Последние новости

БЕТХОВЕН И МАЛЕР: ПОЧТИ КАК СОВРЕМЕННИКИ

Что происходит, когда, преодолевая напряжение репетиций, талантливый артист вырывается на просторы свободной исполнительской импровизации? Что происходит, когда в руки дирижера попадает музыка композитора, духовно близкого? Цепь замыкается вспышкой ослепительной яркости, сметая напрочь прежние исполнительские штампы.

         Такая вспышка произошла на недавнем концерте Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна в Большом зале филармонии им. А.Хачатуряна. Уже сама программа - необыкновенная и не заигранная - не оставляла сомнений: концерт должен быть интересным. В афише значились два масштабных сочинения - одно из редких в наследии Бетховена лирических произведений крупной формы - Четвертая симфония - в первом отделении и Четвертая симфония Малера, занимающая совершенно особое место в творчестве выдающегося австрийского композитора и дирижера, - во втором.

ОБЕ СИМФОНИИ ВЫЗВАЛИ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ПУБЛИКИ. ПОСЛЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО отсутствия (за дирижерским пультом стояли в это время в основном гастролеры) Эдуард Топчян дирижировал с каким-то особенным увлечением и радостью. Это была истинно творческая работа. Он продемонстрировал гармоничный дирижерский комплекс и артистическое обаяние, показал способность волевого воздействия на оркестр, замечательный дар пластической импровизации, тонкое ощущение природы мелодизма и динамической текучести музыкальных форм.

         Нельзя было не восхититься удивительным звучанием оркестра, тонкой нюансировкой, слитностью, общим ощущением стиля, редкой контактностью. И качества эти внес прежде всего дирижер - настойчивый в требованиях, ясный в намерениях, отчетливый в их пластической передаче. А главное - перед нами  зрелый мастер с определившейся творческой манерой. Никакого напряжения, жест - легкий, многое играет с полунамека. Темперамент, нередко бурно проявляющийся в жизни, за пультом ограничен чувством меры и вкуса. И оркестр, естественно, был на высоте.

        Бетховенская симфония в интерпретации оркестра и его дирижера была озарена особым светом, идиллические картины согреты теплым искренним чувством. С самого вступления симфония захватывает романтической картиной с тональными блужданиями, неопределенными гармониями, отдельными таинственными голосами. Фагот, гобой и флейта словно переговаривались между собой. Особенно романтичным был финал, где в легких шуршащих пассажах чувствовалось кружение каких-то легкокрылых существ. Достойный уровень обеспечила духовая группа оркестра. Перекличка высоких деревянных и низких струнных инструментов подчеркивала шутливый, игровой склад побочных партий. Музыка Четвертой симфонии Бетховена глубоко тронула своим эмоциональным тоном. Оркестру удалось донести тонкую красочность партитуры, контрасты сочных звучаний тутти и прозрачно-прихотливых, как бы импровизационных сольных эпизодов.

         Игра оркестра под управлением Топчяна выражает не только заложенные в партитуре чувства, но и мысли современного художника о той музыке, которую он исполнял, о времени и связи времен. О своем отношении к ней, музыке. И эти свойства отчетливо проявились и в исполнении другого монументального полотна - Четвертой симфонии Малера, для которой характерно соединение эмоциональной непосредственности и трагической иронии, жанровой зарисовки и символики.

         ЭТУ СИМФОНИЮ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ УСЛЫШАТЬ ВПЕРВЫЕ В БОСТОНСКОЙ филармонии с ее феноменальной акустикой, в исполнении прославленного Бостонского симфонического оркестра под управлением знаменитого дирижера Хайтинга несколько лет назад. Впечатление непередаваемое! И, естественно, я испытывала некоторое напряжение, отправляясь на прослушивание этой симфонии в интерпретации нашего оркестра. Но прошло уже несколько лет, и ссылаться на игру Бостонского оркестра и дирижера Хайтинга как на мерило какого-то художественного критерия, невозможно. Нельзя запомнить манеру дирижера, темп, в котором играл оркестр, да и вообще многие другие особенности. Они не могут уложиться в памяти навсегда. Игру оркестра невозможно зафиксировать раз и навсегда, поэтому параллели несерьезны.

        Итальянское сопрано Барбара ФриттолиЧетвертая симфония Малера была исполнена оркестром под управлением Топчяна зрело, с подкупающе строгой простотой. Главное - дирижер сумел заразить оркестр артистическим чувством любви к этой музыке, внутренней творческой наполненностью, "самым необъяснимым и самым действенным средством дирижера". Свою симфонию Малер называл юмореском, видавшим очень мало радости". В критике о ней сложилось мнение как о доброжелательно-юмористической, идиллистически шутовской. Поразил оркестр, осиливший эту неординарную партитуру, сыгранность и отчетливость деталей, особенности малеровского звучания, ясность общей концепции. Словом, оркестр, подвигнутый дирижером на большое дело, подчинившийся его твердой руке, определял его сдержанную манеру дирижирования в момент исполнения. Верный малейшему велению композитора, дирижер сумел стать и ироничным, и драматичным, не становясь при этом театральным. Дирижерские требования даже не подразумевают аккуратности в следовании тексту, они подразумевают незаурядное понимание. Поэтому звучание редкое. Каждый импульс дирижера, посланный оркестру, каждая эмоция, достигая публики, возрастают с каждым звуком. Эта эмоция принята и оркестрантами, и публикой как своя. При этом у оркестра свое неповторимое звучание, свой тембр - насыщенный, праздничный, легкий, подвижный, богатый оттенками. "Дыхание" - особое.

