ВЫСОКАЯ НОТА НАРИНЕ ЗАРИФЯН
Свое первое музыкальное произведение Нарине Зарифян сочинила в 5 лет и назвала его "Лес после дождя".
"Помню не только мелодию, но и ощущения, связанные с "первенцем". Я полностью отдалась детской фантазии, представляя ноты каплями дождя, бьющимися о землю и деревья. Мне казалось, что любой, кто услышит эту музыку, поймет, что дождь исполняет свой танец. Я старалась ярче выразить его мелодию, подбирая на слух нужные клавиши фортепиано", - в преддверии своего 60-летнего юбилея начала рассказ композитор, профессор Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Нарине Зарифян.
ДЕВОЧКА ПРИСТРАСТИЛАСЬ К ФОРТЕПИАНО РАНО, к 5 годам уже воспроизводила простые мелодии. "Виновницей" фортепианных увлечений в доме была бабушка, родившаяся в аристократической армянской семье Эрзерума. Она владела иностранными языками, играла сочинения классиков и, называя имя композитора и название произведения, как бы проводила с внучкой уроки музыкальной литературы. Способности Нарине к сочинительству сразу заметили домочадцы и пригласили молодого в то время композитора Эмина Аристакесяна. Нарине едва исполнилось 6 лет, однако она уже успела сочинить пять музыкальных композиций и исполняла их на слух. Изумленный гость настоял, чтобы девочку отдали в музыкальную школу, а малышке наказал выучить нотопись и начать записывать свои сочинения. Э. Аристакесян не догадывался, что перед ним стоит будущая коллега, которая спустя годы станет представителем нового поколения армянских композиторов, чьи произведения будут звучать в залах Армении и других стран.
"Придумывать мелодии в 5 лет мне было легко, я делала это с удовольствием, а вот записывать музыку при помощи нотных знаков казалось унылым занятием, - вспоминает Нарине Зарифян. - В музыкальной школе, куда меня вскоре зачислили, я забросила сочинительство, продолжая лишь импровизировать во время игры на фортепиано. В 15 лет я поступила в музыкальное училище им. Романоса Меликяна, выбрав профессию пианистки, но вскоре решила бросить музыку навсегда и стать дизайнером. Именно в этот период судьба свела меня с композитором Эдуардом Багдасаряном, набиравшим в училище курс композиции. Шел третий год обучения, подруга уговорила меня пойти с ней на прослушивание к Багдасаряну. Ответ должен был прийти через два дня, я даже забыла об этом, но вдруг узнала, что зачислена в класс композиции. Для меня открылся совершенно иной мир, ставший в дальнейшем смыслом всей моей жизни".
Два года учебы под руководством Багдасаряна стали рестартом для Нарине-сочинителя и подготовили ее к поступлению в Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса. Пять лет в классе народного артиста СССР Григория Егиазаряна, два года в аспирантуре, под руководством народного артиста СССР Лазаря Сарьяна… Нарине Зарифян завершила учебу в консерватории, приобретя прочную базу знаний и навыков, готовность к дальнейшему творчеству. Благодаря написанным к тому времени собственным произведениям, в 28 лет Нарине Зарифян стала членом Союза композиторов СССР, что, несомненно, стало серьезным успехом молодого композитора. Членский билет, выданный ей самим Тихоном Хренниковым, перешел в личный архив Нарине Зарифян, а представленные на рассмотрение комиссии ее авторские произведения - балет "Прожитые и непрожитые годы" (на тему одноименной повести Вардгеса Петросяна), "Симфоническая поэма", "Фортепианное трио" заявили о рождении в армянском музыкальном искусстве нового имени.
Н.ЗАРИФЯН ВСЕГДА ПОРАЖАЛА И ПРОДОЛЖАЕТ ПОРАЖАТЬ многогранностью своей деятельности и разнообразием музыкальных предпочтений. Прекрасный педагог, она начала преподавать в музыкальной школе им. А. Тиграняна, подарив нам немало талантливых музыкантов, ставших позднее лауреатами республиканских и международных конкурсов. Пять лет она работала в Алеппо, где преподавала в консерватории, концертировала, создав культурный мост между Арменией и Сирией, участвовала в разных мероприятиях, внесла заметный вклад в развитие сирийской музыкальной культуры. Это отразилось в статьях местных газет и благодарственных грамотах, которых Нарине удостаивалась после каждого музыкального события. Вернувшись в Армению, она продолжила педагогическую деятельность в Ереванской консерватории, где на эстрадно-джазовой кафедре она уже 20 лет преподает инструментоведение, методику преподавания, историю джаза, импровизацию, композицию.
