Последние новости

ТАНГО ВТРОЕМ

За первые весенние месяцы Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил подряд две премьеры. "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби и "Комментарии непристойного Тома" Р. Акопджаняна. Про что весенние премьеры? Конечно же, про любовь! И при всей несхожести и разнокалиберности пьес, кукольный обзавелся двумя спектаклями актерского психологического театра высшей пробы.

КОГДА ДВА ГОДА НАЗАД АКТРИСА ТАТЕВ МЕЛКОНЯН ДЕБЮТИРОВАЛА в качестве режиссера спектаклем "Я ЗдесЪ", она вряд ли представляла масштаб последствий. Спектакль был признан более чем удачным, исполнение его главного актера Арама Караханяна – уникальным, о чем де-юре засвидетельствовала главная театральная премия "Артавазд". Это фасад. Вторым планом выяснилось, что работающие в театре кукол режиссеры-мужчины, видимо, сильно позавидовали тому кайфу, который испытывает и постановщик, и зритель от виртуозного актерского спектакля, и враз решили пойти по стопам. Татев Мелконян же, как музе и вдохновительнице, а заодно – замечательной актрисе достался бонус в виде двух заглавных ролей.

"Кто боится Вирджинии Вулф?" Эдварда Олби - давно бесспорная классика, одна из главных в драматургии XX века и все такое. Марта и Джордж 20 лет женаты, детей нет, а, как известно, если к 40 годам в доме не поселяются дети, в нем поселяются кошмары. И вот эти двое на редкость изобретательно изводят друг друга, поскольку в равной степени не могут быть ни вместе, ни врозь. Три длиннющих акта наматывает километры диалогов, чтобы сообщить о том, что буржуа тоже плачут.

Молодой режиссер Самсон Мовсисян пьесу не просто подрезал, а прошелся по ней секатором. Зато выбран правильный способ произнесения текста: когда понятно, что происходит между героями, слова можно пробалтывать, зажевывать, шептать. Не пропадают ни сюжетообразующие детали, ни репризы - на премьере зритель много смеялся. Хотя самого его не много. Камерную пьесу Олби Самсон превратил почти в интимную.

Действо разворачивается за сценой, с использованием всего закулисья, а публика (максимум человек 40) рассаживается на небольшой сцене кукольного театра. Эта двухъярусная территория спектакля, освоенная художником Карине Онанян эстетно и одновременно прагматично, – одна из фишек спектакля, естественно, зачисленная в плюс в первую очередь режиссеру. В минус была поставлена легкость мотиваций и недостаточное раскрытие глубин авторского замысла. Но, судя по всему, Самсон думал не об Олби, а об актерах, будучи уверенным, что, если он устроит им праздник, они устроят праздник зрителю.

ВПРОЧЕМ, И ВТОРАЯ, НЕГЛАВНАЯ ПАРА НИК И ХАНИ, ПРИСУТСТВУЮЩАЯ В ПЬЕСЕ, здесь оказалась совсем уж неглавной. Правда, оба очень симпатичные внешне. Ник - напускной мачизм. Хани - лучезарная идиотка и к тому же пьянчужка. Да и как тут не пить: вышла замуж за красавчика, который на самом деле женился на ее деньгах.

Зато Марта и Джордж - Татев Мелконян и Микаел Ватинян - основные действующие лица и деликатес для театральных гурманов. Творцы праздника для зрителя и строители собственного сумасшедшего дома, семейной тюрьмы, из которой нет выхода. Они – те, кто любят друг друга так сильно, что готовы убить. Никто не прощает ошибок, бьет по живому, жаждет нелепых реваншей за прошлые обиды. Татев Мелконян – прекрасная женщина в красном. Женщина-огонь, женщина-копье, женщина-ураган. Ее обращения к мужу - пулеметная очередь из едких фраз. Каждая ее колкость в адрес Джорджа - это попытка нанести хук слева и хук справа, потом отбежать и ждать реакции. Она провокатор игровой перепалки. В своих оскорблениях и остротах она не столько желает спровоцировать Джорджа на ответный выпад, сколько по-настоящему ранить мужа, наказать его за свое несчастье. Все громко, яростно, с надрывом.

