"ЧТО", ВЕДУЩЕЕ ЗА СОБОЙ
Ровно две недели, с 4 по 17 июля, выставочный зал Музея современного искусства пестрил яркими красками полотен известной художницы, мастера абстрактной живописи Арменуи Мартиросян. 43 работы, созданные за последние 4 года, стали своеобразным откровением как для посетителей, так и для самого автора.
В ПОЛОТНАХ С ДОМИНИРОВАНИЕМ КРАСНЫХ, ОРАНЖЕВЫХ, ЖЕЛТЫХ, ЗЕЛЕНЫХ И ДАЖЕ ЧЕРНЫХ красок поклонники творчества Арменуи увидели результат нового этапа ее поисков и находок. Сама же художница, по собственному признанию, пошла на риск, решив убрать из своей живописи максимум очертаний, но при этом не исчезла в потоке минимализма, а, наоборот, обнаружила новые средства выражения своих философских идей.
Выставка названа весьма кратко - "Что", и, кстати, в самом названии нет вопросительного знака. Арменуи не задается вопросом и не ставит его перед публикой, требуя разобраться, что же изображено на ее масштабных картинах, предвкушая заумный ответ. Наоборот, художница утверждает: данный цикл работ посвящен вопросу, который таит в себе сам ответ. В ее картинах изображено "Что", которое, казалось, может быть понято каждым зрителем по-своему, однако, пролистав книгу гостевых заметок, понимаешь: практически все посетители выставки увидели в этом "Что" главный персонаж цикла - свет.
Свет как физическая категория и философское понятие давно привлекал Арменуи Мартиросян-художницу. За более чем 25 лет своей творческой деятельности она, начав с абстракционизма, прошла разные этапы этого направления, обогатившись достижениями других мастеров жанра и привнеся в них свое личное видение. Произведения Арменуи Мартиросян выставлялись в разных странах, привлекая внимание как широкой публики, так и коллекционеров и знатоков изобразительного искусства. Канада, Италия, Украина, другие страны, Ереван и многоцветье его экспозалов, групповые и персональные выставки - где бы ни оказывались картины Арменуи, они мгновенно вызывали интерес некой заключенной в них тайной, умением художницы прочувствовать ее и передать в красках.
Порой хаотичные, а порой подчиненные порядку, свойственному абстрактной живописи, цветовые гаммы Арменуи всегда отличались тонкостью и символическим немногословием. Однако за отсутствием предметных изображений и молчанием ощущалось кипение эмоций, которые, разгадай их поэт или писатель, могли бы вылиться в лирические стихи или прочувствованные новеллы.
ИСКУССТВОВЕД И КРИТИК ВАРДАН ДЖАЛОЯН РАССКАЗАЛ, КАК ОДНАЖДЫ Арменуи призналась, что цикл родился совершенно случайно, когда, глядя в стену, она вдруг задумалась, может ли взгляд пробить ее и увидеть то, что находится за ней, а затем повести за собой других и показать им запредельное. Сама Арменуи Мартиросян добавляет:
"Года 4 назад я почувствовала, что присутствие линий в моих картинах создает ощущение некоего ограничения, запрета. Однако страх художника - изъять эту деталь предметного и остаться ни с чем - брал верх, не давая преодолеть границы и запреты. Ведь известно, что стремление к минимализму в абстракции нередко может привести к исчезновению самого художника и финалу его творчества. И все же я решила пойти ва-банк и не ошиблась: убрав линию, я открыла для себя пространство как нечто бесконечное и свободное, дающее новый толчок воображению и творчеству. Я не только не исчезла, но и выиграла. Более того, в картинах этого цикла я даже убрала свою подпись, доведя их до максимального минимализма".