Член Союза композиторов Армении и международной музыкальной ассоциации "Женщины в музыке", она практически ни дня не живет без сочинительства. Композиторские интересы Н.Зарифян весьма широки - от классики до эстрады и джаза, от микса разных жанров до танго в новой интерпретации.
"Классика - основа основ, создавая ее, композитор как бы оттачивает перо и шлифует мастерство. Однако мои личные увлечения выходят за рамки классики, я люблю синтезировать, например, джаз, народную музыку и симфонический оркестр или создавать иные жанровые сочетания. В шкатулке моих сочинений солидный процент отводится произведениям в симфо-популярном жанре, - говорит композитор. - Меня увлекает все новое, в процессе творчества я всегда ищу свежие ощущения, не основываюсь на том, что уже создано, а пытаюсь найти свои собственные формы выражения. Будучи автором классических произведений - вокальных циклов на слова известных поэтов В. Теряна, Ав.Исаакяна, Ег. Чаренца, "Элегии для классической гитары и камерного оркестра", квинтетов для деревянно-духовых инструментов, сонаты для виолончели и других, я пишу и в симфо-поп жанре для неординарного состава инструментов. Так, для ансамбля "Каданс" я сочинила "Армянские эскизы", взяв за основу синтез народных инструментов - канона и кяманчи с классическими - фортепиано и контрабасом. Подобных примеров в моих произведениях много, меня привлекает нестандартное звучание музыки, приобретающей иную, непривычную для слуха окраску. Кстати, слушатели также отмечают особое восприятие данной музыки".
СРЕДИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СИМФО-ПОПУЛЯРНОГО ЖАНРА Н.ЗАРИФЯН стоит отметить "Фантазию" (на темы Саят-Новы) для симфонического оркестра и квартета народных инструментов (кяманча, дудук, доол, канон), которая исполнялась в Армении и за рубежом, "Разрушенный сон" для голоса, саксофона, фортепиано и камерного оркестра, написанный на французский текст Завена Арутюняна, и другие. Нарине Зарифян - автор серии произведений в жанре танго. Ее танго "Экспрессия" облетело весь мир, став репертуарным произведением музыкальных коллективов из разных стран, а танго "Ориенталь" с армянским акцентом полюбилось и на Западе. Год назад композитор озвучила свое Танго-Рапсодию (для струнного оркестра и альта) - произведение более развернутое в смысле формы и представляющее собой, как выразилась Нарине Зарифян, "трехчастность в одночастности". Премьера состоялась с участием Государственного симфонического оркестра Армении, на концерте солировал альтист Ваче Овеян. "Рапсодия" - не последнее танго в творчестве Нарине, она продолжает работать в этом жанре.
Имя Нарине Зарифян часто встречается и на CD с записями эстрадных певцов. И тут она - один из ведущих композиторов, к которому обращаются звезды эстрады Армении и диаспоры. Для каждого исполнителя она пишет песню с учетом его индивидуальности. По ее признанию, лишь общение с исполнителем, знание его вокальных данных, характера, натуры позволяет сочинить песню, которая станет для него родной, душевной, комфортной и привлечет внимание публики. Для одних певцов Зарифян пишет один раз, с другими сотрудничает годами. Активная работа налажена с Соной Хангельдян, а Марианна Лима, уже не первый год исполняющая песни Нарине, умудрилась привезти из зарубежья 6 наград "За огромный вклад в развитие музыкального искусства", адресованных своему композитору. Записан совместный диск и с английской певицей Соней.
Отдельное место в творчестве Нарине занимает оркестровка и аранжировка музыкальных произведений: и на этом поприще она считается одним из популярных и востребованных специалистов. Ее сотрудничество с мастером авторской песни Рубеном Ахвердяном длится давно. С ним записано 5 дисков, первый из которых - "Детям в возрасте от 0 до 100 лет" состоит из разных по характеру песен. Эти CD принесли Нарине и Рубену немало наград, все изданные тиражи давно раскуплены, планируется их переиздание в США. Разлетелся и тираж дабл-дисков с песнями на слова прекрасного армянского поэта Геворка Эмина. Одна из последних работ - аранжировка знаменитой песни She Шарля Азнавура, исполненная в прошлом году во время концерта Национального филармонического оркестра Армении, посвященного легендарному шансонье. "Я благодарна судьбе, позволившей прикоснуться к музыке великого Шарля, особенно сегодня, когда мир скорбит о нем", - призналась Нарине.
