Последние новости

КОГДА МУЗЫ ЗАГОВОРЯТ

У "новейшей культуры" словно на роду написано быть маргиналом. Среди многочисленных переговоров, призванных определить политический курс страны, встреча без пяти минут премьер-министра Армении Никола Пашиняна с деятелями культуры не сильно прозвучала. Тем не менее в прошедший уик-энд она состоялась. С другой стороны, при всем предполагаемом "не до культуры" отставка Армена Амиряна тут же повлекла за собой целый набор версий и вариантов - кому быть следующим министром культуры?

МНЕ ВСЕГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО определенность нравственных понятий. Соответственно, появление в первых рядах требующих (или уговаривающих, это уж кому как больше нравится) отставки Амиряна, тех, кто всю дорогу восхищался культурной политикой последнего года, могло показаться странным, если бы не было так предсказуемо... Да и вообще позиция творческой интеллигенции, за редким исключением, давно свелась не просто к "можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?", а к часу, когда уже абсолютно ясно, на чью сторону склоняется чаша весов. Так что питать особые иллюзии на предмет конкретного, концептуального разговора о культурной политике с человеком, который назавтра будет на нее конкретно же влиять, не приходилось. Встреча уик-энд это подтвердила.

Никол Пашинян, отделавшись общей фразой о том, что в идеале хорошо бы, чтобы хоть в неделю раз гражданин Армении имел возможность посетить концерт, выставку, спектакль, кинопоказ, вполне естественно отвел себе роль слушателя и даже пытался что-то записывать. Вот только что? Представители культуры, постоянно жалующиеся на то, что с ними не консультируются, казалось бы, заполучили заветную возможность. Но ставший привычным поиск и непременное обнаружение виноватых у нас служат чем-то вроде гарантии права не возлагать никаких обязанностей на самих себя. Выступления Эдварда Топчяна: "Необходимо четко определиться с приоритетами", и Рубена Бабаяна: "Необходимы глубинные структурные изменения" выглядели капитальными доктринами на фоне локальных, местечковых, в смысле жанровых проблем. Что до пожеланий-намерений со следующего года в мае проводить по всей стране, по всем регионам гранд-фестиваль в честь новой республики или добиваться, чтобы в мире об Армении вспоминали не только 24 апреля, но в оставшиеся 364 дня в году как о столице культуры... Гм-м! Намерениями, в силу их насущности благими, многое можно было бы мотивировать и оправдать. Но надо же когда-нибудь предъявить "жанр", вполне состоявшийся, во всей его силе.

ЗА 27 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АРМЕНИИ И ПЕРЕХОДА от социализма к капитализму отечественная культура на этом пути никак не продвинулась. Управление культурой оставалось и остается совершенно советским - государство получает и распределяет всем сестрам по серьгам. Декларируемые в последние полтора года "капитализация", "монетизация" и прочие модные слова мало чего стоили. Сокращение культурного бюджета не повлекло за собой создания механизмов, позволяющих культуре и искусству выживать без господдержки. Не было принято ни одного законодательного акта в налоговой сфере, дающего культуре дышать и делающего ее привлекательной для спонсоров. Не были созданы фонды и иные институции, позволяющие искусству не смотреть в руки исключительно Минкульту, сиречь государству. Вновь стал актуален хит 90-х: "Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо, может, дам, может, дам, че ты хошь" - культуре приказали жить, обслуживая спрос, от чего она едва не приказала долго жить. Из маленького, но отдельного мирка с собственными законами и собственным пантеоном искусство наше постепенно стало превращаться в развлекательный центр, громогласно разочаровываться в наличном своем состоянии.

В этом состоянии пущенные в обращение имена потенциальных министров культуры тоже можно воспринимать как "зеркало армянской демократии", в смысле судить, как общество воспринимает функцию Минкульта. Получается, что воспринимает странно. Называются бывший кавээнщик, а ныне крутой менеджер - это вообще свойство бывших кавээнщиков, оперная примадонна, композитор и музыкант со знаковой фамилией...

ЕСЛИ НЕ ВЗИРАТЬ НА ЛИЦА, А ЗРИТЬ В КОРЕНЬ, ОБОЗНАЧАЮТСЯ ДВА ПУТИ. "Крутой менеджер" - это искусство опять обслуживает спрос, никак не формируя его своими предложениями. С большими артистами все сложнее. Умение министра культуры отличать искусство от агитбригады, массовиков-затейников и шоу-бизнеса - насущная потребность. Вообще прибавлять к каждому арт-проявлению слово "бизнес" - этого мы уже нахлебались. Тем не менее министр культуры, а вместе с ним вверенное ему ведомство - это не те, кто искусство производит, а те, кто его поддерживает и создает условия развития. И это, кажется, очевидно не всем.

Министр культуры - чиновник высокопоставленный, но чиновник. Обязанный контролировать выполнение сотен законов, уложений и предписаний, выливающихся в Джомолунгму бумаг, под которыми могут быть погребены тысячи творческих начинаний. Для анархического ума - а творческая потенция всегда предполагает известную дозу анархизма как безудержную свободу индивидуальных проявлений - такая ноша может оказаться непосильной. Мы же помним министра культуры-поэта, в сердцах саданувшего работника электросети рукояткой пистолета. Сложно, сложно...

