Последние новости

СВЕТ ИСКУССТВА МАРИАМ АСЛАМАЗЯН

ХХ век подарил нам немало ярких, неординарных армянских живописцев. Имена этих корифеев на слуху: Мартирос Сарьян, Седрак Аракелян, Ваграм Гайфеджян, Акоп Коджоян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. Сейчас из полузабытья выступают фигуры их учеников и наследников. В их ряду и прекрасный живописец и график Мариам Асламазян.

 СВЕТ ИСКУССТВА МАРИАМ АСЛАМАЗЯНВ РЯДУ классических армянских живописцев она занимает свою особую нишу. Мариам Асламазян ни на кого не была похожа, хотя нить традиций перенимала из первых рук, да еще каких! Училась у таких выдающихся педагогов, как С. Аракелян и С. Агаджанян, в Москве во Вхутеине ее педагогами были Н. Удальцова и А. Древин, В. Фаворский и А. Гончаров, С. Герасимов и М. Родионов. Но больше всех ей запомнился К. Истомин. В Санкт-Петербурге Мариам Асламазян училась у самого Петрова-Водкина,  а в аспирантуре там же у профессора А. Савинова. Увлекалась она Матиссом, Гогеном, древней русской иконой и средневековой армянской миниатюрой. Вот на этой широкой основе выросло и развивалось ее творчество. Собственно, обширность пространства, с которого она собрала, может, по капле живительный сок для своего искусства, всегда оставалась для нее необходимым условием работы.

Прославившая современность, Асламазян одухотворяла и природу, и быт, и человека как равно сопряженные части жизни. Но в последний период творческой жизни люди на ее полотнах, по выражению  художника Александра Григоряна, "дышали, подобно самой Мариам, здоровьем, силой и радостью жизни". Мариам Асламазян была талантом от Бога, человеком с щедрым и чутким сердцем, страстно любящим жизнь и людей. Она по жизни была яркой личностью, в живописи же - виртуозна и человечески уникальна.

Глядя на работы в ее музее в Гюмри, куда я попала с группой искусствоведов из разных стран, видишь не только мастерство, но и красоту, правду большого искусства. В этом доме она когда-то жила с семьей и сестрой Ерануи, тоже художницей. Теперь это музей двух ярчайших художниц, открытый солнцу, ветру и взору прохожего. Яркий декор на фронтоне утверждает силу и радость бытия. А внутри - собрание картин, графики, витражи и декорации к спектаклям по эскизам Мариам. Все что в этом музее хранит след их энергии, в каждой картине, графическом листе, - след их щедрости. Тут угадываются непроторенные пути-дороги.

 СВЕТ ИСКУССТВА МАРИАМ АСЛАМАЗЯНМАРИАМ (сегодня речь только о ней) жила, не признавая ни усталости, ни возраста и не умея отдыхать, не замедляла темпа и своей жизни. Она оставалась молодой даже в преклонном возрасте, и молодость ее была незаемной. Эта молодость - итог труда, опыта жизни, сохранности чувств. М. Асламазян работала с поразительной для ее лет энергией, и великий артистизм никогда не ослабевал в ее творчестве. Бесконечно живая в каждой своей картине, в каждом рисунке, она творила с тем упорством и убежденностью, когда сама работа помогала ей жить дальше.

Рассматривая одну за другой картины Асламазян разных периодов - "Долина Арарата", "Мать-героиня", "Арарат, раннее утро", "Курдянка - сирота Рахмат", многочисленные натюрморты и графические листы, эскизы театральных декораций, которые кажутся фрагментами гигантского, протянутого через десятилетия жизни, видишь красочное панно с весенней землей, цветущими садами, просторами долин, скалами, видишь личность большого художника-лирика. За всем этим - огромное уважение к человеческому труду, любовь к людям, радость творчества и духовная раскрепощенность. Живопись ее пронизана оптимизмом, светом и воздухом. На примере ее жизни убеждаешься в том, что быть художником - значит отдать искусству всю жизнь.

В цикле, посвященном войне, Асламазян показала себя не только мастером портрета, лирического пейзажа и натюрморта, но и открыла иную грань своего таланта: умение создавать большие монументально-декоративные композиции. Работа в области монументальной росписи длилась около двадцати лет. За это время Мариам вместе с сестрой Ерануи украсила огромными панно павильон Армении на ВСХВ, Музея земледелия МГУ и кафе "Арарат" в Москве.

 СВЕТ ИСКУССТВА МАРИАМ АСЛАМАЗЯНЧТО поддерживало в художнике неутомимую жажду видеть и чувственно познавать пластику и цветовую музыку мира? На этот вопрос, наверное, нельзя дать исчерпывающего ответа. И все же, чтобы глубже постичь ее живопись, осознать ее почвенное естество, необходимо увидеть край, где она родилась, - Ширак, давший Армении многих выдающихся деятелей культуры. На этой сухой, каменистой земле она впервые услышала восточную симфонию звуков и красок, увидела грядущие образы своего творчества, полюбила живопись страстно, на всю жизнь.

