HIGHFEST ОТМЕЧАЕТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
28 сентября в Ереване возьмет старт Международный фестиваль исполнительских искусств HIGHFEST, который продолжает знакомить отечественную публику с новейшими трендами современного театра. И хотя сложностей у фестиваля не убавилось, его президент Артур ГУКАСЯН уверен, что HIGHFEST есть и будет оставаться проходом, переходом, трамплином и прочее в большой мир театра.
- HIGHFEST в нынешнем году пройдет в 16-й раз. Вроде для фестиваля солидно, а с другой стороны - совершеннолетие…
- Вот! Оттуда и пришла идея нашей концепции, дизайна и вообще. В 16 лет получаешь паспорт. В слове паспорт главное - это pass, проход. HIGHFEST - это The Pass To The Teatre World. И оттуда идет "pass-port", "pass-word", "pass-write" - на этом мы построили идею своего тинейджерства. Соответственно и открытие хотели делать в клубе, собрать "своих людей", пригласить диджея, сказать - ребята, нам 16, пока нет "родителей", давайте оторвемся по полной! Но тут возник Минкульт - "Что?! Клуб?! Это где голые бабы?!"
- А как же минкультовский день селфи и все остальное? Откуда такая жажда академизма?
- Ты чего?! Пик был, когда мы сказали - люди, хватит приучать зрителя к халяве, мы хотим в этом году продавать билеты. Пускай по 500 драмов. Сколько заработаем, отправим какой-нибудь школе в приграничном селе или в помощь какому-нибудь больному ребенку. Реакция - "Вы что, шутите с государственными деньгами?! Вот сколько направите на благотворительность, настолько сократим ваш бюджет!" Я просто о-хре-нел! Мне и сейчас кажется, что мне это приснилось. Это же за гранью мозга!
- Мы уже начинаем привыкать, что это нормально. Скажи спасибо, что бюджетные деньги вообще дали - не всем так везет.
- Ну да, дали. Сократили, правда, как всем - на шесть процентов. И убрали санкт-петербургскую программу. Это еще в 2016 году был подписан договор в рамках межгосударственного культурного сотрудничества. Они должны были привезти 5 спектаклей, практически все оплачивая. С нашей стороны только транспорт внутри Еревана и реклама - вариант мечты! Так вот замминистра Назени Гарибян мне так "квалифицированно" объяснила, что это не их проблема, что если кто-то где-то когда-то что-то подписал - это ничего не значит, и вообще знаю ли я, что такое культурная политика. Откуда же мне знать, если я заведую кафедрой арт-менеджмента в институте и регулярно выступаю с лекциями на эту тему по всей Европе… В общем, из санкт-петербургской программы остался только один спектакль, это я взял на себя, а то было как-то совсем неудобно. Это "Хиты Бродвея", которые поставил их театр музкомедии - фантастический спектакль! Их 84 человек приезжает - балет, оркестр, потрясающие костюмы! Если не слышать, что поют по-русски - реальный бродвейский уровень. Из топовых вещей у нас еще будет спектакль из Германии "Мамацца" в постановке театрального "папы" Уильяма Форсайта. Пластический спектакль - у них там 300 видов движений - очень классные.
- Кажется, переходим к презентации программы? И тут вопрос - ты работаешь с отдельными спектаклями или со странами?
- В основном со спектаклями. Со странами, только если в этом контексте возможен лучший вариант. Объясняю - скажем, в этом году у нас будет польская платформа. И это продиктовано их подходом - не один театр финансировать для участия в фестивале, а компактно представить, допустим, польский балет или кукольный театр. И на это Фонд Адама Мицкевича выделяет деньги. Мы уже делали нечто подобное в 2016-м,и теперь у нас помимо трех польских спектаклей в программе есть польско-армянско-бразильско-грузинский проект. Такой вот совместный продукт, и это здорово. Польских спектаклей ниже планки, как известно, не бывает. Там тоже были свои сложности - они хотели белый балетный пол. Мы отвечали - нету! В стране - нету! Ну им, конечно, заплоховело. Ладно…
- Не знаю, можно ли назвать это "платформой", но, судя по программе, в этом году много спектаклей из России.
- Действительно, и все очень разные и интересные. Есть очень хороший театр из Москвы - театр Хитровка. Они устроили театр в здании бывшего АТС, это был такой кластер, и Женя Худяков сделал там "Прогулку в темноте". Очень герметичный, интимный спектакль. Театр объектов и кукол - камеры, которые снимают действо и показывают на трех экранах. Кстати, номинант "Золотой маски". Опять же из России есть спектакль "Магазин". Это пьеса Алжаса Жанайдарова - автора знаменитой пьесы о мигрантах "Джут", которую поставили буквально везде. Так вот "Магазин" поставили в "Альметьевске" - это где-то в Татарстане. И у них было четыре номинации на "Маске!". Очень хороший спектакль. Есть спектакль "Лондонский треугольник" из московской Школы современной пьесы Иосифа Райхельгауза. Это немного не наш формат в том плане, что несколько академично, но он добротный, в нем играют Галибин, Колганов. Еще не могу не сказать о спектакле, который надо аттестовать отдельно как результат программы, которая создает возможности. Ты знаешь, где находится город Орск?