        В ЧЕТВЕРТОЙ СИМФОНИИ ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ ПОЛУЧАЕТ таинственно-причудливое воплощение - в финале звучит песня-притча. В качестве солистки выступила итальянское сопрано Барбара Фриттоли, хорошо известная в Европе. Известна она и в Ереване: в минувшем году она принимала участие в международном фестивале, посвященном памяти выдающегося певца Гегама Григоряна. Певицу тогда пригласил художественный руководитель Национального театра оперы и балета им. Спендиарова и организатор фестиваля Константин Орбелян.

         После дебюта в Ла Скала певица проявила себя в качестве чуткого интерпретатора в моцартовских операх и как незабываемая Дездемона в "Отелло". Красивый голос певицы обработан на высочайшем уровне. Она - яркий представитель итальянской школы. В финале симфонии ее голос звучал естественно, легко, свободно, драматически завершенно. Жесты ее скупы, мимика одухотворенная. Чистота, лиризм сквозят в каждой фразе, в каждой ноте. Оркестр был понимающим собеседником певице, а зал стал свидетелем их беседы; контакт был установлен мгновенно. Шквал аплодисментов в финале - выражение искренней благодарности аудитории за радость общения с высокой музыкой.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕМУ ХВАТАЛО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
      2020-11-27 10:17
      2154

      Третьего декабря замечательному писателю, Герою Социалистического Труда Серо Ханзадяну исполнилось бы 105 лет.

    • ЛИЦО КРУПНЫМ ПЛАНОМ
      2020-11-21 09:54
      5797

      Есть личности, о которых думаешь, что они будут всегда. Так мы думали об Армене Джигарханяне. Но увы…. На днях художественная общественность Москвы, гости столицы прощались с этим легендарным актером театра и кино, режиссером, художественным руководителем Московского драматического театра, народным артистом СССР… До конца никто из нас так и не почувствовал в нем тяжести пережитых лет, того, что он стареет, хотя седины давно посеребрили его голову.

    • КАРАБАХСКАЯ СЮИТА САРКИСА БАГДАСАРЯНА
      2020-11-09 10:24
      6943

      Сегодня, когда турки наносят целевые удары по Степанакерту и Шуши, разрушают церкви и памятники культуры, когда на рубежах Арцаха полыхают пожары, невольно вспоминается уроженец этого края, знаменитый скульптор Саркис Багдасарян. В воображении возникает невысокая, с грубовато мужественной определенностью черт, с львиной седой головой фигура мастера, его узловатые, перемявшие горы глины, руки. Руки ваятеля, создавшего множество скульптурных композиций, монументальных памятников, щедро рассыпанных на древней земле.

    • "В КАЖДОМ ИЗ ВАС ВСЕЛЕННАЯ"
      2020-11-08 10:01
      3670

      Артисты - Арцаху В фокусе внимания международного сообщества продолжает оставаться непрекращающаяся война в Арцахе, развязанная Азербайджаном и умело разжигаемая Турцией с помощью привлеченных ею отъявленных головорезов из Сирии и Пакистана. Беспрецедентность и неоднократный циничный срыв Азербайджаном и Турцией гуманитарного перемирия в Карабахе является угрозой не только для Арцаха и Армении, но и для всего Кавказского региона, где связь внутренних и внешних угроз очевидна и для России, если она не найдет адекватные рычаги давления на монстриозного Эрдогана с его маниакальными планами расширения сферы влияния Турции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "В КАЖДОМ ИЗ ВАС ВСЕЛЕННАЯ"
      2020-11-08 10:01
      3670

      Артисты - Арцаху В фокусе внимания международного сообщества продолжает оставаться непрекращающаяся война в Арцахе, развязанная Азербайджаном и умело разжигаемая Турцией с помощью привлеченных ею отъявленных головорезов из Сирии и Пакистана. Беспрецедентность и неоднократный циничный срыв Азербайджаном и Турцией гуманитарного перемирия в Карабахе является угрозой не только для Арцаха и Армении, но и для всего Кавказского региона, где связь внутренних и внешних угроз очевидна и для России, если она не найдет адекватные рычаги давления на монстриозного Эрдогана с его маниакальными планами расширения сферы влияния Турции.

    • Концерт в поддержку Арцаха у Бранденбургских ворот
      2020-11-07 09:48
      393

      Концерт в поддержку Нагорного Карабаха и армянского народа состоялся в самом сердце Берлина, возле знаменитых Бранденбургских ворот. Инициатором мероприятия выступил армяно-немецкий студенческий клуб "Айк".

    • ТУРБУЛЕНТНЫЙ СЕЗОН СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
      2020-09-22 10:50
      2430

      Государственный симфонический оркестр Армении (ГСОА) открыл свой 15-й, юбилейный сезон. Концерт, на котором прозвучали три фрагмента из балета "Снежная королева" Тиграна Мансуряна и 9-я симфония Антонина Дворжака, прошел в Спортивно-концертном комплексе им. К.Демирчяна и собрал ценителей классической музыки и поклонников творчества оркестра.

    • О, КАК ПРЕКРАСЕН ВАШ СОЮЗ!
      2020-09-14 13:02
      6191

      После полугодового перерыва, вызванного коронавирусом, культурные мероприятия вроде возвращаются в жизнь. Начинается новый концертный сезон, хотя все еще есть ограничения. Пока концерты проходят под открытым небом.