Мариам Асламазян жила в Москве, много путешествовала. Многочисленные поездки в страны Африки, Азии (художница побывала в Индии, Китае, Японии, Египте, на Берегу Слоновой Кости, на Мадагаскаре, в Конго и других странах) составляют неотъемлемую часть ее творчества. Но, видно, так уж устроен человек: вовек благословенно для него лишь то, что ему сродни. И Мариам Асламазян взирала на эту красоту и была к ней приветлива, радовалась ей. Внутренним взором она видела ту землю вдали, что была единственно своей навечно, как душа.

РЯДОМ с вершинами Арарата живут в полотнах Асламазян простое дерево и речушка, желтые листья осени и декабрьские морозы, тропинка армянских предгорий, долины и сады на рассвете или в сумерках, узкие улочки восточных городов, уникальные исторические памятники Индии и Китая, Праги и Братиславы, Бухареста и Тбилиси. С большим лирическим чувством она рисовала и другие города, по которым путешествовала. Она передала свое восхищение, удивление и преклонение перед творениями рук человеческих. В них выражена несокрушимая вера художника в жизнь, в ее созидательные истоки, ее мудрый смысл.

Бывают в истории искусства периоды, когда бурно развивающееся новое заслоняет на время художественные ценности недавнего прошлого. Но не может быть забыто творчество, в котором с поразительной искренностью воплощена красота. Поэтому нам дорого и близко творческое наследие народного художника СССР и Армении Мариам Асламазян, связанное с родной землей, с традициями национальной и мировой культуры, проявившее силу ее таланта и незаурядный характер. Искусству Асламазян дана власть останавливать время и преодолевать трагизм действительности. Это подтверждает и музей сестер Асламазян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКА, РОЖДЕННАЯ XX ВЕКОМ
      2020-01-17 11:36
      772

      Среди круглых дат этого года - 90-летие выдающегося композитора Эдгара ОГАНЕСЯНА. Его музыка давно стала частью нашей духовной культуры. Он один из самых интересных мастеров второй половины XX века.

    • "ХОСРОВИДУХТ ИЗ ГЛУБОКОГО ПРОШЛОГО"
      2020-01-14 11:30
      2049

      Так назвал композитора Гегуни Читчян Тигран Мансурян, выражая свое уважение и признательность к ее творчеству, "каторжному труду", какое всегда было к славной женщине-творцу. "Как для любого композитора, так и для Г. Читчян радость создания музыки - это "каторжный труд". Действительно, какие грани внутреннего напряжения должны быть, чтобы создать такую живую, трепетную, глубоко пережитую музыку. Хосровидухт из далекого прошлого".

    • ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА
      2020-01-09 13:36
      3255

      Этот яркий, выполненный на самом высоком полиграфическом уровне альбом вышел в самом конце ушедшего года. Такого совершенного издания у нас не было с тех пор, как не стало искусствоведа Генриха Игитяна.

    • УХОДЯЩИЙ ГОД: ЯРКИЕ СОБЫТИЯ, ФАКТЫ
      2019-12-27 16:43
      7828

      В музыкальном отношении нынешний год был, как, впрочем, и всегда, достаточно насыщенным: было множество концертов, гастролей, выставок. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: не дать забыть конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕРЕВАН АЛЕКСАНДРА МКРТЧЯНА
      2020-01-13 10:55
      1310

      "С неравнодушием к архитектуре" - именно так охарактеризовал свое творческое кредо известный художник-урбанист Александр Мкртчян, чьи многочисленные "гимны Еревану" на холсте популярны в Армении и других странах мира. Уже много лет Александр воспевает город, в котором родился и вырос, привлекая внимание зрителя к разным уголкам столицы и ее архитектурным сооружениям. И делает он это в технике, которую долго искал.

    • ОБРАЗЕЦ ВЫСОКОГО МАСТЕРСТВА
      2020-01-09 13:36
      3255

      Этот яркий, выполненный на самом высоком полиграфическом уровне альбом вышел в самом конце ушедшего года. Такого совершенного издания у нас не было с тех пор, как не стало искусствоведа Генриха Игитяна.

    • ЛУННАЯ СОНАТА АШОТА АРАМЯНА
      2019-12-23 12:18
      2569

      Экспозиционный анонс перед выставкой – не типичное явление для армянской действительности. Тем не менее он состоялся благодаря скульптору и художнику Ашоту Арамяну, решившему познакомить друзей и коллег с новой коллекцией своих картин, которые сразу после анонса отправились в аэропорт для доставки в Москву. В российской столице их ожидает большой показ в престижной галерее "Полет", название которой как нельзя лучше подходит к нынешнему циклу.

    • РОМАН С ПЕТЕРБУРГОМ
      2019-12-19 12:45
      2550

      Серые, вгоняющие в хандру пасмурные пейзажи, контрастирующие с величественной имперской впечатляющей архитектурой, - образ Северной столицы России совершенно ясный, чего не скажешь о ее погоде. Именно таким предстает Петербург перед восхищенным неофитом. Но что, если взглянуть на него под другим углом? Ведь многие достопримечательности города в силу туристической раскрученности затмевают собой не менее прекрасные архитектурные сооружения, которые упоминаются как бы не в первую очередь.