берлине, сыграли две наши актрисы - Тамара Оганесян и Аревик Геворкян, и еще в нем дважды называется национальность Довлатова – "армянин". Ну и еще фестиваль украсило армянское вино "Тарири", которое я подарила одному из своих кумиров, знаменитому американскому актеру Уиллему Дефо, получившему почетного "Золотого медведя" 68-го Берлинале. Мне удалось не просто подойти к звезде, но и пообщаться, вручить подарок. Подобное вряд ли произошло бы в Каннах.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 40 ЗРИТЕЛЕЙ НА ПЛОЩАДИ ДСЕХА
      2020-09-23 12:01
      350

      К своему 15-летнему юбилею Международный фестиваль кукольных театров "День туманяновской сказки" шел с сомнениями. Удастся ли в создавшихся условиях провести грандиозный праздник, охватывающий в последние годы всю Армению и Арцах, собирающий лучшие кукольные коллективы из разных уголков мира? Закрыты театры, под запретом сбор публики, да и люди, порядком уставшие от мировых перипетий, безразличны ко всему происходящему...

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      769

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • СОЗНАТЕЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬ ПРОТИВ СЕКСУАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ
      2020-09-19 15:00
      1762

      Вредоносная идеология, заложенная в злополучных Лансаротской и Стамбульской конвенциях, приблизилась к нашему порогу. Не за горами день, когда на школьных партах Армении появятся учебники, изданные на основе новых критериев образования, содержащих "щели" и даже целые "окна", через которые в умы армянских детей начнут внедряться мысли, идеи, наставления, противоречащие национальным ценностям, мировоззрению нашего народа и вообще человеческому естеству. Как отмечает в связи с ситуацией врач-сексолог и независимый эксперт, один из основателей гражданской инициативы "Сознательный родитель - Здоровое поколение" Нарине НЕРСИСЯН, вместо "революции любви" мы, по всей вероятности, получим обычную сексуальную революцию в виде разнузданного проявления полового влечения, которое ответственные за образование чиновники стремятся превратить в приоритетное направление воспитания и обучения наших детей и подростков.

    • ФИЛЬМ О ВИКТОРЕ АМБАРЦУМЯНЕ
      2020-09-19 15:00
      1831

      "Данные воспоминания не должны быть опубликованы раньше чем через 5 лет после моей смерти. Но это не означает, что я мечтаю об их публикации или считаю ее необходимой. Речь лишь о том, что я даю на нее свое "добро". C этих слов начинается документальный фильм "Виктор Амбарцумян. Эпизоды жизни" режиссера Артака АВЕТЯНА, снятый на основе дневниковых записей великого ученого-астрофизика, одного из выдающихся армян ХХ в. - Виктора Амазасповича Амбарцумяна. Премьера фильма состоялась два года назад, 18 сентября 2018 г., и прошла в Большом зале столичного кинотеатра "Москва" при полном аншлаге. И это не случайно.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "Чнчик" – в конкурсной программе Пусанского международного кинофестиваля
      2020-09-15 13:53
      399

      Фильм режиссера Арама Шахбазяна "Чнчик" (Армения, Нидерланд, Германия, Швейцария) будет представлен в конкурсной программе "Новые течения" (New Currents) крупнейшего в Азии Пусанского международного кинофестиваля, который пройдет 21-30 октября. Об этом сообщают из Национального киноцентра Армении.

    • ОПЕРАТОР С "ХУЛИГАНСКИМ" СТИЛЕМ ЛЕВОН АТОЯНЦ
      2020-09-11 13:04
      2346

      Не каждый человек, перешагнув рубеж, ведущий к вековому возрасту, способен привнести в свою жизнь новые технологии, возиться со множеством функций смартфона и тем более разбираться в соцсетях. Легендарный оператор Левон Атоянц из редких "могикан", кого новое не просто интригует и становится преодоленной преградой, - оно превращается в мостик, связывающий с миром, или в персональную книгу воспоминаний, советов молодым и шутливых изречений.

    • ФЕСТИВАЛЬ FRESCO СТАРТОВАЛ В БЕРДЕ
      2020-08-27 10:51
      3500

      7-й Международный фестиваль современного искусства и духовных фильмов Fresco ("Фреска") открылся 22 августа в Берде концертом одноименного танцевального ансамбля "Берд" под открытым небом. Приграничный город Тавушского марза был избран в качестве стартовой площадки фестиваля не случайно. Как объяснила художественный руководитель Fresco Анна Карапетян, торжественная церемония открытия и праздничная программа - это попытка подбодрить жителей этого уголка Армении после июльских военных событий, поддержать в них силу и уверенность.

    • Дживан АВЕТИСЯН: ДВА ФИЛЬМА НА ФОНЕ АРЦАХА
      2020-08-12 11:13
      4656

      Уже несколько месяцев кинорежиссер Дживан Аветисян находится в Арцахе, где работает над проектами двух новых фильмов. Первый - полнометражная игровая картина с предварительным названием "Возрожденный" станет очередной историей нелегких человеческих отношений, разворачивающихся на фоне Арцаха. Второй - игровой фильм-сериал из 12 частей "Черный список", посвященный путешествующему блогеру Александру Лапшину и рассказывающий его историю, в том числе и посещение Арцаха, дальнейший арест в Минске, экстрадиция в Баку по просьбе властей Азербайджана и т.д.