ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ МЕЧТА
Успели-таки. Преодолели себя, сделали, наверное, невозможное. Я теперь точно знаю, что такое "с божьей помощью". Это значит: на бога надейся, а сам не плошай. Дело в том, что редко бывает, когда шторм длится со всей мощью пять дней кряду. Уже не тошнит, а появляется зверский аппетит. И как назло сейчас нет на борту кока...
Позвонил уже известный нам незнакомец яхтсмен Каро. Сказал, что со вчерашнего дня следит в интернете за погодой на нашем маршруте: все то же "с порывами – сорок-сорок пять узлов скорость ветра, ураган". И вот что Каро нам обещал. Как только мы завершим наши дела в Уругвае, он со своим сыном выйдет в море, чтобы направиться в Монтевидео. Придет на своей яхте в порт и возьмется сопровождать до столицы, как он сказал, Архентины. Каро даже не предполагал, как он нас обрадовал. Ведь вот уже двадцать тысяч миль мы не можем получить хотя бы один нормальный снимок "Армении". У нас так до сих пор нет хорошего снимка нашей яхты с парусом-флагом со стороны. И вот Каро сам предлагает услуги эскорта.
В общем, успели. Это действительно счастье. Счастье не столько в том, что сдержали слово, данное себе и послу Армении в Аргентине Владимиру Кармиршаляну, а в том, что мы дошли именно до Монтевидео. Сорок четыре года я ждал этого дня. Правда, не знал, что это произойдет 7 декабря, в печальный день памяти жертв Спитакского землетрясения. Может, есть в этом нечто от символа, от мудрости: жизнь продолжается? Мы знали, что в этот час нас ждали жители Монтевидео - наши соотечественники и хозяева, которые организовали нам встречу с военно-морским духовым оркестром.
Увы, мы не могли подойти к причалу, где стояли большими группами встречающие. Это было время отлива, и "Армения" со своей осадкой в два с половиной метра могла сесть на мель. Нам предложили бросить якорь в двухстах метрах от причала. За нами прислали вместительную лодку-паром во главе с нашим послом и капитаном порта. Отошли метров на десять и увидели на причале высокий флагшток с двумя флагами, вытянутыми по ветру, - Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики.
Народу было даже больше, чем в Лос-Анджелесе. В Монтевидео и без того организованный наш народ имел сразу двух организаторов. Это – посол Армении и новоиспеченный почетный консул Армении в Уругвае Рубен Абрамян. Мы уже были знакомы с программой пребывания в городе. Но для нас главное было в том, что мы будем первой официальной делегацией из Армении, которая посетит еще официально не открытое консульство Армении. Осознавали, что это событие поистине историческое. Ведь происходит оно не где-нибудь, а в Уругвае.
Праздник в порту Монтевидео организовали наши соотечественники при активном содействии капитана яхт-клуба Джона Бирда, который выступил со словами приветствия в адрес парусника "Армения" и ее экипажа. Все последние дни я все гадал, кто будет тот самый первый уругваец, в лице которого мы поблагодарим весь народ за нравственный подвиг, который был совершен здесь в 1965 году, когда государство Уругвай первым в мире признало Геноцид армян. Сам Бог сделал этот выбор. Капитан яхт-клуба вручил нашему капитану вымпел. Самвел Карапетян в свою очередь передал своему коллеге сувениры: хачкар и сколок обсидиана с золотистым изображением Эчмиадзина. Вечером послом Армении Владимиром Кармиршаляном и почетным консулом капитан порта Джон Бирд и его коллеги были приглашены на торжественную встречу с общиной.
