МАННА НЕБЕСНАЯ И ВЛАСТЬ МЕСТНАЯ
Фестиваль "Театральный Гавар", прошедший с 16 по 24 сентября в стенах нового здания Драматического театра им. Л. Калантара, стал не просто настоящим праздником. Он заставил задуматься над тем, почему это праздник, "который не всегда с тобой", и что делать, чтобы он перестал быть для местных жителей неожиданным подарком от Союза театральных деятелей Армении.
ВСЕ ОПАСЕНИЯ председателя СТД Акопа Казанчяна по поводу того, что "а вдруг они не будут ходить, у них же привычка полностью атрофировалась - сто лет там театра не было", оказались напрасными. Любовь к театру - это как умение плавать, раз обретя навык, уже не разучишься.
Отношение гаварцев действительно превзошло все ожидания. Все девять спектаклей фестивальной программы проходили при полнейших аншлагах, но в абсолютной тишине, взрывающейся на финале долгими, продолжительными - очень продолжительными - аплодисментами. Сколько слов благодарности довелось услышать за эту неделю и артистам, и организаторам фестиваля! Сколько просьб приезжать почаще! Трепет, с которым относился к гостям персонал Театра им. Калантара, - это отдельная песня. Благодарственные грамоты, которые Акоп Казанчян вручил на закрытии фестиваля многим работникам театра, приведшие их в совершенный восторг, ей-богу, были малой мерой за чуткое внимание, готовность бежать со всех ног, чтобы выполнить малейшее, еще не высказанное желание гостей.
Спектакль об Арцахской войне "Орлиное гнездо" Национального театра им. Сундукяна, завершающий фестиваль, вообще взорвал зал - казалось, если бы артисты остались стоять на сцене всю ночь, зритель с неослабевающим энтузиазмом продолжал бы аплодировать. Кстати, директор гаварского театра Айк Капанцян уже начал переговоры с администрацией Национального театра о возвращении "Орлиного гнезда" в Гавар - уже на коммерческой основе. Дебютный фестиваль проходил при "открытых дверях" и был направлен на возрождение в местных жителях рефлекса ходить в театр. Дебют прошел просто блестяще!
Теперь дело за Театром им. Калантара, которому тоже требуется возрождение - ведь не зданием единым, пусть и прекрасным, мы живы. А такие "последствия фестивалей" не только еще раз доказывают нужность подобных форумов. Они показывают, как в котле общего дела выявляются пути-выходы из постоянных проблем, как обретают очертания следующие шаги развития. Особенно если спасение развивающегося - дело рук самого развивающегося.
"С момента открытия нового здания в прошлом году мы пытаемся возродить былую славу гаварского театра. Эта неделя стала шагом к укреплению театральной культуры в нашем городе. Уверен, что и впредь наш зритель будет очень ждать вас, но и наша местная труппа, в которой есть очень хорошие артисты, будет радовать его своими спектаклями. Независимо от множества проблем, от того, как будут развиваться регион, культура, театральное искусство должно играть в нашей жизни очень важную роль. И это та точка, в которой, кажется, совпадают мысли и желания всех нас", - говорил со сцены присутствовавший на закрытии фестиваля марзпет Гегаркуникской области Гнел Саносян.
НАСКОЛЬКО мысли и желания главы администрации совпадают с желаниями и мыслями артистов и зрителей - вопрос. Сумму, выделенную местной администрацией - соорганизатором фестиваля называть как бы не очень прилично - хватило бы на ездки туда-обратно двух микроавтобусов. Ну это ладно. Спасибо Фонду "Анна и Грайр Овнаняны" - все технические вопросы были решены по высокому классу. Речь о другом.
Между завершением строительства нового здания Театра им. Калантара и его официальным открытием, а потом открытием и фестивалем прошло порядочно времени. Все это время руководство театра обращается к местной власти с устными и письменными просьбами о восстановлении комплектации театра, которая ушла в прошлое вместе со старым зданием. Но старое здание разрушили и построили новое. Со "строительством" новой труппы и техсостава все обстоит значительно хуже. И тут снова возникает вопрос о культурной политике и, в частности, о децентрализации культуры, которой мы сами себе проели плешь.
Не просто "культура - в массы", но передача учреждений культуры под юрисдикцию местных властей - это основополагающий тезис, так принято в европах. Только в европах давно и благополучно выработаны десятки механизмов его успешной реализации. У нас есть только тезис. Так сказать, в гордом одиночестве. И если региональное руководство ценит и любит культуру только в спичах, у арт-деятелей руки коротки на него влиять. Посему все чаще раздаются призывы: региональные учреждения культуры - обратно в Минкульт! От Минкульта, конечно, тоже прок небольшой, но он по крайней мере в зоне досягаемости. Возвращение в лоно головного руководства - это в теории шаг назад, на практике оно, может, и лучше. А вообще-то привычное бесперспективное топтание на месте…
Но есть такие деятели культуры, которые считают, что капля камень точит, не теряют оптимизма и даже пытаются давить на местные власти, пускай бархатным голосом. Такие как драматург Каринэ Ходикян, выступившая на закрытии фестиваля "Театральный Гавар".
