Последние новости

ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИ

Экспозиция, развернутая в эти дни в Доме художника Армении, необычна. Поток зрителей не иссякает. Чем же привлекает она? Интерес к жанру? Пожалуй, да. Ведь это вторая республиканская выставка акварели, и сама техника исполнения произведений рождает в сознании устойчивые ассоциации. В экспонируемых работах прослеживаются любовь художников к родной природе, умение вдохновляться ее красотой.

 ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИК СОЖАЛЕНИЮ, ДАННАЯ ВЫСТАВКА ЗНАЧИТЕЛЬНО УСТУПАЕТ ПЕРВОЙ республиканской выставке и качеством представленных работ, и по тематике. На первой выставке, которая проходила более двух десятков лет назад, активным объединяющим началом было стремление художников выйти на серьезный разговор, выходящий далеко за рамки лирических эссе и романтических порывов. Среди пейзажных работ, которые, безусловно, всегда превалируют на любой выставке, были и рассказы о жизни новостроек, рыбаков Севера, о людях труда, ученых... А красота акварели, ее своеобразие, тонкость, воздушная прозрачность эти прекрасные качества были подчинены решению больших идейно-художественных задач.

Основу нынешней выставки составляют работы, созданные за последние годы. В экспозицию включены и избранные произведения прошлых лет. В основном это пейзажи, портреты, композиционные листы и натюрморты. Рассматривая выставку, думаешь о том, что мы живем в благостное, крайне гармоничное время, где нет ни актуальных тем, ни каких-либо забот, тревожащих нынешнего зрителя. И тем не менее данная выставка дает посетителям редкую возможность сопоставить сегодняшние достижения с лучшими работами наших прославленных мастеров.

Большой серией работ представлен на выставке Игорь Прон - один из лучших современных акварелистов. Тематика его листов обширна. Его работы запечатлели цветущий абрикос, композицию "Клетка с петухами", великолепный зимний пейзаж, напоминающий чем-то, скорее всего, одухотворенностью, есаяновские работы. Особое любопытство зрителей вызывают его этюды на музыкальные темы: играющий саксофонист, квартет музыкантов. Бесконечные этюды, наброски, зарисовки, сделанные с натуры, - это своеобразный дневник, в котором отражаются каждодневные наблюдения и размышления художника, его восприятие мира, особое лирическое отношение к человеческому бытию. Художник никогда не забывает особенность и природу акварели, полностью использует ее возможности, добиваясь удивительных декоративных эффектов, тончайших нюансов в передаче цвета. Многообразна и палитра выразительных средств: она дает художнику возможность придать образам публицистическую заостренность и трепетность.

 ПОЭЗИЯ АКВАРЕЛИМНОГИЕ АКВАРЕЛИСТЫ ЛЮБЯТ ПРЕОБРАЖАТЬ ЗЕРКАЛЬНУЮ ГЛАДЬ ОЗЕРА и неторопливое движение воды. В одних композициях ощущается монументальность трактовки образов и событий, в других - преобладают проникновенное чувство природы, нюансы настроений. Эти черты наиболее ощутимы в работах Аветика Арутюняна, Ованеса Тираторяна, Пето Погосяна, Ваграма Меликсетяна, Армине Аветисян. Используя фактуру листа, подчеркивая и оттеняя главное, они концентрируют на нем внимание зрителя, создают нужное эмоциональное настроение.

Особенно привлекательны пейзажи Пето Погосяна. Покоряют удивительная непринужденность и естественность. Никто не спутает лирическую тональность картины П.Погосяна с декоративной смелостью работ И.Прона. Сочность и преданность натуре Ваграма Меликсетяна подчеркивают изысканность и беспокойство акварелей Ашота Багдасаряна и Гамлета Асатряна. Легко отличить почерк поэтичных, колористически поисковых картин Амбарцума Саакяна от внешне спокойных, полных недосказанной прелести, листов Лилит Арсенян. Холодноватая гамма характеризует пейзажи Саркиса Терзяна, теплый, добрый, очеловеченный мир армянской природы создает Б.Акопян.