...Несколько, как говорится, штрихов к портрету города. Сразу по окончании митинга, который проходил под бравурные марши в исполнении морского оркестра, весь экипаж посетил площадь Армении. Прямо-таки архитектурный шедевр. Творчески использована естественная геометрия местности. Взоры в первую очередь устремляются на стоящего на фигурном постаменте мощного бронзового орла, который как бы и готовится к полету, и уже находится в воздухе. Автор – выдающийся скульптор Уругвая Нерсес Унанян. Повторяюсь, орел весь в напряжении. Готовится к полету. Одно крыло орла - сегодняшняя Армения, другое – израненный Спюрк. И вся фигура орла – это устремленность, вера. Стоит он над водой, олицетворяющей Севан, а фоном служит двуглавый Арарат. Забегая вперед, скажу, что Нерсес Унанян известен всему Уругваю. Многие его работы установлены в стране. А сегодня его имя носит одна из красивейших улиц, проходящих буквально рядом с армянской церковью Святого Нерсеса Шнорали, при входе в которую установлен памятник жертвам Геноцида армян тоже работы Нерсеса Унаняна.
На следующий день экипаж отправился по проспекту Армении и по живописным улицам (местами они напоминают улицы Степанакерта) добрались до улицы Унаняна. Затем по проспекту Аграсиада добрались до армянской церкви. Кстати, Аграсиада в переводе с испанского означает "шнорали". И церковь наша названа именем Святого Нерсеса Шнорали - одного из титанов армянского Ренессанса.
Предводитель армянский епархии в Урагвае архиепископ Акоб подробно рассказал об истории общины и церкви, роль которой в жизни пятнадцати тысяч наших соотечественников трудно переоценить. Многие мне рассказывали, как в самые трудные минуты люди обращаются за помощью и советом именно к Акобу србазану. Нес он службу в Германии, Бельгии, а с 1990 года - архиепископ. Меня удивило, что армянский священнослужитель, несущий службу в такой дали от родины, так хорошо знаком с отечественной и мировой литературой.
Рядом с церковью Святого Нерсеса Шнорали – школа и лицей. Отсюда и название: школа - Нубарян, лицей – Манукян. Интересная деталь. Нубарян - это имя легендарного благотворителя и общественного деятеля Нубара Паши. Однако Нубар Паша никакого отношения к школе не имеет. Она была построена на средства супругов Мисака и Арфи Куюмджянов, которые и назвали школу именем почитаемого ими Нубара Паши. Лицей Манукяна – это великолепный комплекс с классами, актовым залом, библиотекой, огромным спортивным залом и плавательным бассейном, где проводятся международные соревнования по многим видам спорта. Достаточно сказать, что комплекс посещают примерно 500 детей. Невольно задумываешься над будущим общины...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-08-28 11:34
Ушла из жизни Галина Нуйкина. Имя это нынешнему молодому поколению, к великому сожалению, мало известно. Не считая, разумеется, исключений. То есть тех юношей и девушек, родившихся в конце девяностых, которые о Карабахском движении новейшего периода знают чуть больше, чем оно должно быть известно по современным школьным учебникам истории. А вот старшее поколение Арцаха - поколение восьмидесятых-девяностых, которому пришлось пережить время военного лихолетья, вторгшегося в жизнь арцахцев по злой воле Азербайджана после распада СССР, Галину Нуйкину знало не иначе как в связи с Карабахским движением. Ибо Галина Нуйкина это время пережила вместе с ними.
-
2019-01-18 11:52
Как жаль, что стала я теперь другой, Суровой и карающей я стала ... Сильва Капутикян
-
2018-06-11 15:17
Майский солнечный день 1949 года. Я четырнадцатилетним подростком видел, как ведут по центральной улице крохотного тогда Степанакерта целый строй людей в сопровождении вооруженных конвоиров. Все лица были знакомые. Некоторые были одеты в потертую военную форму. То были бывшие фронтовики.
-
2018-03-12 17:57
Армен Назарян не без гордости подчеркивал, что предки его из Нахиджевана и Карабаха. Отец, Айрапет Назарян, был крупным ученым-биологом. Мать, Зинаида Кабриелян (Назарян), была известным библиотекарем. И не мудрено, что Армен, окончив Ереванский государственный университет, стал настоящим ученым.