Последние новости

"ФОРМА ЦВЕТА. ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РОКОКО" -

так называется выставка, открытая в Национальной картинной галерее Армении

Один из важнейших феноменов культуры - выставки, вынесенные на всеобщее обозрение произведения искусства, вызывающие живой диалог настоящего с прошлым. И независимо от реакции публики, пусть даже порой и неподготовленной, зерно при этом попадает в почву, незримо прорастает в ней, оказывая реальное воздействие на развитие художественных вкусов и - шире - на весь ход культурно-исторического процесса.

ВОТ И ВЫСТАВКА "Форма цвета. От Возрождения до Рококо", представляющая произведения знаменитых итальянских мастеров XVI-XVIII вв. из Национальной галереи старинного искусства Триеста, открытая в четырех залах главной галереи Армении, имеет непреходящее значение. Она открыта по инициативе посольств Италии и Армении и проходит под патронатом премьер-министра Никола Пашиняна. В экспозиции - 55 живописных и графических работ талантливых итальянских художников эпохи Возрождения и последующих периодов европейского искусства.

Экспозиция живописи и графики дает возможность заглянуть внутрь минувшего времени, увидеть его сложность и парадоксальность. И вот "из тьмы былого" благодаря искусству старинных мастеров перед взором оживают страницы истории, мысли и чувства, надежды и тревоги людей далекого прошлого. Уникальность этой экспозиции заключается в том, что работы эти долгие годы не экспонировались.

 Выставка 'Форма цвета. От Возрождения до Рококо'Все четыре зала завораживают. Высокие образцы живописи таких ярких мастеров, как Джованни Лоренцо Бернини, виднейшего архитектора, скульптора и живописца своего времени, создателя стиля барокко, Помпео Батони, самого успешного и востребованного живописца XVIII века, родоначальника парадного портрета в стилистике классицизма, Якобо Робусти (Тинторрето), Гверчини, Рубенса, Бернардо Строцци, Франческо Маффои. Их работы большинство из нас знали исключительно по репродукциям, как и других известных мастеров.  Это значит подойти к ним совсем близко, мысленно представить художников: проникнуться миром беспокойных, высоких страстей - и нам невольно передаются душевное напряжение авторов этих уникальных картин, их страстное ощущение жизни. Конечно, эта экспозиция в недостаточной мере отражает высочайшие достижения эпохи барокко и классицизма в истории мирового искусства. Но определенное представление об общем ходе эволюции, об отдельных этапах, школах и мастерах она все же дает.

НАИБОЛЕЕ широко на выставке представлена Венецианская школа. Венецианская живопись обычно меньше заботилась об изображении действия, чем о передаче прекрасного, уверенного в себе человеческого существа. Картины венецианских мастеров, окрыляемые поэзией, открывают нам новые миры чувственной жизни. Многие из них, в особенности Тинторетто, облекают свои картины тем нежным, мечтательным, лирически-волшебным настроением, которое в буквальном смысле разлито в воздухе Венеции. Венецианские художники заботились прежде всего о красочном впечатлении картин-пейзажей, представленных как сновидения. Особенно больших успехов достигли они в портретной живописи. Перед нами произведения, в которых жива энергия творческой души художника, с одержимостью преданного своему делу, размышлявшего о неразрешимых вопросах жизни и искусства, с болью совести, свойственной не только крупным мастерам, но и всей культуре в целом.

Как известно, в XVII веке Италия переживала кризис, но ее живопись находит в себе силы не только для дальнейшего развития, но и в своем стремлении к новому оказывается способной на создание переходных форм к следующей художественной эпохе. Работы венецианских художников, как произведения всяких больших мастеров, волнуют непосредственным соприкосновением с живой мыслью творца. А в XVII веке существует не одна, а две параллельно развивающиеся системы:  барокко и классицизм. Оба эти направления находятся в довольно сложном взаимодействии, демонстрируя множество градаций. Чрезвычайно ярко выражена роль барокко в итальянском зодчестве и в пластике.

Высокий художественный подъем пережили в XVII столетии многие страны Европы, охватив все разделы пластических искусств, архитектуру, скульптуру, живопись, графику и декоративно-прикладное искусство. Среди других эпох XVII век выделяется исключительным разнообразием художественных явлений и творческих индивидуальностей. Среди величайших мастеров этого столетия Караваджо и Бернини в Италии предстают перед зрителями в окружении работ многих их выдающихся современников.

 Выставка 'Форма цвета. От Возрождения до Рококо'Искусство барокко - искусство патетическое по самой своей сути. Барочный образ - это всегда образ на пьедестале: подлинное величие сливается в нем с откровенным возвеличиванием. Это присутствует не только в тех полных искусственной выспренности созданиях, которые возникали в русле барокко, маскируя свою пустоту и бездушие чисто внешним использованием всего арсенала барочных приемов. Возведение на пьедестал мы видим и в пластических образах многих художников, по-настоящему значительных в своем трагическом раздвоении, и в пышущих жизнью созданиях фламандских живописцев.

В ЭКСПОЗИЦИИ барокко представлено прежде всего великолепной работой "Снятие с креста" основателя этого направления Джованни Лоренцо Бернини. Бернини был необыкновенно одаренной личностью, о котором говорили: "Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый панъевропейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определенной манерой и видением и чье влияние было непомерно сильным". Кроме того, Бернини был и художником, и сценографом, писал пьесы, играл в них.

