Последние новости

ЭДВИН ДЖЕРАРД, ОН ЖЕ ВАРДАН АМАМЧЯН

Известный актер и режиссер Эдвин Джерард уже много лет живет между США и Францией. Он сыграл более чем в 15 игровых и телевизионных фильмах и сериалах, поставил на разных сценах мира немало топовых спектаклей. Недавно Эдвин побывал в Ереване, откуда начал знакомство с достопримечательностями Армении и Арцаха.

ЭДВИН ДЖЕРАРД ОКАЗАЛСЯ ПЕРВЫМ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЯТИ поколений своей семьи, совершившим визит в Армению. Если учесть, что его предки выходцы из Западной Армении, а сам он при рождении получил имя Вардан Амамчян, то визит на историческую родину для него особенно значим: сбылось то, о чем более века назад мечтала его прабабушка, он стремится вызвать интерес к Армении и у своего сына. Мама Эдвина училась в школе и дружила с Гоар Гаспарян, будущей звездой армянской оперной сцены. Эдвин помнит, как много лет назад Гоар Микаеловна, будучи в США, зашла к ним в гости. Эдвин вспоминает, что это была первая "айастанци" (жительница Армении), которую он увидел.

"Моя прабабушка Агапи Амамчян вместе с мужем, итальянцем по происхождению, переехала из Константинополя в Египет, - начал свой рассказ Эдвин Джерард. - У них родилась дочь, которой суждено было стать знаменитой артисткой и оперной певицей Валентиной Арно (Амираян), прославившей сценическое искусство Египта. Будучи наполовину итальянкой, Валентина, которую именовали "соловьем Нила", ощущала себя армянкой и в дальнейшем вышла замуж за армянина, посвятила себя армянскому искусству, стала видной представительницей армянской общины Каира".

Валентина Амираян прожила бурную и нелегкую жизнь. Звезда Египта, выступавшая не только на сцене, но и в королевском дворце, основавшая музыкальный лицей в Каире и имевшая целую армию поклонников и учеников, спустя годы карьеры вновь вышла замуж за армянина - известного предпринимателя Айка Асатуряна и вместе с дочерью от первого брака и со всей своей армянской семьей переехала с ним в Китай. Опытный бизнесмен, в прошлом чемпион Египта по боксу Айк Асатурян стал одним из крупнейших магнатов китайского кино и спорта. Однако японо-китайская война повернула вспять колесо фортуны: Валентина и ее дочь попали в плен к японцам и были освобождены лишь по окончании Второй мировой войны. Воссоединившись с семьей, они перебрались в США. В "самом армянском" городе Штатов, в Лос-Анджелесе, в 1948 г. и родился Эдвин Джерард, унаследовавший от предков тягу к сцене.

 ЭДВИН ДЖЕРАРД, ОН ЖЕ ВАРДАН АМАМЧЯН"У МЕНЯ В ПАМЯТИ СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЮНОШЕСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ, - с улыбкой продолжает Эдвин. - Будучи профессиональной артисткой, моя бабушка Валентина Амираян в 1920-х гг. выступала на разных сценах, в том числе и в любительском армянском театре, в Египте и в странах Ближнего Востока. Позже, в США, мы нередко всей семьей ходили на спектакли с ее участием в Голливуде. Бабушка и дедушка любили устраивать спонтанные инсценировки дома, устраивая веселые праздники для всей семьи. Меня же их театральное баловство - например, перевоплощение в Отелло и Дездемону - лишало дара речи, настолько естественно они играли. Любовью к музыке, театру, танцам в нашей семье были заражены все. В какой-то момент и я оказался артистом: мама определила меня в танцевальную школу, я обучался армянским танцам и неплохо ими владел, затем занялся классическим танцевальным искусством. В старшей школе я пробовался и на роль в школьном театре, но серьезно сценой заболел в годы обучения в Калифорнийском университете в Беркли".

Кино или театр? США или Франция? - эти вопросы преследовали Эдвина Джерарда на протяжении долгих лет его творчества. Он познакомился с разными видами театрального искусства: итальянским Театром дель арте, классической драмой, модернизмом, позже воплощенным в собственном Экспериментальном театре в Лос-Анджелесе. Джерард работал в составе итальянской труппы и сотрудничал с театром в Индии. В кино он снялся впервые в 1975 г. во Франции: это был фильм Chobizneness, где он исполнил роль танцора. За два года до этого Эдвин Джерард переехал в Париж, где обучался актерскому мастерству, изучал театральное искусство и выступал в мюзиклах. А через шесть лет вновь вернулся в Лос-Анджелес.