Однако одного лишь пространства для творческого воображения Арменуи Мартиросян было мало. Надо было наполнить его смыслом, преобладающим над пустотой. И этим смыслом для художницы оказался свет, занимающий небольшую нишу на всем полотне, утопающем в выбранном художницей сочном цвете. Однако именно в этом локализованном фрагменте, занятом светом, и сосредоточено внимание как художницы, так и зрителя. Что интересно, свет в полотнах Арменуи Мартиросян изображен не как излучение природных светил или электроприборов, от которых повсюду разбегаются искры и образуются тени. Ее минималистическое "Что" словно рождается в самом полотне и, прорывая его, выходит за горизонт, уводя с собой зрителя в новый мир, к космическим реалиям.
По словам Арменуи, есть пространства, двери которых закрыты, однако она ощущает некую силу свыше, позволяющую отпереть эти двери и показать реальность, существующую за ними. Есть также и явления, которые трудно объяснить словами, и тогда, по признанию художницы, на помощь приходят краски, позволяющие разговаривать с публикой языком живописи. А иногда краски служат лишь обрамлением, позволяющим увидеть незаметное, почувствовать неосязаемое. Именно последний прием и использовала Арменуи Мартиросян в цикле "Что".
"ОБЫЧНО ЧЕЛОВЕК ВИДИТ ТО, ЧТО ЗАМЕТНО ГЛАЗУ. НО МЫ НЕ ВИДИМ ТО, что делает заметным предметы, а именно свет, - рассуждает Вардан Джалоян. - Известно, чтобы понять, что такое добро, надо знать, что такое зло, чтобы определить смысл хорошего, надо понимать смысл плохого, и так далее. Так вот Арменуи как художник-абстракционист в данном цикле изображает не то, что вокруг нас, а исследует то, что делает возможным само изображение, создает его видимость и доступность нашему глазу".
В представлении Арменуи Мартиросян свет это больше, чем физическая категория: свет - это духовность, это мораль и такие связанные с ней понятия, как честность, порядочность, добродетель, а также знание, образованность и многое другое, что ведет к развитию на благо. Интересно, что художнице удалось обнаружить этот свет в разном колористическом антураже.
"Я попыталась прощупать свет в пространствах разных цветов, - объясняет она. - Желтый сам по себе излучает свет, и выделить его в этом обрамлении оказалось непросто. Багрово-красный не особо соотносится со светом, но он позволил четче оформить грани между краской и светом. Оказалось, что и черный может излучать свет, а точнее, свет способен прорвать мрак. И я пришла к выводу, что цвет не играет роли в излучении света, последний существует сам по себе, его просто надо прощупать, прочувствовать и узреть".
Как отметил составитель экспозиции выставки "Что", искусствовед и критик Татул Аракян, цикл "Что" создан настолько гармонично, что работать над структурой и расположением картин в зале оказалось весьма интересно.
"Мне удалось развесить полотна в таком порядке, чтобы сохранить целостность идейной задумки и создать ощущение диалога между картинами, с одной стороны, и между зрителем и отдельной картиной - с другой, - сказал Татул Аракян. - И нам с Арменуи удалось добиться нужного эффекта. Одна группа посетителей надолго останавливается у того или иного полотна и, словно впадая в медитативное состояние, идет за светом вдаль, к неизведанным берегам - мироздания, окружающей действительности, своего внутреннего мира. Другая категория зрителей находит картины-побратимы и, сравнивая их, предается размышлению. Есть и те, кто улавливает идею цикла на чувственном уровне и предается покою и безмятежности, также исходящими от полотен".
Сама Арменуи добавляет, что экспозиция сродни симфоническому оркестру, в котором картины - музыканты, исполняющие свои партии, а сама художница - дирижер, ведущий симфонию от пролога к кульминации и эпилогу.
"Каждая картина для меня словно молитва,- утверждает Арменуи Мартиросян. - И эта молитва для каждого зрителя своя, особенная. Это тоже одна из причин отсутствия названий на моих полотнах. Я предоставляю эту свободу выбора зрителю. Ведь свобода - это тоже путь, ведущий к свету".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".