Джордж - мужчина-интеллектуал, который явно устал от рутины и от жены, особенно от ее стихийной энергетики. Микаел Ватинян, актер, вернувшийся на сцену после порядочной паузы, заставил пожалеть о ней с первых же минут. С первых же минут его игра поражает до самой глубины души. Подробнейшая, удивительная работа, отсылающая к добротному европейскому кинематографу. Да и сам актер в какой-то момент напоминает некогда суперзвезду польского кино Збигнева Цибульского. Та же обаятельнейшая улыбка из-за роговых очков, тот же звенящий нерв за внешним спокойствием. Кажется, человеку не просто плохо, просто непереносимо жить - по иррациональным причинам, а от страданий, которые он причиняет (не может не причинять!) другим, ему самому едва ли не хуже…

Легкая сутулость, пассивный взгляд - с каким красноречием язык скупых жестов Ватиняна оттенял фонтанирующую активность его сценической супруги! Только не стоит думать, что Джордж - тюфяк или реинкарнация рыбака из сказки о золотой рыбке. Он еще проявит свое умение словесно ранить и поддевать собеседника. Апогеем вербальной битвы становится решение Джорджа держать итоговый удар жестоким способом - раскрытием правды. Всю дорогу гости полагали, что у супругов есть сын, который вот-вот приедет… Джордж объявляет о том, что пришло трагическое известие, их сын погиб. Марта повержена… С этого момента в зале будет тишина. Все понимают, что сына не было в принципе, а была лишь иллюзия. Главный тур де форс - смерть метафоры способна вызывать те же переживания, что и смерть реального человека. Реальность без мечты может означать уже совсем другую жизнь. Жизнь без игр и без фантомов.

ПЬЕСА "КОММЕНТАРИИ НЕПРИСТОЙНОГО ТОМА" ТОЖЕ О ВСЕПОГЛОЩАЮЩЕМ и даже убивающем чувстве любви. Написана она литератором и драматургом, порядочное уже количество лет проживающим в Штатах Рафаэлем Акопджаняном. Старшее поколение арт-публики наверняка не забыло этого элегантнейшего и остроумного театрального деятеля, основателя фонда им. Станиславского и автора, чьи пьесы печатал альманах "Современная драматургия".

"Наша дружба с Рафиком не прерывается, и он прислал мне эту пьесу просто, чтобы знать мое мнение, - говорит режиссер спектакля "Комментарии непристойного Тома" Рубен Бабаян. - А мне после "Я здесЪ" очень хотелось поработать с Арамом Караханяном. Татевик Мелконян я тоже знаю давно, она моя студентка, я ее очень люблю и, к сожалению, в последний раз по-крупному мы с ней работали в институте, когда она играла у меня Раневскую. И вот мне захотелось, чтобы эти два актера появились в дуэте. К тому же каждый режиссер, особенно, если он еще и директор театра, руководствуется чисто финансовыми вопросами. Утверждаю, что за 20 лет, что я руковожу театром, это самая дешевая постановка". Тут следует добавить, что перед этой постановкой уже открылись перспективы. В Польше, куда уходит корнями происхождение Рафаэля Акопджаняна, у драматурга живет винодел и винопроизводитель, об успешности которого можно судить по тому, что в миру он больше известен под именем Портос. Так вот, вышеозначенный пан является не только другом Акопджаняна, но по совместительству известным в Польше меценатом и покровителем театра. Это к тому, что гастрольная жизнь спектаклю местами застолблена…

Итак, "Комментарии непристойного Тома". "Самая дешевая постановка" - два стула на малой сцене кукольного театра и никакого реквизита. Шесть персонажей в поисках исполнителя. Два актера – все та же Татев Мелконян, поменявшая в театральном танго партнера Микаела Ватиняна на Арама Караханяна. Трансформации и перевоплощения. Люди, рвущие страсти в клочья на фоне ледащих душу подробностей из сексуальной жизни насекомых. Любви и инсекты покорны! Остроумные реплики и трепетные паузы. Саркастические интонации, обманывающие ожидания зрителей, и нежнейшие лирические ноты, минимализм спартанский и темпераментные, зажигательные танцы! Чувства навзрыд, пропасти и сближения и много юмора. Словом, всполохи света, особый фейерверк, который рождается из блестящей актерской игры.

Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил две премьеры - "Кто боится Вирджинии Вульф?" и "Комментарии непристойного Тома". После многих успешных обретений в сфере театра режиссерского кукольный объявил о новом тренде - возвращении актерского психологического театра высшей пробы.

Смотреть на такое триумфальное возвращение - удовольствие.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ПИТАТЬСЯ КУЛЬТУРОЙ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ СОХРАНИТЬ СЕБЯ"
      2024-07-25 09:43

      Летний вояж в Армению Театральной труппы им. Гаспара Ипекяна из Бейрута, вот уже скоро 100 лет работающей под эгидой "Общенационального армянского культурно-образовательного союза", привычно называемого "Амазгаин", никто Культурным Событием не называл, да и сами гости амбиций не демонстрировали.  И все-таки это событие с маленькой буквы "с" заставило задуматься над многими вопросами, как постоянно думают над ними те представители армянской Диаспоры, которых по праву можно назвать армянскими интеллигентами.

    • УВИДЕТЬ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРЦАХА - ТЕПЕРЬ ТОЛЬКО ИЗ КОСМОСА
      2024-07-23 09:42

      "Тысячелетнее наследие Нагорного Карабаха находится под угрозой. Это не только страх 100 000 армян, бежавших со своей земли в сентябре 2023 года после военной операции Азербайджана, но и вывод, сделанный Европейским центром права и правосудия (ECLJ)", - публикация в конце прошлой недели французской Le Figaro стала очередным подтверждением Геноцида армянского культурного наследия Арцаха, последовавшего за Геноцидом его армянского населения. В докладе ECLJ он назван "культурным уничтожением".  "От того, какие конкретные действия (заявления из общих слов не в счет!) начнут предпринимать власти Азербайджана в отношении христианских памятников Нагорного Карабаха, и можно будет судить о том, каково этическое здоровье этой страны, о дееспособности всех тех положительных, нравственных качествах ее народа, которые преподносятся его руководителем как образец для подражания", - писал портал Regnum.ru еще в ноябре 2020 года, сразу после окончания 44-дневной войны.

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГАМЛЕТ" - КАК ОТКЛИК И КАК ОТВЕТ
      2024-06-25 11:11

      Гамлет, возвращающийся в Эльсинор, зная, что его поджидают кинжалы убийц. Гамлет - тот, кто всегда возвращается, кто не может не возвратиться...  Эта метафора обрела не только художественно-театральный, но и конкретный смысл. В Ереванском Драматическом театре им. Г. Капланяна вновь обратились к самой великой пьесе всех времен и народов. Режиссер Григор ХАЧАТРЯН вместе с командой молодых актеров сделал свою версию "ГАМЛЕТА" - трагическую притчу о подлинном человеке, который приходит не из светлого Виттенберга, но из самой эльсинорской тьмы.

    • В "АМАЗГАИНЕ" ПАРУЙР СЕВАК В СТИЛЕ РЭП
      2024-06-14 10:51

      Стоит театру "Амазгаин" анонсировать показ "ЧЕЛОВЕКА НА ЛАДОНИ", как зрители сметают билеты быстрее, чем бытовую технику в Черную пятницу.  "Я поняла, что в армянском народе живет феномен Паруйра Севака, который работает сам по себе", - считает режиссер спектакля Нарине Григорян. Феномен Севака живет, но не на каждое действо "по Севаку" так ломятся. А "Человек на ладони" в "Амазгаин" тоже феномен - эдакая поэзия не для высоколобых, рэп не для фанов и театр не для театралов, а в итоге слезы восторга у публики.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.