ПРОПУСТИТЕ ТЕХ, КТО ВЕРИТ!
Помните анекдот про грузинские похороны? "Гиви, дарагой, нэ веру, нэ веру, нэ веру!.." - "Товарищ, пропустите тех, кто верит"… До вчерашнего дня, даже после того, как ушли в отставку руководители всех оптимизированных министерств, в том числе и Назени Гарибян, отечественный арт-мир, в большинстве своем был в роли "нэ веру, нэ веру!" Вчера настали час Х и смена амплуа на "пропустите тех, кто верит". Впредь культура будет решать свои многочисленные проблемы без чуткого руководства Назени Гарибян.
ПОНЯТНО, что этический кодекс предписывает: об отставленных - либо хорошо, либо ничего. Аргументы для "хорошо" ну просто никак не отыскиваются. Остается "ничего". Ибо, как заметил Шекспир, "ничто ничто рождает". Правда, у гениального барда дальше идет - "молви снова!" Но "снова" не произошло, и арт-мир глубоко вздохнул и перекрестился. А ведь опасения были до последнего! Даже когда в понедельник главы сокращенных министерств подали в отставку, все понимали, что это - процедура и сама по себе она ничего не значит. Тем более что и сама Гарибян была полна оптимизма и на вопрос, собирается ли она оставаться председателем совета правления Национального театра оперы и балета, который ее на дух не переносит, заявила: "Пока все заместители министров объединяющихся министерств освобождены от своих должностей. Когда будет утвержден состав заместителей министров, тогда и станет ясно".
Состав заместителей министров суперминистерства науки, образования, культуры и спорта утвержден, и стал пронзительно ясен не только тот факт, что Назени Гарибян в списках не значится. Ясно, что возглавлять совет Оперного театра она тоже не будет. Можно заподозрить, что в ближайшее время она перестанет быть и представителем Армении в совете МФГС - еще одно назначение по должности, которой у нее больше нет. Словом, царица вдруг пропала, будто вовсе и не бывала.
Но хватит рассуждать об отставленных, поговорим лучше о живых. В смысле о новоназначенных. Из троих назначенных в суперминистерство замов двоим предстоит заниматься образованием и наукой. На долю культуры выпал Ара Хзмалян. Кандидат искусствоведения и бывший работник Матенадарана. Что может красить человека вообще и что может вызывать нервные подергивания у представителей отечественной культуры, недавно переживших стихийное бедствие в лице и. о. министра культуры с аналогичными выходными данными. Правда, справедливости ради следует отметить, что не в пример Назени Гарибян, узко известной в рамках своего матенадарановского отдела, Ара Хзмаляна знают широко за пределами книгохранилища.
ОН БЫЛ МОТОРОМ многих матенадарановских масштабных проектов, координировал ежегодный международный научно-практический семинар "Лики памяти", который проходит при поддержке того самого МФГС и на который в нынешнем году у руководимого Назени Гарибян министерства не нашлось денег. Еще он был руководителем республиканского фестиваля "Театр-Х" и до последнего времени - исполнительным директором Фонда развития туризма, уверенным, что вне культурной составляющей туризма не бывает. Словом, профессионал и практик, знающий сферу в лицо и по лицам и не испытывающий проблем с коммуникацией в кругу деятелей культуры.
Судя по всему, в том числе и по инсайдерским разговорам, в ближайшие дни в Министерство науки и прочее предстоит еще одно назначение. Наринэ Тухикян сложила депутатский мандат и взяла недельный тайм-аут на "подумать", но, кажется, и это всего лишь процедура. Все уже подумано и решено. Хзмалян займется современным искусством, а Тухикян - охраной культурных памятников, музейным делом и тому подобным. Если учитывать, что Наринэ Тухикян не просто дочь народного артиста и вдова знаменитого дирижера, но много лет руководила Домом-музеем Ов. Туманяна, руководила прекрасно, осуществляя множество параллельных программ и расширяя функции музея, плюс знает арт-проблемы изнутри, тандем может получиться вполне себе действенный.
