К НАМ ИЗ СЕРБИИ - В ПОИСКАХ СВЯТОГО ЗНАКА
По инициативе почетного консула Сербии в РА Бабкена Симоняна в столичном Центре народного творчества им. Ов. Шарамбеяна открылась персональная выставка работ белградской художницы Анамарии Вардапетян. Это вторая экспозиция произведений нашей соотечественницы, устроенная на исторической родине, и четвертый армяно-сербский выставочный проект, реализованный в Ереване Бабкеном Симоняном.
ВПЕРВЫЕ АНАМАРИЯ ВАРДАПЕТЯН ПРИЕХАЛА В АРМЕНИЮ В 2015 г. с выставкой под названием "Жизнь", приуроченной к 100-летию Геноцида. Потомок западных армян из города Карин (Эрзерум), она с детства слышала истории, связанные с этой трагической страницей жизни нашего народа, имеющей прямое отношение к ее семье. Рассказы отца и деда врезались в память, и мысли о прошлом своего народа, частицей которого Анамария с возрастом все больше ощущала себя, все чаще находили отражение в ее творчестве. Дебютная выставка в Ереване была представлена работами на армянскую тематику и с национальной символикой.
- В те дни мое сердце было наполнено не только грустью, но и гордостью за принадлежность к столь великой и сильной нации, за то, что армянский народ сумел преодолеть ужас Геноцида, выжил и сегодня продолжает жить и творить как на родине, так и по всему миру, - сказала Анамария.
Она отметила, что в прошлый приезд исколесила всю Армению, чтобы увидеть ее собственными глазами, почувствовать ее аромат и краски, постичь нутром. Впечатления, проникшие в душу и разум, вылились вскоре в новую художественную коллекцию, получившую название "В поисках святого знака". Тут скрыт еще один смысл: "святой знак" по-армянски - "Сурб Ншан", название церкви близ эрзерумского дома предков Анамарии. Работы этой коллекции были собраны в экспозицию, презентованную на днях в Центре народного творчества. Как отметили сотрудники центра, искусствоведы и почитатели творчества Анамарии Вардапетян, в нынешних работах сильнее ощущается "армянский след" и национальный колорит, более выразительны пейзажи и символы, присущие армянской природе и культуре.
Выставка состоит из двух основных частей. Одна - работы, созданные в современном формате "книга художника", постепенно обретающем все большую популярность в Европе. На этот модернистский жанр художницу вдохновила поэзия современных армянских авторов Ованеса Григоряна, Бабкена Симоняна, Овика Овеяна, Давида Ованеса, Вардана Акопяна, Авага Епремяна и других, с произведениями которых Анамария познакомилась в переводе на сербский язык. Как отметила искусствовед Евгения Калантарян, в "книге художника" как жанре Анамария Вардапетян объединяет визуальное искусство - живопись и повествовательное - литературу, и в этих на первый взгляд несовместимых видах она находит нечто общее, воплощенное в ее живописном творчестве. Она ищет и находит, и в процессе этого крепнет как деятель искусства, мыслит по-новому и творит, смотрит на мир с открытой душой и дарит красоту людям.
В КАЧЕСТВЕ ОТПРАВНОЙ ТОЧКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЦИКЛА ОНА ВЫБРАЛА символику армянского знака вечности - аревахач, точнее, его восьмикрылость. Вардапетян выбрала 8 стихов из 8 книг 8 поэтов, на мотивы которых и написала свои картины-книги. Техника работ - авторская, сделаны они, как и подобает книгам, на бумаге, исписанной пастелью, которой Анамария пользуется в творчестве не так часто. Как отметила художница, знак вечности - постоянный атрибут ее живописи, его можно найти на многих ее работах не только армянского цикла. Для нее армянское восьмикрылое крест-солнце больше, чем национальный традиционный символ: это стремление к свету, к будущему, жизни и развитию, присущее армянам во все исторические времена.
Вторая часть экспозиции - эксклюзивные оттиски с хачкаров и армянских мемориалов, установленных в разных городах Сербии. Сделаны они в технике "фроттаж", которую использовал в своем творчестве еще ее отец, Миодраг Вардапетян, известный сербский художник и художественный оформитель многих книг.