В этом разделе мы знакомимся также с работами Пьетро да Кортона - одним из самых ярких представителей эпохи барокко, создателем пышных театрализованных фресковых ансамблей во дворцах Рима и Флоренции. В ряду лучших его живописных произведений "Мадонна со святыми", в которой воплотилось все великолепие алтарного барочного образа. В золотистом солнечном пространстве словно ощущается движение всех фигур. Пристрастие барокко к сложным символам указывает и богатое аллегорическое содержание.

Триумфы, аллегории, исторические сцены, баталии - все эти вариации некоего единого панегирического жанра богато представлены в творчестве многих выдающихся и рядовых мастеров: Караччи, Гвидо Рено, Гверчино, Пьетро да Кортона. Барокко содействовало развитию таких новых жанров, как пейзаж и натюрморт. Пейзажные композиции с романтизированно-драматической окраской мы встречаем у Сальватора Розы. Что касается барочного натюрморта, то он известен нам по работам Джузеппо Рекко и Джованни Баттиста и Руопполо с оттенком приподнятости, с чувством красочного великолепия предметного мира и тонким проникновением в жизнь вещей.

Обращают на себя внимание и работы Бернардо Строцци, прозванного Каппуччино, итальянского живописца сиенской школы Содомы, принадлежащего к художникам Высокого Возрождения и раннего маньеризма.

КАК ОТМЕТИЛ на открытии выставки премьер-министр Никол Пашинян, "эта выставка продолжает существующую традицию представления итальянской культуры обществу Армении в разных форматах. История государственных отношений, дружбы и культурного взаимодействия между армянским и итальянским народами, которые представляют древние цивилизации мира, богата и имеет многовековую историю, и вполне закономерно, что кроме подобных взаимных контактов в сфере культуры наши страны также активно сотрудничают в сфере сохранения и реставрации культурного наследия. Питаемые одним и тем же духовным наследием, имеющие схожую систему ценностей от Киликийской Армении до Венеции и острова Св. Лазаря, многочисленные почитаемые деятели светского и духовного сословия подняли армяно-итальянские отношения на высокий уровень, и теперь у нас сильный и надежный тыл сегодня..."

Выставка итальянских старинных мастеров в Национальной картинной галерее Армении продлится до июня. Так что спешите посмотреть. Культурный имидж Италии был, есть и будет в мире на вершинном уровне.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41
      3762

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.

    • НЕ СТАЛО ЛЕГЕНДЫ БАЛЕТА
      2021-06-07 11:24
      6270

      4 июня остановилось сердце одного из ярчайших артистов, танцовщика, балетмейстера, народного артиста Армении, лауреата Государственной премии республики, обладателя медали Мовсеса Хоренаци и ордена Св. Месропа Маштоца - Вилена Шмавоновича ГАЛСТЯНА. Невероятного, выдающегося, непревзойденного, поразительного, а главное - такого любимого артиста с нами не будет больше никогда.

    • НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ТАЛАНТ
      2021-06-03 10:20
      5918

      3 июня Александру АРАКСМАНЯНУ исполняется 110 лет Невозможно вновь испытать те эмоции, что захлестывали зал, когда шли спектакли по пьесам Александра Араксманяна. Они давно сошли со сцены, и нет среди нас их создателя. В театре действительно нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Изменилось время. Появились иные властители сцены. Но память об этой уникальной личности не тускнеет.

    • ИСКУССТВО ВЫСОКОЕ НЕ ПРОХОДИТ (Видео)
      2021-06-01 10:06
      6081

      К 30-летию со дня смерти Даже то, которое нельзя зафиксировать и передать поколениям, оно живет все равно - живет в благодарных воспоминаниях, в памяти тех, кто ее видел и слышал. Сегодня, 1 июня, день рождения народной артистки РА Лусинэ ЗАКАРЯН.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОНИ ЖИЛИ - ОНИ ТВОРИЛИ КУЛЬТУРУ
      2020-09-19 15:00
      3900

      История страны, история культуры, история Еревана - ее делают люди… Они родились плеядно в середине века прошлого, и каждый выпукло светился, отраженный светом остальных за спиной. Они не просто творили искусство своего времени - они были озонаторами города, его красками, его благородным представительским лицом. Они были не частью атмосферы - держателями его культурного и интеллигентского градуса, лакмусом его совести.

    • МАГИЧЕСКИЙ ИНСТИНКТ ВАРДУИ ХАЧАТРЯН (ВИДЕО)
      2020-06-09 07:24
      1117

      «По жизни и по искусству надо пройти своей походкой» - любил повторять один из известных танцоров. Так , своей походкой идет наша соотечественница, меццо-сопрано, лауреат международных конкурсов, президент ассоциации «Аветис» Вардуи Хачатрян.

    • МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРВЕНЕЦ НА СТОЛЕ У ЧИТАТЕЛЯ
      2019-09-30 10:59
      1437

      В Национальной Академии наук РА 26 сентября, когда армянская общественность отмечала день рождения великого Комитаса, собрались видные представители нашей музыкальной общественности. Однако поводом послужил не юбилей Вардапета. В этот день известные деятели отечественной музыки отмечали рождение уникального музыкального "первенца" - упитанного тома Энциклопедии армянской музыки, презентация которой и состоялась в Академии наук.

    • ЭТО БЫЛ УНИКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ
      2019-08-02 14:17
      6209

      Горестная весть пришла из Москвы. В 82 года скончался народный художник Российской Федерации, Украины и Армении, лауреат Ленинской премии Фрид СОГОЯН. Он прожил яркую и долгую жизнь, наполненную работой, интересными событиями, встречами и дружбой с лучшими людьми своего времени.