ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.
ВСЕ, КТО ПОМНИТ НАДЕЖДУ В 80-е ГОДЫ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ, знают, что она привела с собой на эстраду буйство чувств, красок, яркий темперамент и активность, подчеркнутую раскрепощенность поведения на сцене. Обладая прекрасным голосом, она категорически отказывалась подчинить его какой-то одной манере. Само ее исполнение было чревато неожиданностью, нервным зарядом. Надежда Саркисян сумела доказать, что владеет актерским искусством перевоплощения, и целая плеяда ее песенных героинь свидетельствует об этом. Она не могла без эпатажа и риска, не давала к себе привыкнуть, предугадать себя и "вычислить" наперед.
Свое настоящее боевое крещение Надежда прошла в ансамбле "Серпантин". Но истинный взлет ее искусства связан с Государственным эстрадным оркестром Армении, куда ее пригласили в 1977 году и где она успешно работала целое десятилетие. Это был один из лучших оркестров тогдашнего Союза, и Надежда всегда с трепетом вспоминала годы, проведенные в команде легендарного Константина Орбеляна-старшего. Он обладал способностью заражать своей энергией весь оркестр, всех солистов.
Способность Орбеляна работать не укладывалась в рамки обычных представлений о норме. Здесь проявлялись неистовство, воля, отличающие Орбеляна-художника. Словно его заставляла работать неутомимая жажда высказать то, что он слышал внутри себя. Как отмечала Надежда, только это неизменное следование внутреннему голосу определяло логику его поступков.
Оркестр под управлением К. Орбеляна играл лучшие образцы мирового джаза, исполнял также произведения современных армянских авторов, представляющих собой сплав современных средств выразительности и национального мелоса. Где только не представлял оркестр советский джаз! Газета "Нью-Йорк таймс", которая редко балует гастролеров, писала: "Армянский оркестр развеял миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза". И вот в такой атмосфере крепло мастерство Надежды, с каждым днем становясь более совершенным.
Удивительному голосу певицы было доступно все - от безукоризненно точного исполнения баллад до невероятно сложных вокальных импровизаций, которые певице давались невероятно легко. У нее был абсолютный слух, великолепное владение вокальной техникой микрофонного пения, удивительное чувство ритма. И всегда ее отличали жизнерадостность и юный энтузиазм. Она шла вперед, казалось бы, легко и окрыленно, на деле же прокладывая путь нескончаемым беспощадным трудом. Оставаясь собой, она с каждой новой песней в чем-то менялась.
ЧТО БЫЛО ГЛАВНЫМ В ЕЕ ИСПОЛНЕНИИ? ЕСТЕСТВЕННОЕ, НЕ АФИШИРУЕМОЕ, но непоколебимое чувство внутренней свободы и независимости. Именно эти черты личности влекли особенно сильно музыкантов, окружавших ее. Чем была для нее песня? Всем, ради чего стоит жить: естественным языком и языком таинственных озарений, идеальным инструментом и волшебным напитком, дарующим молодость, возвращающим жизнь.
Как звезду мы ее не воспринимали, хотя она всегда была ярчайшей звездой. Потому что ее популярность росла с каждым днем и известность переросла национальные границы, а большое, как известно, видится на расстоянии.
Она уезжала с Государственным эстрадным оркестром Орбеляна на долгие гастроли и снова возвращалась. Каждый раз Надежда как бы больше становилась самой собой и в то же время непохожей на себя, развиваясь внутренне. Со своим шармом, блеском невероятно выразительных глаз, благородством, грацией, прирожденным вкусом, она была прежде всего романтиком. У нее было свое неповторимое творческое лицо. Вот почему она всюду пользовалась успехом, и ее выступлений публика ждала с особым волнением.
Надежда свободно владела голосом, позволяющим ей пользоваться им гибко и виртуозно, что особенно ярко проявлялось в исполнении современных армянских авторов, которых она привлекала не ради демонстрации мастерства, а ради выразительности и образности содержания. Способность Надежды владеть слушателем была огромной, и она прекрасно это понимала.
Сколько можно рассказать о Надежде разного! Рассказать о ее жизни на сцене, восстановить в памяти встречи с ней, с ее песнями, рассказать о ее работе с начинающими певцами. Или рассказать о ее пристрастиях - их так много, что хватило бы на нескольких человек. Кто знал Надежду, знает и это. Она всегда была в форме и никогда не позволяла себе небрежности ни на сцене, ни в быту, в общении с людьми.
ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ, ИСКРЕННЯЯ, ПЫЛКАЯ. ТАКОЙ ОНА ЗАВОЕВАЛА ПРИЗНАНИЕ В СЕРЕДИНЕ 80-х, удивляя энергией, силой, красотой, молодостью. Влюбленность в песню, в жизнь делала ее искусство праздником. Ее песни будили все дремлющие силы души, расковывали все оковы, снимали запреты на все живое и все свободное в человеке. Быть певицей для нее означало владеть своим мастерством. Ее исполнение - это олицетворение творческой воли, мужества.
Дом Надежды на ереванском пр. Саят-Новы - это особый мир с книгами, альбомами, фотографиями, афишами, скульптурными композициями - работами ее любимого мужа, известного скульптора Давида Беджаняна - всегда был полон гостей, которых встречала сама Надя, радостная, веселая, насмешливая, талантливая во всем, к чему прикасалась. Забыть ее нельзя, трудно примириться с тем, что ее уже нет. Но остались сотни записей, где продолжают жить ее песни. Осталась ее дочь - талантливая певица Эмми, которой Надежда завещала свою любовь к цветам, деревьям, друзьям. Осталась музыка, которую она любила. Давайте вспомним грустную прелесть блюзов Эллингтона, яростный, на разрыв аорты темперамент Эдит Пиаф и божественно прекрасную тему любви из Франчески да Римини... Давайте вспомним...
-
А. Дарбинян 12-Июл-2018..... Мне стало настолько грустно, что я даже не смог писать 2 слова..... Земля пухом, дорогая наша Надежда: мы всегда будем любить тебя. вся наша молодость связана с тобою! Комок в горле, ей богу!....Ответить
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-09-12 10:28
Дело с самого начала было возбуждено по признакам статьи 110 (часть 1) "доведение до самоубийства или попытки самоубийства путем умышленных или случайных угроз, жестокого обращения или регулярного унижения личного достоинства". 23 сентября 2019 г. ушел из жизни начальник полиции (2003-2008 гг.) генерал Айк Арутюнян. Дело о доведении до самоубийства до сих пор не раскрыто, хотя обоснованные версии о причинах были озвучены сразу по горячим следам. По горячим следам было также высказано мнение о том, что это дело не будет раскрыто, и следствие не назовет имена тех, кто довел генерала до того рокового выстрела.
-
2024-09-12 10:13
13 сентября исполнится вторая годовщина азербайджанской агрессии по 5 направлениям государственной границы РА: Джермук, Сотк, Горис, Капан, Ишханасар. По другим данным, сначала агрессия началась по 4 направлениям, потом еще по 3. В ходе наступательных боев использовались "Грады" и беспилотники. Агрессия, напомню, началась сразу после визита министра обороны Сурена Папикяна в США.
-
2024-08-23 10:53
21 августа в Москве, на фасаде дома 3, строение 4 по Успенскому переулку, открыта мемориальная доска заслуженного строителя России, видного общественного деятели, одного из лидеров армянской общины РФ, известного благотворителя и мецената Варткеза Арцруни. В здании, построенном возглавляемой Варткезом Арцруни фирмой, он проработал с 2002 по 2019 год, вплоть до своей кончины 21 августа того же года.