Наиболее цельными представляются небольшие пейзажи, которые написаны с натуры в минуты увлечения и воодушевления. Они не производят впечатления быстрой импровизации, а удивляют тщательно подготовленным заранее выбором выразительных средств. Светлый душевный настрой, особая мягкость и эмоциональность отличают лучшие пейзажные полотна - "В Хосровском лесу" Г.Агамяна, "Зимний пейзаж" И.Прона, "Пейзаж" А.Арутюняна, "Гора Ара" Б.Акопяна.

Вот картина "После дождя" Армине Аветисян... Здесь все устремлено ввысь, к зелени весны, к мечтам юности. Красивая, тонкая нюансировка зеленого, мягкие ритмы наполняют холст лиризмом, поэтичностью. Склонность к цветовому синтезу и гармонии придают своеобразное очарование картине.

Мир, созданный большинством авторов-акварелистов, - яркий, живой, чистый, словно омытый дождем. В этом мире нет особого трагизма и грусти, свойственных многим армянским художникам. Вместе с тем он заставляет задуматься над самыми главными вопросами  - о жизни и смерти, о первозданной чистоте природы. Если авторы пишут озеро, то это живая страстная стихия, рисуют людей - они пластичны, изящны, грациозны, если изображают городские улочки - они манящи и таинственны.

С большим мастерством используют возможности акварельной техники художники Самвел Мелкумян и Артак Закарян. Их акварели то словно пронизаны искрящимся солнечным светом, то подернуты легкой туманной дымкой; в одних - бодрящая свежесть воздуха, в других - томящий зной жаркого южного лета. Лирической проникновенностью отмечены картины "Старый Гюмри" А.Мурадяна, "Венеция", "Двор в Фергане" Амбарцума Саакяна. Глядя на прозрачные, светлые акварели художников, чувствуешь неповторимую выразительность и красоту, нас окружающую. Артистичны и выразительны работы Лилит Арсенян.

ОПРЕДЕЛЕННОЕ МЕСТО В ЭКСПОЗИЦИИ ЗАНИМАЕТ ЖАНР ПОРТРЕТА, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ работами Сергея Погосяна, Мехака Хазаряна, Самвела Мелкумяна, Айка Мартиросяна, Лилит Арсенян, Ваграма Меликсетяна, Мартироса Петросяна и других. В портретах, представленных С.Погосяном, порожает не только внешнее сходство, но и умение с проникновенностью психолога отобразить духовный мир модели, движение души. Высокая духовность ощущается во всем облике Минаса, изображенном Мартиросом Петросяном. Внутренняя воля, напряженная гордая властность и непокорность человека-художника олицетворены в этом образе. И вот доведенный до крайности индивидуализм, "самазамкнутость" человека придают образу художника печать трагизма. Выразительны и необыкновенно артистичны "Портрет дочери" Ваграма Меликсетяна, "Портрет Ани" Геворга Григоряна, женский портрет Б.Акопяна...

Запоминается яркий камерный натюрморт Карена Агамяна, красочно выполненный в технике акварели.

Выставка акварели показала, что у нас немало художников, которые успешно и увлеченно работают в этой технике. Особенно радуют достижения молодых художников. Но хотелось бы видеть больше поиска, собственных открытий, первопроходческой страсти. Беспокоит и увлечение большими форматами. Акварель должна быть легкой, прозрачной, а некоторое наличие гуаши разрушает ее основные качества. Думается, в дальнейшем наши художники преодолеют эти недостатки, и экспозиции акварели станут еще ярче и полнее.

Галерея (5 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРОЩАНИЕ С МУЗЕЙНЫМ ВОИНОМ
      2021-10-25 10:15
      1908

      С некоторых пор жизнь – сплошное расставание. Вот теперь с Шаэном Хачатряном, талантливым искусствоведом и критиком, долгие годы бывшим участником художественной жизни страны, замечательным человеком, абсолютно незаменимым для нашей культуры. Вся его жизнь была одним непрекращающимся сражением за сохранение армянского культурного наследия.