"Я хочу обратиться к руководству области. Все мы понимаем - повсюду проблемы и их немало, но поверьте, порой духовная пища для людей важнее хлеба насущного. Это новое прекрасное театральное здание - оно как манна небесная, я ведь помню состояние прошлого здания и чудовищные условия, в которых работал театр. Этот чудесный подарок области должен работать с максимальным кпд.
Театру необходимы стабильное штаты, укомплектованная труппа и постоянный репертуар. Только таким образом его двери будут всегда открыты перед зрителем. Я желаю, чтобы Театр имени Левона Калантара при поддержке местных властей заработал с напряжением всех своих сил. Уверена, что тогда, как в течение этой недели, театр станет тем самым культурным центром, куда потянутся люди с потребностью думать, с душой и сердцем. А здесь таких людей, как мы в эти дни могли убедиться, много, и это ваше богатство", - сказала Ходикян.
Действительно, в чем искать объяснение ставшей для всех неожиданностью удивительной отзывчивости живущих вдали от арт-событий людей на искусство? Может, в постоянной возможности видеть голубую жемчужину Севана? И в чем искать объяснение тому, что вытребовать целое театральное здание у президента страны им удалось, а десяток театральных штатов с минимальным окладом у марзпета уже два с лишним года не получается?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-03-15 10:102420
"За последние годы работа обрушилась на меня лавиной и впервые, приезжая в Ереван, я, с одной стороны, чувствую себя как дома, а с другой – будто я приехала в очень дорогое мне место, но как гость. Сейчас есть деловые предпосылки к тому, чтобы бывать в Армении чаще...", - говорила летом 2022-го Сати СПИВАКОВА, приехавшая в родной Ереван презентовать армянский релиз своей книги "Нескучная классика. Еще не все".
-
2024-03-15 09:552690
"Мы, музыканты, которые учатся в музыкальных школах и в Консерватории, считаем предложение о переносе или объединении нашего учебного заведения абсурдным и неприемлемым. Эта Консерватория является символом культурного наследия Армении, уже более 100 лет существует и уже 50 лет как располагается в том же здании, что само по себе делает это здание нашим культурным наследием... Планируемое объединение ВУЗов может привести к потере этого символа", - такими словами начинается петиция, сбор подписей под которой организовала не просто музыкальная общественность, а, на минуточку, музыкальная молодежь. "Помогите нам сохранить Ереванскую Государственную Консерваторию имени Комитаса в Ереване!", - призывают они.
-
2024-03-12 09:122391
"После продолжительных оваций полного зала, диплом участника фестиваля был вручен режиссеру и актрисе спектакля "Балерина Варечка", - сообщил сайт XIV Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в Санкт-Петербурге в первый день весны, после того, как гости из Армении отыграли свой спектакль. Но дипломом участника дело не закончилось. 1-ая Премия "Монокля" вручена Лиле МУКУЧЯН за спектакль «Балерина Варечка» - режиссер Елена Варданян, продюсинг Международного фестиваля ARMMONO, Ереван, Армения.
-
2024-03-11 10:232701
В Государственный Драматический театр им. А. Харазяна мы ехали смотреть не что-нибудь, а знаменитую психодраму "Мама" драматурга и сценариста, лауреата премий «Оскар» и BAFTA, Флориана Зеллера. В еще недалеком контексте это было невозможно, причем от слова "абсолютно". Но ведь совсем недавно здесь же смотрели совершенно японскую "Ночную орхидею"... Значит, пора привыкать к тому, что Арташатский театр меняется всерьез и хорошо бы - надолго. И очень может быть! Потому что директор театра Камо НАГДАЛЯН останавливаться на достигнутом явно не собирается.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-03-04 10:405585
Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.
-
2023-11-01 14:003593
Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!
-
2023-10-13 10:5410372
"Дорогие армянские коллеги, мне, к сожалению, не довелось увидеть ваш спектакль, в это время я еще был в самолете. Но судя по тому, как все, кто сопричастен к фестивалю, активно обмениваются мнениями, делятся эмоциями, ваш спектакль произвел колоссальное впечатление. Спасибо, что приехали, спасибо, что подарили зрителю свое замечательное искусство", - говорил на закрытии Международного Тихоокеанского Театрального фестиваля руководитель программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке, художественный руководитель Государственного Театра Наций, народный артист России и просто великий русский актер Евгений Миронов.
-
2023-10-11 09:147775
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!