Последние новости

"Улица кавказского города – Тбилиси": в Армении впервые будет представлена картина Мартироса Сарьяна с удивительной историей

На выставке "Сарьян и Франция", которая пройдет впервые в Армении в доме-музее Мартироса Сарьяна – будет представлена картина парижского периода (1926-1928 гг.) Мастера – "Улица кавказского города. Тбилиси" (1927г.). Выставка, которая состоится с 19 сентября по 14 ноября, будет посвящена Саммиту Международной организации Франкофонии в Армении.

Корреспондент Panorama.am в беседе с внучкой Мартироса Сарьяна, директором дома-музея Рузанной Сарьян поинтересовался о том, что за полотно будет представлено, почему картина выставляется в Армении впервые, на самом ли деле до этого данное произведение Мартироса Сарьяна не было показано в Армении?

Р. Сарьян ответила, что 37 картин парижского периода Мартироса Сарьяна сгорели на корабле, на обратном пути в Армению, а произведение "Улица кавказского города. Тбилиси" вместе с другими 5 работами – художник отдал на хранение проживающей в Париже своей родственнице Анне Будагян с тем условием, чтобы она продала картину и на эти деньги отправила ему краски, полотна, кисти, поскольку в СССР сложно было купить всё это.

Однако в различных каталогах отмечалось, что картина "Улица кавказского города. Тбилиси" также сгорела вместе с другими на корабле. Большая часть картин парижского периода была сфотографирована в Париже, существуют также черно-белые варианты этих фотографий. Эта картина была известна также в черно-белом варианте.

"Первое упоминание об этой картине мы находим в каталоге 1960 года Рубена Дрампяна, где на основании слов Мартироса Сарьяна Дрампян написал – это полотно находится в Париже в коллекции Тиграна-Хана Келекяна. Уже было понятно, что картина не могла считаться сгоревшей", – отметила Р. Сарьян, рассказав историю о том, как картина оказалась в коллекции Тиграна-Хана Келекяна.

"В 2002 году я опубликовала первое собрание писем Мартироса Сарьяна, куда я вложила письмо Сарьяна, адресованное общественному деятелю, литературоведу, переводчику Аршаку Чопаняну. Из письма было понятно, что это ответ на письмо Чопаняна. Чопанян написал, что Тигран-Хан Келекян интересуется вашими парижскими картинами, хочет приобрести. Сарьян же в письме указал, что следует обратиться к Анне Будагян, которой были переданы данные картины на хранение. Затем он пишет название этой и другой картин, говорит, что это одна из его сильных работ. То есть, именно Сарьян оценил эту свою работу парижского периода в качестве сильной.

Так и случилось, три работы парижского периода находятся в коллекции Тиграна-Хана-Келекяна", – рассказывает Рузанна Сарьян.

На вопрос о том, кем являлся Тигран-Хан-Келекян, Рузанна Сарьян ответила, что это была интересная личность, он был любителем искусства. По словам Р. Сарьян, Тигран-Хан-Келекян также занимался благотворительностью, оказал финансовую помощь Ж. Браку, П. Пикассо, когда они только начинали свою карьеру.

После смерти Тиграна-Хана-Келекяна в 1951 году картины Мартироса Сарьяна, хранящиеся у него, оказались в различных коллекциях. Директор дома-музея М. Сарьяна отметила, что до 2011 года у них не было никаких сведений касательно картины "Улица кавказского города. Тбилиси".

Рузанне Сарьян часто присылают фотографии полотен Сарьяна, чтобы она высказала своё мнение относительно того – является ли картина подлинной или нет.

"Я больше разочаровываюсь, поскольку подделок очень много. Удивляюсь, как много людей занимаются подделкой произведений искусства, конечно, также подделкой картин Сарьяна. В этот раз, когда открыла очередное письмо, вдруг увидела ту картину, о которой знала по черно-белой фотографии. И в них увидела прекрасные сарьяновские краски, не знала, что делать от радости и восторга. Адресант письма из Новой Зеландии, интересовался, какую сумму мы готовы заплатить за картину. Но мы не смогли приобрести эту картину. И полотно было продано на аукционе. Никто из наших армян не подошел к картине, не поинтересовался ни о чём, хотя я и обращалась посредством газет. Мне было сказано, что нас это не интересует и всё. Картину приобрел проживающий в Москве коллекционер произведений искусства, по национальности не армянин. И так картина попала в Москву.

Затем полотно вновь было выставлено на аукцион. Вновь я обратилась к нашим соотечественникам, которые могли приобрести картину, и она осталась бы у армян. Но никто так и не отреагировал на предложение. Я была в отчаянии. Но нам повезло, картину приобрел коллекционер произведений искусства, проживающий в Москве – Артур Даниелян", – отметила она.

Рузанна Сарьян попросила Артура Даниеляна, чтобы он привез картину в Армению – на выставку.

"Это по-настоящему великое событие для нас. Мне кажется, это вызовет большой интерес, многие захотят своими глазами увидеть картину с такой интересной и удивительной историей", – рассказала Рузанна Сарьян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫСТАВКА НИНГЕ - СОЗЕРЦАНИЕ СОКРОВЕННОЙ КРАСОТЫ
      2023-08-01 09:15

      "...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...

    • АРТ СТУДИЯ «СЕДРАКЯН» ПРИГЛАШАЕТ НА ВЫСТАВКУ
      2023-07-01 09:54

      Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".