Последние новости

"НЕ МОГУ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ ИЕРУСАЛИМ БЕЗ АРМЯН"

Сотрудник лаборатории мир-системного и геоцивилизационного анализа Российско-Армянского университета Владимир РУЖАНСКИЙ родился в Одессе, окончил там университет, 26 лет прожил в Израиле, потом переехал в Армению и решил остаться здесь навсегда.

Исследования, которыми он занимается, связаны с фронтирными зонами, к числу которых относятся Израиль, Армения, Арцах, а также… Армянский квартал Иерусалима.

Список этот можно продолжать долго. В нынешнем неспокойном мире слишком много противостояний и непримиримых позиций. Однако народы, находящиеся по разные стороны фронта, редко задумываются о том, что их связывают историческое прошлое, взаимопроникновение культур, человеческие контакты...

- Г-н Ружанский, расскажите, пожалуйста, об армянах Израиля.

- Армяне живут на Святой земле с IV века нашей эры, что подтверждается данными археологии, но они, несомненно, присутствовали там и раньше. Тигран Великий завоевал Палестину, которая находилась под его властью 14 лет, и, конечно же, уже тогда там жили армяне. И в Иерусалиме, и в Вифлееме, находящемся на территории Палестинской автономии, армянам живется непросто, их численность сокращается. Сегодня в знаменитом Армянском квартале Иерусалима проживает порядка тысячи человек, но они держатся и сохраняют свои традиции. И евреи, и палестинцы, и греки должны понять, что армяне - неотъемлемая часть Святой земли. Для меня Иерусалим без армян - это все равно что Одесса без евреев. Армения - первое христианское государство мира, и именно армяне построили на Святой земле первые христианские храмы и монастыри.

Первая в Иерусалиме типография тоже была армянской, и там печатались не только армянские книги. Четыре королевы Иерусалимского королевства были армянками. С присутствием армян на Святой земле связан огромный культурно-исторический пласт, который нуждается в глубоком изучении и сохранении. Причем это касается не только прошлого, но и настоящего.

Хотел бы подробнее остановиться на армянской школе Святых переводчиков в Иерусалиме, в которой училось много известных людей. Например, Оган Дурян - знаменитый армянский дирижер и композитор. Это особое учебное заведение, считающееся одним из лучших не только в Израиле, но и на всем Ближнем Востоке. Уровень преподавания там очень высокий, обучение ведется на четырех языках: армянском, иврите, английском и арабском. Там учатся не только армяне, но и арабы-христиане. Школа имеет британский сертификат, что позволяет ее выпускникам поступать в престижные вузы, начиная с Иерусалимского университета и Американского университета в Бейруте и кончая лучшими университетами Англии и США. Эта школа была открыта в 1929 году, что было связано с прибытием в Иерусалим большого числа беженцев, спасшихся от Геноцида. Однако и до 1929 года армянские учебные заведения в Палестине были, включая школу девушек при армянском женском монастыре, основанную в 60-х годах ХIХ века.

 Армянские беженцы, нашедшие пристанище в Иерусалиме, внесли огромный вклад в историю города. Причем ни один человек не остался на улице и без куска хлеба. Сначала о них позаботились служители армянского храма Святого Якова (Сурб Акоб). Монахи предоставили беженцам даже свои кельи.

- Чем примечателен Армянский квартал Иерусалима?

- Там особая атмосфера, своеобразная архитектура, память о Геноциде… Повсюду плакаты на трех языках с требованием признания Геноцида. Но более всего туристов привлекают в Армянском квартале керамические мастерские Каракашяна - Бальяна, основанные в 1922 году армянскими беженцами, спасшимися от Геноцида. Одним из тех, кто сохранил традиции западноармянской керамики, был Давид Оганесян, приглашенный в Иерусалим англичанами для реставрации знаменитой мечети Омара. Несмотря на высокие цены, изделия армянских мастеров пользуются колоссальным спросом. И неудивительно. Скажу без преувеличения: каждая работа - произведение искусства. Обращаясь к библейским сюжетам и традиционной символике, современные мастера вводят в свои работы и новые элементы. Сегодня Иерусалим - единственное место, где сохранились керамические традиции западноармянских городов Изник и Кютахья.

- Армяне Иерусалима интегрированы в местное общество или живут замкнутой общиной?

- Иерусалим по-живому расчленен по этноконфессиональному признаку, и каждое сообщество в этом многоликом городе живет своей внутренней жизнью. Тем не менее армяне и в далеком прошлом, и в новое время оказывали большое влияние на еврейскую культуру. Достаточно сказать, что первый профессиональный театр на иврите создал армянин.

- Каким образом?

- Этим человеком был выдающийся режиссер Евгений Багратович Вахтангов.

- Думаю, в Армении мало кто знает об этой странице его творческой биографии. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- В 1912-1914 годах в польском городе Белостоке местный учитель иврита Нахум Цемах организовал любительский театр, спектакли которого шли на иврите. Это было началом национального театра Израиля - Габимы. Цемах, несомненно, был человеком одаренным, имел особое творческое чутье. Он был директором и художественным руководителем театра, сам подбирал актеров, репертуар. Труппа гастролировала по всей Польше и имела огромный успех. Тогда у Цемаха возникла идея превратить коллектив в профессиональный. В 1917 году театр переехал в Москву, и Цемах обратился к Станиславскому с просьбой обучить труппу актерскому мастерству. Константина Сергеевича заинтересовала идея играть спектакли на библейские сюжеты на языке оригинала, но он был очень занят и передал труппу своему ученику Вахтангову.

