Последние новости

"ОЖИВШЕЕ ИСКУССТВО" - И ДЫШАТ ПОЧВА И СУДЬБА

Если суббота начинается в понедельник, то Ночь музеев в Ереване началась в 18:00 в Парке влюбленных. Именно здесь взял старт проект "ОЖИВШЕЕ ИСКУССТВО - ART ALIVE", придуманный и реализованный директором Центра детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна Вааном БАДАЛЯНОМ и его "Маленьким театром" при финансовой поддержке посольства США в Армении.

"Цель проекта "Ожившее искусство" - популяризировать с помощью актуальных и креативных подходов историко-культурное наследие Армении и способствовать осознанию его места и значения социумом", - гласил постер.

 'ОЖИВШЕЕ ИСКУССТВО' - И ДЫШАТ ПОЧВА И СУДЬБАКАК ЭТА КОНДОВАЯ ФРАЗА ВОПЛОЩАЛАСЬ В ЖИЗНЬ? Как и "Ожившее искусство" - фантастически! В Парк Влюбленных шли и шли люди - не только держащиеся за руки юные пары. Ереванцы и гости столицы. Молодые и пожилые. Целыми семьями и по одиночке. Телефоны наизготовку у всех - чтобы запечатлеть эти миги неожиданно открывающегося таинства. Миги сокровенной красоты.

По периметру парка расположились огромные рамы картин. В "Красной комнате" Гарзу под экспрессивный, рвущийся ритм Пьяцоллы персонаж венецианского карнавала интригующе-медленно приближается к окну, за которым сияет сине-желтый пейзаж Венеции. Словно ведомая волшебной палочкой в собственной руке, Маска продолжает движение-кружение. Тончайшая паутина рисунка - точно живая нить судьбы. В алой атмосфере комнаты поразительное соединение покоя и опасности. Жизнь - прекрасная сказка, иногда со страшным концом. Играющая формами жизнь, запечатленная в картине матера, которая в этом "оживленном" варианте становится если не понятной, то, по крайней мере, производящей колоссальное впечатление даже на абсолютного неофита.

"Впервые я реализовал этот проект в 18-ом году. В ходе своих зарубежных поездок, каждый раз завидовал тому, как сегодня музеи презентуют свои сокровища, синтезируя все виды искусств, чтобы приобщить к ним зрителя. Хотелось сделать что-то подобное. Четыре года назад "Ожившее искусство" было реализовано в музеях Сарьяна, Кочара, Каленца, Национальной картинной галерее, Центре искусств Гафесчяна и галерее "Арев". Проект длился целую неделю, зритель каждый день менял локацию. Это был эффект снежного кома - каждый день прибавлялось порядка 800 человек. Тогда мы сделали небольшой фильм, который по сей день держит рекорд по количеству просмотров в контексте искусства Армении, - рассказывает Ваан Бадалян. - Теперь появилось желание, а главное возможность все повторить. На этот раз я взял уже новые музеи. Во-первх, Современного искусства, который в этом году отмечает свое 50-летеие и юбилей, 90 лет, своего основателя Генриха Игитяна. Отсюда "Красная комната" Гарзу, "Джаджур" Минаса и "Женщина с зеркалом" Акопа Акопяна - с детства моего любимого художника. 25-го числа мы попробуем "оживить" "Цвет граната" в стенах музея Параджанова". А 29-го поедем в Гюмри, где в Доме Дзитохцянов попытаемся возродить атмосферу Александрополя".

В последние годы арт-пространства, увы, убедились, что горе высокого искусства грозит парить в своих эмпиреях в гордом одиночестве, что Магомет не склонен к этой горе идти, что гора должна сама идти на поклон, стать обаятельной и привлекательной. И наши музеи понемногу начали искать иные пути. В желтой майке лидера здесь, наверное, Дом-музей Туманяна. Здесь уже много лет существует павильон лазерного шоу, где "оживает" сам Туманян, осуществляется множество параллельных программ вплоть до кофепитий в историко-культурном контексте. Интерактивные программы "Виртуальный дирижер" и "Мой симфонический оркестр" работают в Доме-музее Спендиарова - тут можно на пару минут поруководить целым оркестром. Подтягиваются и другие галереи и музеи. Но ведь не у всех есть на это средства. А главное - не у всех есть Ваан Бадалян.

Ведь поставленные им перформансы - это не просто "оживление", прекрасное и притягательное полотно, которое обрело плоть и научилось двигаться. Это потрясающее проникновение в суть вещей - картина и ее метафора, ее неявный затаенный смысл. Перформансы, которые в коротком пластическом решении все выявляют и объясняют ничуть не хуже, чем страницы искусствоведческого текста. Хотя тексты в Парке Влюбленных тоже были - стенды с краткой биографией автора, анализом-рецензией картины и соответствующей цитатой Генриха Игитяна...

 'ОЖИВШЕЕ ИСКУССТВО' - И ДЫШАТ ПОЧВА И СУДЬБАВ БОЛЬШОЙ БЕЛОЙ РАМЕ "ДЖАДЖУР" МИНАСА ВЫГЛЯДИТ не пейзажем, но театральной декорацией. Но вот звучит музыка, и от яркого "задника" отделяются словно слившиеся с ним люди. Люди-краски. Краски, обретшие плоть и дух. Они танцуют, выписывают па высокого балета. И вот уже им невыносимо тесно в душной картинной раме - они вырываются наружу, продолжая свою фантастическую пляску и возвещая о том, что искусство Минаса не просто поражало колоритом - оно не знало несвободы. "Ожившее искусство" - это еще и "ожившее искусствоведение" и, поверьте, не только для "чайников".

"Конечно, есть желание, чтобы эти перформансы стали более ли менее регулярными. Ведь наша наиглавнейшая цель - презентовать, продвигать наше, армянское искусство. Ну и, честно говоря, хотелось бы послужить примером для музеев. Вдохновить их на то, чтобы они начали смотреть на музейное пространство несколько иными глазами, искать нестандартные решения. Да и театры могут догадаться, что ограничиваться в творчестве собственной территорией совершенно не обязательно", - говорит Ваан Бадалян. И язвительность тут вполне можно простить. Имеет право - ему ведь в Центре эстетического воспитания не то чтобы нечем заняться. Но ведь смотрит же - шире, глубже и диалектичнее.

Словом, проект "Ожившее искусство" прекрасен не только своей просветительской и арт-пропагандистской миссией. В нем заложен потенциал большого арт-сотрудничества. И если такое сотрудничество артистов всех мастей начать, проект станет не только большим - он станет супер-продуктивным.

Галерея (6 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ВОССТАНОВИТЬ ВСЕ - ОТ ДОСТОИНСТВА ДО ТЕАТРА"
      2024-05-17 11:01

      "Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.