Выступление на площади Сержа Танкяна станет арт-кульминацией экстатических мигов истории. Дальше начнется жизнь - для нас и нашей культуры. Дальше предстоит сделать очень многое, чтобы без особых потерь устаканилось, вошло в колею, заработало. Но, если мы хотим, чтобы устаканилось не как-нибудь, а как-нибудь по-человечески, имеет смысл кое на чем, что прежде казалось несомненным, все-таки настаивать.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЭТО БУДЕТ ТАК - ФОКУСЫ!
      2020-02-25 10:18
      880

      На 17 марта назначены очередные выборы. На сей раз - в культуре. Выборы директора Государственного драматического театра им. Ов. Абеляна города Ванадзора. "Я не очень в курсе. Насколько мне известно, там четыре то ли пять кандидатур. Знаю только нашу нынешнюю - и. о. и ставшего легендой Вардана Григоряна. Да, говорят, в конкурсе принимает участие еще какой-то местный фокусник…", - сообщил художественный руководитель театра народный артист Армении и вообще мэтр Ваге Шахвердян. Остается пожелать, чтобы фокусник и прошел - будет хотя бы весело.

    • MAMMA MIA - ЧИСТЫЙ ОКСИТОЦИН!
      2020-02-20 10:23
      3171

      26 февраля на сцене Государственного театра музыкальной комедии им. А. Пароняна состоится показ мюзикла "Источник Афродиты", поставленного в Студенческом театре Российско-Армянского университета Соной МАРКАРЯН и Зарой МОРГАН. Если сравнивать этот спектакль с коктейлем, его следовало бы описать как микс из сицилийского апельсина, ананаса и доброй половины большей части подобных экзотических фруктовых сочетаний. Вся музыкально-визуальная гамма вышла безумно колоритной и очаровательной - для уставших от тусклости очей созерцателя.

    • "НУЖНА КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!"
      2020-02-18 09:16
      3526

      Маленький театр при Центре эстетического воспитания детей и его художественный руководитель заслуженный деятель искусств РА Ваан БАДАЛЯН - пионеры от Армении в мегапрограмме Creative Europe. В сентябре в Афинах с большим успехом прошла премьера спектакля-трилогии, одну из частей которого поставил наш режиссер. Сам он недавно вернулся из Швеции - работа над проектом еще продолжается.

    • ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ БЛАГОДАРНОСТИ
      2020-02-15 16:00
      3624

      О том, что госфинансирование культуры - промежуточное решение и необходимо искать достойные и альтернативные варианты, премьер-министр Никол Пашинян объявил в самом конце прошлого года. Для чего нужно искать то, что давно и благополучно найдено в цивилизованном мире, - вопрос номер один. Вопрос номер два: почему правительство упорно продолжает не желать заметить эту находку в виде  закона о спонсорстве и меценатстве? Вопрос номер три… Впрочем, по этому поводу вообще много вопросов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЭТО БУДЕТ ТАК - ФОКУСЫ!
      2020-02-25 10:18
      880

      На 17 марта назначены очередные выборы. На сей раз - в культуре. Выборы директора Государственного драматического театра им. Ов. Абеляна города Ванадзора. "Я не очень в курсе. Насколько мне известно, там четыре то ли пять кандидатур. Знаю только нашу нынешнюю - и. о. и ставшего легендой Вардана Григоряна. Да, говорят, в конкурсе принимает участие еще какой-то местный фокусник…", - сообщил художественный руководитель театра народный артист Армении и вообще мэтр Ваге Шахвердян. Остается пожелать, чтобы фокусник и прошел - будет хотя бы весело.

    • "НУЖНА КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ!"
      2020-02-18 09:16
      3526

      Маленький театр при Центре эстетического воспитания детей и его художественный руководитель заслуженный деятель искусств РА Ваан БАДАЛЯН - пионеры от Армении в мегапрограмме Creative Europe. В сентябре в Афинах с большим успехом прошла премьера спектакля-трилогии, одну из частей которого поставил наш режиссер. Сам он недавно вернулся из Швеции - работа над проектом еще продолжается.

    • ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ БЛАГОДАРНОСТИ
      2020-02-15 16:00
      3624

      О том, что госфинансирование культуры - промежуточное решение и необходимо искать достойные и альтернативные варианты, премьер-министр Никол Пашинян объявил в самом конце прошлого года. Для чего нужно искать то, что давно и благополучно найдено в цивилизованном мире, - вопрос номер один. Вопрос номер два: почему правительство упорно продолжает не желать заметить эту находку в виде  закона о спонсорстве и меценатстве? Вопрос номер три… Впрочем, по этому поводу вообще много вопросов.

    • Константин Орбелян: я официально приступаю к работе
      2020-02-11 16:16
      464

      "С сегодняшнего дня я официально приступаю к работе", - об этом в беседе с журналистами заявил директор Национального академического театра оперы и балета им. Спендиаряна Константин Орбелян, отметив, что суд первой инстанции вынес постановление в его пользу, которое уполномоченный орган - министерство попыталось оспорить в Апелляционном суде Армении, но тщетно.