КОГДА МУЗЫ ЗАГОВОРЯТ
У "новейшей культуры" словно на роду написано быть маргиналом. Среди многочисленных переговоров, призванных определить политический курс страны, встреча без пяти минут премьер-министра Армении Никола Пашиняна с деятелями культуры не сильно прозвучала. Тем не менее в прошедший уик-энд она состоялась. С другой стороны, при всем предполагаемом "не до культуры" отставка Армена Амиряна тут же повлекла за собой целый набор версий и вариантов - кому быть следующим министром культуры?
МНЕ ВСЕГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ - ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО определенность нравственных понятий. Соответственно, появление в первых рядах требующих (или уговаривающих, это уж кому как больше нравится) отставки Амиряна, тех, кто всю дорогу восхищался культурной политикой последнего года, могло показаться странным, если бы не было так предсказуемо... Да и вообще позиция творческой интеллигенции, за редким исключением, давно свелась не просто к "можешь выйти на площадь, смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?", а к часу, когда уже абсолютно ясно, на чью сторону склоняется чаша весов. Так что питать особые иллюзии на предмет конкретного, концептуального разговора о культурной политике с человеком, который назавтра будет на нее конкретно же влиять, не приходилось. Встреча уик-энд это подтвердила.
Никол Пашинян, отделавшись общей фразой о том, что в идеале хорошо бы, чтобы хоть в неделю раз гражданин Армении имел возможность посетить концерт, выставку, спектакль, кинопоказ, вполне естественно отвел себе роль слушателя и даже пытался что-то записывать. Вот только что? Представители культуры, постоянно жалующиеся на то, что с ними не консультируются, казалось бы, заполучили заветную возможность. Но ставший привычным поиск и непременное обнаружение виноватых у нас служат чем-то вроде гарантии права не возлагать никаких обязанностей на самих себя. Выступления Эдварда Топчяна: "Необходимо четко определиться с приоритетами", и Рубена Бабаяна: "Необходимы глубинные структурные изменения" выглядели капитальными доктринами на фоне локальных, местечковых, в смысле жанровых проблем. Что до пожеланий-намерений со следующего года в мае проводить по всей стране, по всем регионам гранд-фестиваль в честь новой республики или добиваться, чтобы в мире об Армении вспоминали не только 24 апреля, но в оставшиеся 364 дня в году как о столице культуры... Гм-м! Намерениями, в силу их насущности благими, многое можно было бы мотивировать и оправдать. Но надо же когда-нибудь предъявить "жанр", вполне состоявшийся, во всей его силе.
ЗА 27 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АРМЕНИИ И ПЕРЕХОДА от социализма к капитализму отечественная культура на этом пути никак не продвинулась. Управление культурой оставалось и остается совершенно советским - государство получает и распределяет всем сестрам по серьгам. Декларируемые в последние полтора года "капитализация", "монетизация" и прочие модные слова мало чего стоили. Сокращение культурного бюджета не повлекло за собой создания механизмов, позволяющих культуре и искусству выживать без господдержки. Не было принято ни одного законодательного акта в налоговой сфере, дающего культуре дышать и делающего ее привлекательной для спонсоров. Не были созданы фонды и иные институции, позволяющие искусству не смотреть в руки исключительно Минкульту, сиречь государству. Вновь стал актуален хит 90-х: "Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо, может, дам, может, дам, че ты хошь" - культуре приказали жить, обслуживая спрос, от чего она едва не приказала долго жить. Из маленького, но отдельного мирка с собственными законами и собственным пантеоном искусство наше постепенно стало превращаться в развлекательный центр, громогласно разочаровываться в наличном своем состоянии.
В этом состоянии пущенные в обращение имена потенциальных министров культуры тоже можно воспринимать как "зеркало армянской демократии", в смысле судить, как общество воспринимает функцию Минкульта. Получается, что воспринимает странно. Называются бывший кавээнщик, а ныне крутой менеджер - это вообще свойство бывших кавээнщиков, оперная примадонна, композитор и музыкант со знаковой фамилией...
ЕСЛИ НЕ ВЗИРАТЬ НА ЛИЦА, А ЗРИТЬ В КОРЕНЬ, ОБОЗНАЧАЮТСЯ ДВА ПУТИ. "Крутой менеджер" - это искусство опять обслуживает спрос, никак не формируя его своими предложениями. С большими артистами все сложнее. Умение министра культуры отличать искусство от агитбригады, массовиков-затейников и шоу-бизнеса - насущная потребность. Вообще прибавлять к каждому арт-проявлению слово "бизнес" - этого мы уже нахлебались. Тем не менее министр культуры, а вместе с ним вверенное ему ведомство - это не те, кто искусство производит, а те, кто его поддерживает и создает условия развития. И это, кажется, очевидно не всем.