"Там я работал на ТВ и в театре, в основном с "Пикассо современной сцены" - режиссером и иранцем по происхождению Резой Абдохом,  пробовал прорваться и в Голливуд, обзавелся агентом, даже получил крошечную роль в мини-сериале "Династия II: The Colbys", затем и в других сериалах. Я сыграл и в популярных в конце прошлого века фильмах "Рейс" (1988) и "Кеннеди из Массачусетса" (1990). Однако и агенты, и режиссеры всегда говорили, что у меня этническое лицо, а это в Голливуде ограничивало ролевые рамки. Устав от стереотипных персонажей, я решил основать Экспериментальный театр, где мог бы предаться свободному творчеству", - рассказывает Эдвин.

НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ТЕАТР ПОЛЬЗОВАЛСЯ УСПЕХОМ В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ. Эдвин Джерард осуществил постановку знаменитой пьесы Ричарда Калиновского "Лунное чудовище" на тему Геноцида. Спектакль почти полгода шел с аншлагом, что для театральной жизни в Лос-Анджелесе невиданный успех. Но, как отмечает Эдвин, и там публика больше гоняется за частными сюжетами, чем за идеей, психологизмом и философией, заложенными в постановке и образах. Именно поэтому он вновь решил переехать в "многоликий и свободный" Париж, где с 1990 г. начал активно сниматься в кино. Роли в таких фильмах, как "Бог большой, я маленькая", "Мужчина как женщина", "Демон-любовник", и других расширили границы его известности. Но любовь к театру не покидала. В Париже Эдвин Джерард продолжал выступать на сцене в качестве актера, а затем и режиссера, осуществив немало прекрасных, запомнившихся постановок. Одна из них, по пьесе Шекспира "Ричард II", собрала огромную аудиторию.

"В период моей театральной деятельности в Лос-Анджелесе я подружился с Жирайром Папазяном, мы даже играли с ним на одной сцене. Представьте мое удивление, когда я, перебравшись в Париж в 1990 г., вдруг обнаружил, что Жирайр тоже совсем недавно переехал во французскую столицу, - говорит Эдвин и добавляет: - Одной из целей переезда в Париж было желание дать сыну возможность получить хорошее образование. В США уровень школьного образования недостаточно высокий".

Подобная оценка Эдвина имеет серьезное обоснование: Джерард обладает немалым опытом преподавания и организации образовательной деятельности. С 2000 по 2008 гг. он работал во Флоренции, где преподавал актерское мастерство и режиссуру в филиале знаменитой Нью-йоркской киноакадемии. Его студенты снимали короткометражные фильмы и сами играли в них, а мастер набирался опыта, который позже ему очень пригодился. В 2008 г. он получил предложение преподавать гуманитарные предметы во Французском лицее Туниса. Через три года Эдвин Джерард вновь вернулся в Лос-Анджелес, продолжил преподавание уже в местном Французском лицее, где решил внедрить новую программу. 

"ОДНАЖДЫ Я БЕСЕДОВАЛ СО СВОИМ ПАРИЖСКИМ КРЕСТНИКОМ, который окончил школу на отлично, попав в десятку топовых учеников по уровню знаний и подготовленности, и получил возможность поступать в лучшие вузы Франции, - рассказывает Джерард. - По ходу беседы я спросил его о Франце Кафке. Я был поражен, узнав, что крестник не знает, кто это. Я осознал, что значительной части современной молодежи не знакомы такие знаковые имена, как Платон, Кафка, Марк Твен, Тургенев, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Моцарт и т. д. Современное образование в развитых странах все более отодвигает на задний план  искусство и гуманитарные предметы. Имея к тому времени опыт преподавания истории изобразительного искусства, музыки, литературы, театра, я разработал программу, которую назвал Culture-Vulture (vulture - человек, проявляющий заинтересованность в искусстве), пригласил к участию в ней других преподавателей, предложил свой проект в качестве образовательного курса. Программа была принята и внедрена под названием "Интегрированные искусства". Приобщение  и знание гуманитарных предметов сегодня обретает важное значение. Владение современными технологиями без знания культуры, искусства, философии не только ущербно, но и опасно. Гуманитарные предметы учат критическому мышлению, позволяя правильно сортировать, анализировать любую информацию, отличать правду от фейка".