Нарине Зарифян - автор многочисленных хоровых произведений, в том числе и для детей, песен для конкурса "Детское Евровидение". Богатый творческий материал не только озвучивается со сцены, в радио- и телеэфире, но и публикуется в виде отдельных изданий, составленных ею. Это танго "Экспрессия", "Фантазия" (на тему Саят-Новы), "Вокализ", "Концерт-элегия" и другие. Готовится к изданию сборник романсов на слова армянских поэтов-классиков, посвященный памяти матери композитора. Аналитические статьи Н. Зарифян печатаются в научных музыкальных изданиях. В 2017 г. она была награждена медалью Мовсеса Хоренаци "За вклад в развитие музыкального искусства".
"Надеюсь, что до конца года в Ереване состоится мой авторский концерт: Союз композиторов Армении и Министерство культуры РА заинтересованы в подобном проекте, который станет своеобразным отчетом за многолетнюю деятельность и откроет новый этап в творчестве", - говорит композитор.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-03 09:33
В начале этого года в № 20 журнала «Научный Арцах» была опубликована рецензия доктора психологических наук, профессора Гарника Акопова на книгу другого ученого, доктора культурологии и кандидата исторических наук, профессора кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры Владимира Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта». Статья вызвала широкий резонанс в научных кругах и привлекла еще большее внимание к книге Ионесова.
-
2024-12-02 09:55
Совсем скоро на столе у читателей появится необычная по задумке и важная по значимости книга, посвященная одному из прекраснейших городов Армении – Дилижану. Прежде чем отправить издание на полки книжных магазинов, его презентовали в ереванском культурном центре Common Ground Books & Spirits. Мероприятие носило закрытый формат и вылилось в знакомство с историей создания книги, ее авторами и многолетним трудом, проделанным Дилижанским Общинным Центром (Dilijan Community Center, DCC) – инициатором проекта. Поздравить создателей с книжной новинкой, которая будет интересна историкам, культурологам, литераторам, общественным деятелям, занятым в сфере туризма специалистам и просто читателям, пришли в этот вечер соавторы книги Альберт Симонян и Нунэ Закарян, представители DCC и проектов, вкладывающих ресурсы в развитие города, а также журналисты, переводчики, деятели театра и все те, кто с большим теплом относится к Дилижану.
-
2024-11-30 10:13
Армяно-индийские контакты имеют давнюю историю. Принято считать, что первые армяне появились на территории Индии в составе вспомогательных частей Александра Македонского, когда тот, направляясь в Индию, прошел через Армению. Первые задокументированные сведения об армяно-индийских связях отражены в труде Ксенофонта (V-IV вв. до н.э.) «Киропедия», где описано, что армяне, будучи осведомленными о ведущих в Индию путях, политической, экономической, социальной жизни этой страны, пускались в далекие путешествия. Тем не менее, армянская община сформировалась в Индии намного позже – в ХVII веке, в основном из числа армян, бежавших из Восточной Армении и, в частности, из Джульфы в 1604 г. С этого периода на территории Индии появляются места компактного проживания армян, святыни и кладбища с надгробиями, содержащими уникальные надписи. Расшифровкой этих надписей и скрытой в них важной и интересной информации занялись специалисты Фонда по изучению армянской архитектуры (ФИАА). В результате экспедиции и дальнейшей кропотливой работы появилась книга-альбом «Эпиграфика важнейших армянских поселений в Индии», которая на днях стала доступной читателям Армении.
-
2024-11-27 10:04
В столичном кинотеатре "Москва" состоялась закрытая премьера фильма французских режиссеров Мехди Идира и Грана Кора Маляда "Месье Азнавур", посвященная жизни и творчеству великого французского певца, композитора, актера и общественного деятеля армянского происхождения Шарля Азнавура. На показе присутствовали члены творческой группы картины Мехди Идир, сопродюсер Жан-Рашид Каллуш, исполнитель главной роли, известный актер Тахар Рахим, дети Азнавура - дочь Катя и сын Николя и другие.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-05-23 10:39
Для внесения вопроса об импичменте в повестку парламента оппозиционным фракциям не хватает одного голоса. С 12 мая в обращение запущены слухи о том, что покинувший фракцию "Честь имею" Ишхан Закарян мог бы подписать соответствующий документ. После его общения с архиепископом Багратом Галстаняном оппозиция не исключает подобное развитие ситуации. В связи с этим мы решили напомнить читателям самые яркие эпизоды карьеры этого политического персонажа.
-
2024-05-22 13:33
22 мая – день рождения командующего операцией по освобождению Шуши, Героя Арцаха, генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна – легендарного Командоса.
-
2024-04-29 16:04
В возрасте 27 лет скоропостижно ушел из жизни спортивный журналист Давид Мартиросян. Эту печальную новость сообщила пресс-служба ФК "Пюник", в котором наш коллега с января 2024 года работал генеральным директором.