Конечно, рассчитывать на то, что в ближайшие дни в культуре начнется рай, Эдем и Элизиум, не приходится. В последнее время мы уже заработали возможность убедиться, какими свойствами обладает надежда на рай. Но! В-главных, культура теперь будет иметь дело с людьми психически адекватными, а это, как показала практика, важно, ибо дьявол, как известно, начинается с пены на губах ангела, одержимого правым делом. Затем, культура будет иметь дело с людьми не трендовыми, то есть с профессиональными. Здесь следует сделать оговорку: сумеют ли они остановить тенденцию "реформы ради реформ, ибо ясно, что раньше все было плохо", зависит не только от их умения на каких-то вещах, вменяемых и не противоречащих здравому смыслу, настаивать. Это зависит и от степени их свободы действия, невмешательства партии и правительства и конкретно суперминистра Ара Арутюняна. Будет ли он достаточно занят проблемами науки и образования, чтобы не вмешиваться в не ведомую ему область? Давайте надеяться, что будет. Такая надежда, как показывает практика, гораздо более мотивирована, чем вера в невмешательство на почве осознания собственного неведения.
А ВООБЩЕ ИНТЕРЕСНО! Прошедший год действительно доказал, что мирная, чтобы не сказать "маргинальная" в нашем контексте, культура все-таки способна к самозащите и очерчиванию своих неприкасаемых границ. Ведь и не припомнишь, когда еще отечественная культура так активно, а главное - объединенно протестовала против посягательств, так громко и в унисон кричала по разным поводам: "Не тронь Абдуллу, он мой!" Оказывается, докричались-таки и пробили стену.
У нас не бывает цунами и нет традиции называть их ласковыми именами. Но бытие определяет сознание. Цунами "Назени" отечественная культура пережила и выжила. Давайте надеяться, что цунами "Наринэ" или "Араик" нам пережить не доведется. Что на смену комиссарам, хирургам и прочим адептам разрушительных мер в культуру пришли терапевты. А еще - и это может быть самое главное - давайте надеяться, что терапевты с благими намерениями плавно не переродятся в новых хирургов. И такому перерождению, в случае чего, они предпочтут отставку. И тогда мы не бросим в них камня, а они вослед культовому персонажу, сыгранному когда-то Джеком Николсоном, смогут сказать: "Что ржете, я-то хоть попробовал!"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-01-09 10:14
"Ну, знаешь, Парамон, грешный я человек, нарочно бы к большевикам записался, только чтобы тебя расстрелять. Расстрелял бы и мгновенно выписался бы обратно", - говорил генерал Чарнота из булгаковского "Бега". Не факт, что в руководстве МОНКС Булгакова читали, да им и не надо - в определенных контекстах сами достаточно фантазийны. Так или иначе, но именно подобным макаром министерство вознамерилось добить Экспериментальный тетар-лабораторию "Гой". Правда, фокус, вроде, пока не удался.
-
2023-11-29 10:02
Через несколько дней исполнится 35 лет со дня открытия Государственного экспериментального театра "Гой". В лучшие времена в связи с юбилеем театр бы облагодетельствовали и навешали медалей, в нынешние, как известно, на него навешали ярлыки и приняли правительственное решение об оптимизации и слиянии его с Национальным театром им. Сундукяна.
-
2023-09-06 10:39
Микеланджело, в одиночестве расписывающий Сикстинсую капеллу... Бетховен, пишущий симфонии, которые уже не слышал... Моцарт, похороненный в общей могиле... Комитас, закончивший свои дни в психиатрической лечебнице... Чаренц - расстрелянный гений... Туда им всем и дорога! Ибо не были они проникнуты командной логикой - так, по крайней мере, считают в отечественном правительстве, вознамерившемся внести поправки в "Закон о почетных званиях Республики Армения".