Благодаря программе Culture-Vulture Французский лицей Лос-Анджелеса обрел большую известность, а Эдвин Джерард преподавал там до недавних времен. Год назад он вышел на пенсию и вновь решил было податься в Париж, однако вскоре получил предложение из Индии участвовать в работе труппы популярной Auroville theatre Group над спектаклем "Сон в летнюю ночь" по пьесе Шекспира. В планах гастроли с этим спектаклем по городам Индии.

"На будущий год я хочу вновь приехать в Армению вместе с сыном. Он станет вторым членом нашей семьи, посетившим родину предков, - сказал напоследок Эдвин Джерард. - Правда, в 1946 г. дядя моей мамы Арам Амираян после объявленной в Советской Армении репатриации приехал в Ереван. Но с тех пор он исчез бесследно: никогда нам не писал, не звонил, словно в воду канул. Хотя до нашей семьи дошел слух, что он жив и, возможно, имеет потомков. Может, нам удастся отыскать их здесь", - сказал Джерард.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 8 ЧАСОВ ИЗ ЖИЗНИ АРАМА ХАЧАТУРЯНА
      2019-12-13 12:42
      538

      В Ереване праздник кино. Наконец-то столица увидит прекрасный фильм российского режиссера Юсупа Разыкова "Танец с саблями", об одной из важнейших страниц жизни и творчества выдающегося композитора Арама Хачатуряна. Фильм уже запущен в прокат в кинотеатрах "Синема Стар" (Далма-Молл) и "Москва" и ждет своего зрителя.

    • 23 ПРИЗА ИЗ ТЕЛАВИ
      2019-12-13 12:06
      577

      В грузинском городе Телави недавно прошел I Международный фестиваль-конкурс Old Town Pictures, в музыкальной секции которого приняли участие воспитанники Ереванской музыкальной школы им. Алексея Экимяна, вернувшиеся домой с 23 наградами. Одиннадцать первых мест, восемь вторых и четыре третьих - таков приятный груз, который юные музыканты и певцы привезли с собой из Телави.

    • ЭКОЛОГИЯ ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ
      2019-12-13 11:58
      516

      Сценический коллектив "Театра 8" - труппа, репертуар которой соткан в основном из спектаклей на социальную тематику. Права человека, ранние браки, селективный аборт, проблемы общественных взаимоотношений - эти и другие вопросы в центре внимания постановок труппы.

    • ЮБИЛЕЙ ПОЭТОВ СОСТОЯЛСЯ ВОПРЕКИ НОКС
      2019-12-12 16:54
      918

      В Музее литературы и искусства им. Е.Чаренца открылась временная, но долгожданная выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения трех видных армянских поэтов: Сильвы Капутикян, Грачья Ованнисяна и Геворка Эмина. В экспозицию выставки вошли материалы из архивов самого музея, а также других очагов культуры Еревана, предоставивших экспонаты на определенный срок. Однако ни правительственные структуры, ответственные за сферу культуры, ни широкая общественность к этим юбилеям интереса не проявляли.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Театр пантомимы наконец обретет свой дом в Ереване
      2019-12-12 18:27
      323

      У Ереванского государственного театра пантомимы наконец появится свое здание, располагаться оно будет по адресу Геворга Кочара 21. Художественный руководитель театра Жирайр Дадасян надеется, что здесь труппа в конечном итоге обретет свой дом. Об этом он заявил журналистам в четверг после церемонии открытия строительства.

    • Обсудили кризис в Ливане
      2019-12-12 10:52
      291

      Президент Армении Армен Саркисян и Католикос Великого дома Киликийского Арам I обсудили по телефону политический кризис в Ливане. Об этом в четверг сообщает пресс-служба президента Армении.

    • Армяне Краснодара - Сирии
      2019-12-05 10:30
      377

      Армянская община Краснодарского края России собрала для Сирии 80 тонн гуманитарной помощи, написал в своем Facebook-e пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян.

    • ТЕЛЕГРАФИСТ ОВАННЕС СВАДЖЯН, СПАСШИЙ ПАЗАРДЖИК
      2019-11-27 14:13
      1608

      Памятник этому человеку - одна из, можно сказать, главных достопримечательностей города Пазарджик, что на юге Болгарии, на реке Марица, километрах в 110 от столицы страны, Софии. Памятник установлен в районе городского вокзала, в начале улицы, носящей его имя (до середины 1920-х годов, кстати, эта улица называлась "Армянской"). Хотя этот человек не был ни политическим деятелем, ни ученым, ни военачальником, ни даже депутатом парламента. Но для пазарджикцев он национальный герой на все времена.