"Вся наша семья - отец, мать, брат и я - представители искусства. Я родилась и выросла в творческой атмосфере, и было бы странно, если бы выбрала иной путь, - рассказывает Анамария. - Унаследовав разные техники работы отца, я продолжила и развила в своем творчестве его начинания. За годы творчества я участвовала примерно в 100 групповых выставках, открыла 41 персональную, реализовала вместе с родными 18 семейных выставочных проектов. Несмотря на то что мама была сербкой, она прониклась историей и культурой армянского народа не меньше нас".
Среди оттисков, привезенных в Ереван, изображения каменных изваяний, свидетельствующих о присутствии в Сербии армян и о сформированной армянской общине с давних времен. Это каменная плита с надписью на сербском и древнеармянском (грабар), датирующаяся 1218 г., установленная в церкви Витовница, куда перевезена, согласно одной из научных версий, из монастыря Орешковци. Среди работ - надгробный камень с надписью 1714 г., обнаруженный в Белграде и свидетельствующий о наличии здесь армянской общины, а также хачкары из городов Нови-Сад и Земун. Как отмечает почетный консул Бабкен Симонян, Анамария Вардапетян не забывает историю армянского народа во всех ее формах - от сугубо армянской летописи до связей с Сербией и дружественным сербским народом. Поэтому ее работы имеют не только эстетическую, но и историческую ценность.
"Она остается верна традициям армянской культуры, отцу, у которого многому научилась, армянскому народу, принадлежность которому с каждым приездом в Армению ощущает все больше. И в свой второй визит она вновь доказывает своим творчеством стремление познать национальные корни, развить национальное самосознание", - отметил Бабкен Симонян.
ПО СЛОВАМ А. ВАРДАПЕТЯН, РАБОТЫ НЫНЕШНЕЙ ВЫСТАВКИ ВОСХОДЯТ К КАРИНУ, где родились и жили ее предки-вардапеты, - духовные учителя, занимавшиеся образованием и культурой. Анамария объединила обе сферы, создав коллекцию "книг художника". В этом ей, безусловно, помог и опыт работы в качестве оформителя книг - эту специальность она преподает в колледже Белградского политехника, профессором которого является уже много лет. Художница считает, что ее нынешние работы - это сгусток армянских красок, в основе которых лежит триколор государственного флага. Интересно, что в картинах и "книгах художника" Анамария Вардапетян использовала оттенки всех цветов - от теплых к холодным. И если первые связаны с ее эмоциональным восприятием родины, то вторые - своеобразное пожелание мира и спокойствия древней армянской земле.
Работы также украшены традиционными армянскими орнаментами и символами. Орнаменты Анамария частично позаимствовала у армянских амулетов - дагдганов, один из которых получила в дар от руководства Центра народного творчества в свой первый приезд в Армению. По ее признанию, они служат украшением ее работ и обеспечивают визуальную притягательность. Символы же содержат в себе философию сочинений армянских поэтов, которая отражает взгляды и мировоззрение народа. Это позволяет ей поднимать в "книгах художника" вопросы, имеющие общечеловеческое значение и космическое звучание, делает ее живописный язык универсальным. Кстати, на экспонатах можно найти и алфавиты - армянский и сербскую кириллицу. Этим Анамария пытается объединить два народа, к которым принадлежит.
Из всей экспозиции выделяются также работы, посвященные семье. Здесь посетители найдут образы Анамарии и ее брата, объединенные не только генетическим сходством, но и едиными армянскими корнями, (полотно "Песнь корня"), а также отца Миодрага Вардапетяна (полотно "Больше, чем...") и других представителей своего рода.
"Хочу поблагодарить всех, кто помог мне организовать нынешнюю выставку, - сказала Анамария Вардапетян. - В мой прошлый приезд работники Центра народного творчества сделали все, чтобы обогатить мои знания об Армении, они помогли мне изучить армянскую символику, и в этом выставочном цикле я использовала многие детали произведений народного творчества, представленных в залах центра. Можно сказать, что центр и его экспонаты сгущены в моих работах, а, значит, выставка "В поисках святого знака" принадлежит этому очагу культуры".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-08-01 09:15
"...И откроется вдруг сокровенная красота...". Сокровенная красота - так называют тайную, сокрытую душу вещей. Которую непременно почувствуешь, но не в первую очередь. Сначала восхищает красота в ее общепринятом, эстетическом смысле - утонченная и изысканная, она завораживает, не давая отойти от выставочной витрины...
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".