    • ТАЛАНТ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
      2021-10-21 09:48
      4123

      Гюмри. Утро. Ласковое октябрьское солнце. Жемчужная дымка над городом. Сиреневая паутина теней на серой замше асфальта. Шорох бронзовых листьев. Осень, сквозь густое кружево деревьев рвутся шустрые солнечные блики. Они забираются на крыши домов, карабкаются по ювелирной вязи орнаментов, застревают в завитушках узоров резных деревянных балконов. Это неспешное парение над городом незабываемо…

    • ПОДЛИННОЕ ЧУДО ФОРТЕПИАНО (Видео)
      2021-10-13 09:49
      4863

      В эти дни один из классиков современной игры на фортепиано Евгений Кисин отмечает свой полувековой юбилей. Он кумир не одного поколения меломанов. Его жизненное кредо – поиск себя, поиск сути и ощущение пути. Его удел – это часть мировой красоты и гармонии, неотъемлемая, немаловажная.

    • НА АРФЕ ВРЕМЕНИ ЗВУЧИТ ЕГО СТРУНА
      2021-10-11 09:58
      4438

      Еще при жизни творчество выдающегося композитора Авета Тертеряна получило мировое признание и постепенно завоевывало все более и более широкое пространство. С течением времени стал явственнее проступать и подлинный масштаб его дара, его личности. И это закономерно: истинные ценности раскрываются во времени.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИЕДИНСТВО В ДОМЕ-МУЗЕЕ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2021-09-29 10:51
      3513

      В Доме-музее Арама Хачатуряна в рамках Дня европейского наследия открылась выставка живописных работ кандидата педагогических наук, доцента Российско-Армянского университета Ануш Бабаян. Необычные картины созданы на рисовой бумаге в технике китайской живописи и объединены общим названием "Визуальные подсказки вселенной". Выставка - не только встреча с изысканным творчеством, но и возможность приобрести эти произведения с благой целью: часть полученной с продажи суммы художница намерена передать на восстановление армянских воинов-героев, пострадавших в ходе 44-дневной войны в Арцахе...

    • 13 АВГУСТА - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР У ХРАМА ГАРНИ
      2021-08-12 12:21
      3586

      13 августа у стен древнейшего армянского храма Гарни состоится благотворительный концерт известного российского квинтета Moscow Classic Ensemble. Организаторы обещают чрезвычайно интересный и незабываемый вечер, который начнется в 18.00 и будет посвящен детям и их семьям, оставшимся без крова и родины в результате 44-дневной войны против Арцаха. В программе не только выступление московских артистов, но и выставка творческих работ, созданных умелыми руками и богатой фантазией юных арцахцев, и много другого интересного.

    • "ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" ДЛИНОЙ В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
      2021-07-21 10:01
      2539

      Тамара АТАНАСЯН - желанный гость в Музее народного искусства им. Ов. Шарамбеяна. Народный мастер Армении, она нередко демонстрирует результаты очередного, пройденного ею "шелкового пути" именно в этом столичном очаге культуры. Недавно в музее открылась очередная персональная выставка ее работ, представляющих собой уникальные произведения искусства вышивания шелком и давших толчок к возрождению традиционной армянской миниатюры в новом виде.

    • В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫ
      2021-07-17 10:31
      4440

      Если вам доведется побывать в общине Малатия-Себастия столицы, остановитесь у высотного дома N38/2 по улице Исакова: в этом доме на десятом этаже находилась мастерская Карена Смбатяна. Теперь хозяин мастерской больше никогда не войдет в нее. В 2008 году его не стало. Но если вы любите живопись, помните художника, вы не пройдете мимо этого дома равнодушно. Может быть, это будет всплывшая в памяти картина "Рахаб" или "Автопортрет", воспоминание о пережитом художественном впечатлении от его последнего вернисажа в Доме художника Армении - искусство живописца было щедро на впечатления.