Евгений Багратович тоже был перегружен и все же взялся готовить из любительской труппы профессиональных актеров. Он отдавал этому коллективу много времени и сил, хотя знал, что в планах труппы переезд в Палестину. Чтобы работать с актерами более эффективно, Вахтангов даже брал уроки иврита у главного раввина Москвы Якова Мазе. Кстати, интересная деталь. После переезда Габимы в Палестину в этот театр стремились попасть еврейские актеры и из других стран, но кандидатуры рассматривались только в том случае, если актер мог без акцента, по-русски произнести: Владимир Ильич Ленин. Такова была специфика времени. С труппой ивритского театра (еврейских театров в Москве в это время было два: Габима - на иврите и ГОСЕТ - на идише) у Вахтангова сложились самые теплые отношения. Актеры с гордостью называли себя вахтанговцамии не только в это время, но и после переезда в Палестину.

Вахтангов учил их театральному мастерству, они знакомили его с тонкостями быта еврейского местечка… Особый успех театру принесла постановка пьесы "Гадибук", написанной еврейским драматургом Семеном Анским - Шлоймэ-Занвлом Раппопортом. В основе пьесы лежала древняя еврейская легенда о душе умершего злого человека -Дибуке, а сюжет был достаточно тривиальный: печальная история любви дочери богача и бедного юноши. Но в постановке Вахтангова пьеса прозвучала как шекспировская трагедия. Готовя этот спектакль, тяжело больной Вахтангов практически не спал, репетировал по ночам, досконально отрабатывал с актерами мимику, жесты... Премьера имела огромный успех, присутствовали Станиславский, Шаляпин… Премьера "Гадибука" состоялась за четыре месяца до смерти Вахтангова, 31 января 1922 года. В 30-е годы театр с большим успехом гастролировал в Европе и США. Созданный Вахтанговым шедевр играли на сцене Габима в течение сорока лет, и это, пожалуй, и сегодня остается самым большим творческим достижением театра на иврите.

Сегодня Габима - это национальный театр Израиля, первый профессиональный театр на иврите, созданный армянином Вахтанговым, который сумел не только обучить труппу актерскому мастерству, но и передал ей свойственную армянам способность интегрироваться в другие культуры.

Можно привести и много других интересных примеров. Вопросу влияния армян на еврейскую культуру будет посвящена моя лекция, которая состоится в РАУ в ближайшее время. Ее смогут послушать все желающие, вход свободный.

Пользуясь случаем, я бы хотел обратить внимание на то, что армяне Иерусалима нуждаются в особой поддержке со стороны родины. Контакты есть, но их нужно активизировать. Эти люди, создавшие и сумевшие сохранить огромные культурные ценности, живут в прифронтовой зоне - то, что мы называем фронтирной средой. Армянский Иерусалим следует глубоко изучать. Это множество памятников истории и архитектуры, Матенадаран и огромная библиотека при армянской патриархии, насчитывающие века культурные и образовательные традиции… Это богатейший и интереснейший материал для исследований. Нужно сделать все, чтобы армяне остались на Святой земле. Не могу представить себе Иерусалим без армян.

Основная тема:
Теги:
  • Эдвард 10-Мар-2019
    Спасибо за отличную статью! ........ Знаете, я вот никак не могу понять, почему евреи относятся к нам--армянам так враждебно?? В чем причина?? Ведь во всем мире, повторяю, во всем мире, ни один народ, как мы-армяне, не относятся к евреям так дружелюбно. ЭТО___ФАКТ!! Мне было 50 лет, я окончил 2 института, и НИГДЕ не слышал слово "антисемитизм" в Армении. НИКОГДА! И не только я, а все мои друзья, родственники, соседи. Это---чистая правда! И теперь, хочу понять , в чем причина ?? Пусть кто-нибудь хотя бы объяснит эту ничем не оправданную нелюбовь евреев к нашему народу! Что случилось?? В чем мы провинились?? КОНКРЕТНО. ПОЖАЛУЙСТА! ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ МЕНЯ!!
    Ответить
  • Владимир 12-Мар-2019
    По-моему, это ещё одно заблуждение. Нормальные евреи всегда относились к армянам с уважением. Не стоит ориентироваться на религиозных фанатиков.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ЛИКВИДАЦИЯ НАУКИ ВСЕГО ЛИШЬ ОТЛОЖЕНА
    2024-11-21 09:52

    В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.

  • АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ
    2024-11-19 09:31

    В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.

  • АРМЯНЕ КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
    2024-11-15 10:26

    В интервью "ГА" доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом востоковедения Института древних рукописей Матенадарана Кристине КОСТИКЯН рассказывает о том, какую роль играли армянские купцы в развитии экономики Ирана в период правления династии Сефевидов.

  • НА ПУТИ К ГЕНОМНОЙ МЕДИЦИНЕ
    2024-11-02 10:13

    В интервью «ГА» директор Армянского института биоинформатики, кандидат биологических наук Лилит НЕРСИСЯН говорит о перспективах развития биоинформатики в Армении.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
    2024-11-20 10:25

    Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

  • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
    2024-10-29 10:55

    С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

  • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
    2024-05-17 11:01

    "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

  • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
    2024-04-13 10:02

    Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.