- Ждешь, что скажу "Орск - это советский холодильник"?
- Примерно… В этом Орске по президентской программе, к которой потом присоединились администрация Оренбургской области и мэрия, отгрохали театр знаешь какой? Я не говорю, сколько там висит профильных прожекторов. У них отдельный пульт партитуры штанкетов, отдельный пульт слайдеров. То есть это Бродвей! Как результат - у них появились в визуальном плане ярчайшие, современнейшие спектакли. А это значит, что и труппа будет понемногу меняться. Сейчас они дошли до мысли, что нужно приглашать режиссеров из Москвы и Питера - пускай не первой обоймы, а на которых хватит денег. И они были такие настойчивые в своем желании приехать на HIGHFEST, показаться, посмотреть современный европейский театр. Вот когда люди хотят - это очень ценно.
- Кажется, сюрпризы из стран и регионов, которые никогда не считались театральными, становятся тенденцией. Посмотри, как классно показываются на международных фестивалях наши молодые режиссеры…
- Что-то такое происходит. Вот у нас в программе есть киргизский спектакль "Галерея фантазии", который покажут в галерее Камерного театра. Они в темноте водят зрителя по этой галерее. С виаром, с потрясающим звуковым оформлением. Очень интересно! А есть еще шведы - социальный театр современного танца. Их худрук говорила смешные вещи - чтобы вдохновиться, я еду в пригороды, где живут всякие мигранты, чтобы увидеть всякие экзотические вещи - семью с шестью детьми и матерью, неустанно о них заботящейся… Другое общество. У нас, кстати, с этой шведской труппой тоже намечается копроект.
- От бывших наших переходим в иную географию?
- Давай. Есть симпатичный спектакль из Англии - такой парень, который рисует на стенах. Есть очень интересный спектакль из Израиля. Называется BPolar - по "Запискам сумасшедшего" - много реквизита, бегущие дорожки, вообще много всего. Еще есть швейцарский уличный спектакль Kill Your Darlings - смешной невероятно. Тоже очень смешной камерный спектакль из Нью-Йорка, но он во многом вербальный, с еврейскими шутками, так что надо знать английский. К категории "смешной" отнесу спектакль из Японии "Гиппопотам-космонавт" - куклы, тени, объекты. Думаю, понравится и взрослым, и детям. Помимо спектаклей в рамках HIGHFESTа состоится презентация Европейской театральной ассоциации. Есть такая EFA - вполне снобистская организация, объединяющая в основном музыкальные фестивали. Членский взнос - 5 тысяч евро. Но с течением времени они поняли, что все время встречаются с одними и теми же людьми и вдруг становятся никому неинтересны. А поскольку этого допустить нельзя, они придумали программу, которая называется EFFE - Еurope For Festivals - Festivals For Europe. Ее они начали презентовать во время всяких важных, знаковых фестивалей, к коим отнесли и HIGHFEST, чтобы освежить лицо. Это возможность каких-то платформ, проектов. Посмотрим.
- Это все замечательно, но реализация стоит денег, а вся арт-братия жалуется, что их сейчас просто не выпросишь.
- Так и побираемся. Кто-то предоставит бесплатно гостиницу, кто-то обед, где-то кофе угостят… Правда, у нас есть фонд "Ренессанс", который поддержал нас еще в прошлом году. До такой степени, что мы предложили им быть сореализаторами фестиваля. Даже слоган придумали - We are the best with Renaissance with us. Они обрадовались - мы их рассматриваем не как денежный мешок, а ценим их участие. Сейчас, конечно, сложно найти спонсора - люди выжидают. Так что, я считаю, 50 спектаклей со всех континентов в программе HIGHFESTа - подарок самим себе на совершеннолетие.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 10:32
С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.
-
2024-10-01 13:22
Фееричное шоу, полеты не во сне, а наяву в ночном небе над Каскадом - спектакль Cubo итальянской компании eVenti Verticali откроет Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST-2024. Президент фестиваля Артур ГУКАСЯН уверен, что все должно быть со смыслом - и фейерверки, и звезды. Еще лучше, когда они превращаются в концепцию, программу, и совсем хорошо, если в культурную политику.
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-06-03 09:54
Все страны интеграционного союза - уже в приложении «Работа в ЕАЭС»! Армяне всегда отличались высокой мобильностью, когда нужда зовет их в дорогу. Однако в цифровой век многие проблемы для трудовых мигрантов решаются с помощью электронных приложений. Так, в свое время Фонд цифровых инициатив Евразийского банка развития (ФЦИ ЕАБР) разработал свой флагманский проект – приложение «Путешествую без COVID-19», успешно применяемое в 9 странах СНГ. И вот очередная новация, которая наверняка заинтересует армянских гастарбайтеров. Пользователям еще одного полезного приложения «Работа в ЕАЭС», разработанного ФЦИ ЕАБР, стали доступны услуги в Республике Казахстан…