Министр культуры - чиновник высокопоставленный, но чиновник. Обязанный контролировать выполнение сотен законов, уложений и предписаний, выливающихся в Джомолунгму бумаг, под которыми могут быть погребены тысячи творческих начинаний. Для анархического ума - а творческая потенция всегда предполагает известную дозу анархизма как безудержную свободу индивидуальных проявлений - такая ноша может оказаться непосильной. Мы же помним министра культуры-поэта, в сердцах саданувшего работника электросети рукояткой пистолета. Сложно, сложно...
Выступление на площади Сержа Танкяна станет арт-кульминацией экстатических мигов истории. Дальше начнется жизнь - для нас и нашей культуры. Дальше предстоит сделать очень многое, чтобы без особых потерь устаканилось, вошло в колею, заработало. Но, если мы хотим, чтобы устаканилось не как-нибудь, а как-нибудь по-человечески, имеет смысл кое на чем, что прежде казалось несомненным, все-таки настаивать.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-25 10:50
Из-за вымытого до блеска стекла витрин уже можно разглядеть детские работы тех, кто сегодня стал признанным в стране, а местами и за ее пределами мастером живописи, графики, керамики... В нижнем помещении - большой зал с дизайнерски оформленной стеной-хранением - краски, кисти, рулоны цветной бумаги, клубки шерсти... Директор Национального центра эстетики имени Генриха Игитяна Ваан БАДАЛЯН сдержал слово. Вразрез с некоторыми товарищами, он не согласился с притерпелостью и потратил 5 лет жизни на возвращение Центру его законных владений. Вместо бутиков, магазинов и винотеки на проспект Саят-Новы теперь смотрит развеска Музея детского искусства, открытия которого осталось ждать совсем недолго.
-
2025-07-23 10:07
Пока мы помним - Артист жив... "Обрати внимание - во всех этих портретах артиста есть если не драматизм, то по крайней мере печаль", - точно подметил замдиректора театра, носящего его имя. "Клоун с осенью в сердце"... Кумир публики, умеющий вызывать гомерический хохот, и актер-трагик с личной трагической судьбой. Великий армянский артист. Мгеру МКРТЧЯНУ, так и оставшемуся для миллионов поклонников обожаемым Фрунзиком, исполнилось бы 95. Ереванский Артистический театр – театр, им основанный и носящий его имя - посвящает сезон своего Мастеру, ставшему легендой, над которой не властно время. Прекрасным обрамлением помутневшему от времени старому зеркалу в фойе Артистического театра стали карандашные портреты-зарисовки самого Фрунзе Мкртчяна - когда человек талантлив, он талантлив во многом... А развернувшаяся в том же фойе галерея портретов Артиста, сделанных в разное время разными армянскими художниками, стала стартовым проектом, открывшим сезон посвящения.
-
2025-07-19 11:32
"От имени семьи Азнавура и его фонда хочу выразить свою глубочайшую признательность за эту дань памяти. В прошлом году в связи со 100-летием в Париже, в самом начале Елисейских полей был основан парк имени Азнавура. В этот же день мэр Парижа Анн Идальго обещала, что в этом парке будет воздвигнут памятник Шарлю Азнавуру. Я надеюсь, что эти два памятника - в Ереване и Париже - станут надежными опорами моста дружбы между Францией и Арменией, дружбы, которую мой отец никогда не переставал пропагандировать, дружбы, воплощением которой он стал", - говорил глава Фонда Азнавура Николя Азнавур.
-
2025-07-17 10:16
"В похороненных на Ераблуре гораздо больше жизни, нежели в некоторых живых..." - сказал еще десять лет назад композитор и певец Давид АМАЛЯН. Он вернулся с Первой Карабахской войны, на которую отправился мальчишкой, и потерял во Второй Карабахской мальчишку-сына... "Жизнь - это вечное "быть или не быть", но мы обречены "Быть!" - уверен музыкант.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-05-13 14:36
"... С семи часов утра к Босому начали звонить по телефону, а затем и лично являться с заявлениями... В них заключались мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет... В числе прочего было потрясающее по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности..." - булгаковская стилистика описания очередных окаянных времен актуальности не утрачивает.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-01-09 10:14
"Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега". Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.
-
2023-11-29 10:02
Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.