Последние новости

ПРО ЖИЗНЬ – С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ "Ж"

"Я буду петь"… Кто-то вывел эту фразу пальцем на стекле корявыми буквами. В зеркальном отражении ее не сразу узнаешь и прочтешь. Но она проступает на мутном стекле, прорывается, обретает голос, стремится докричаться, настаивает, убеждает. "Я буду петь, что бы ни случилось" - так называется новый видеопроект Государственного театра "Амазгаин" им. С. Саркисяна.

ЗОЛОТОЕ МАРЕВО ИЛЛЮЗИИ, ЧТО ВОТ РАЗРЕШИЛИ СПЕКТАКЛИ на открытом воздухе, а скоро позволят играть и в театральных залах, застилало горизонт арт-братии недолго. А рассеявшись, показало со всей очевидностью, что привычная творческая жизнь пока что далеко-далеко за этим самым горизонтом, да и возвращаться к ней придется мучительно тяжело. А значит, онлайн-проекты, ставшие для многих отечественных театров заменителем нормального хода вещей, все еще не утратили актуальности.

Впрочем, проект "Я буду петь…", на прошлой неделе запущенный в сеть театром "Амазгаин", было бы несправедливо назвать суррогатом-заменителем. Нынешняя ситуация повлияла на его рождение исключительно в плане того, что у его инициатора и автора -  художественного руководителя театра заслуженной артистки РА Нарине Григорян высвободилось время, чтобы реализовать то, о чем давно думалось. А думалось ей о том, чтобы найти художественную форму "запуска в массы" поэзии великого и ужасного Чарльза Буковски, сказавшего о себе: "Я прост, я неглубок. Гений мой произрастает из интереса к шлюхам, рабочим людям, трамвайным кондукторам, к одиноким, прибитым жизнью людям. И мне бы хотелось, чтобы именно эти люди читали мою писанину". Насчет того, что творчество его практически пророчество, этим человеком, как никто другой чуждым пафоса, ничего сказано не было. Это уж вышло само собой.

"МНЕ ДАВНО ХОТЕЛОСЬ ОБРАТИТЬСЯ К БУКОВСКИ. Когда-то меня пронзила его "Бабочка", которая во время эпидемии обросла такими смыслами!.. Потом я нашла и как бы собрала в цикл еще ряд стихотворений. Таких, для которых лейтмотивом звучат его слова: "Каждый человек должен осознавать, что в один миг может все потерять и чья-то смерть в Гонконге может стать причиной твоей собственной смерти". Это все настолько по-сегодняшнему звучит, звучит просто суперактуально, что я поняла: с этим надо что-то делать. И подумала о новом поколении актеров нашего театра, которые только что пришли, и зритель пока не успел увидеть их на сцене. А это новые лица, много нерастраченной энергии. Мне захотелось, чтобы именно они вывели на сцену автора, который словно специально писал о сегодняшнем дне", - рассказывает Нарине Григорян.

Что еще отличает новый проект "Амазгаин" от появившейся в последнее время многочисленной онлайн-продукции, так это четкая адресность. Это не очередной брат-близнец из серии "разговор за искусство". И, скорее всего, у него не будет такого количества просмотров, которыми многие кичатся. Но это будут именно просмотры и прослушивания, а не дружески поставленный "лайк". Одно из своих стихотворений Буковски начинает так: "Будучи очень молодым человеком, я делил время поровну между барами и библиотеками…" Так вот этот проект для них, молодых людей, для которых существуют не только бары, но и библиотеки, и эта "библиотека" говорит с ними о дне сегодняшнем бесконечно сегодняшним языком.

"Сначала мне казалось – просто поставим стихотворения в определенной последовательности и запишем, - говорит Нарине. - Но когда Нарек Барсегян из "Бамбира" принес музыку, все как-то сложилось в образ, стало чем-то цельным – возможно, только в моем понимании. Я никогда не хотела стать кинорежиссером, и "Я буду петь" вообще не кино, это такой видеофильм, и мы его сделали. Как говорится, не бойся делать того, чего никогда не делал, и помни, что профессионалы построили "Титаник", а любители – Ноев ковчег".

…Кто-то бабочке где-то помял ее хрупкие крылья

И не думал о том, что цветок где-то ждал ее пыли,

А цветок тот завядший, он не был подарен девчонке,

И, не встретившись с парнем, она не зачала ребенка.

И не вырос ребенок, светилом не стал медицины,

И от СПИДа не смог он придумать простейшей вакцины,

И гуляет зараза, а люди застыли в бессилье,

Оттого, что когда-то помяли той бабочке крылья…

МОЛОДЫЕ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЕ ЛИЦА. Они возникают на поделенном на квадраты экране все вместе и по одному. Они читают, как констатируют, чередуются, подхватывают, создавая сближения и разрывы. Музыка стиха сливается с рок-запилами, которые порой звучат роковыми, сливается с ударами пальцев по клавиатуре компьютера, с тысячами звуков мегаполиса, чей образ периодически врывается в эту минималистическую гармонию, чтобы все абсорбировать и поглотить. Но лица появляются вновь, теперь уже - чтобы рассказать о Синей птице, которая, несмотря ни на что, глубоко запрятана в сердце каждого. И на мутном стекле, в отражении дня сегодняшнего упрямо проступает, настаивает, прочитывается, обретает голос фраза: "Я буду петь…"

Проект "Амазгаин" стал не просто популяризатором поэзии Чарльза Буковски. Если литературоведы утверждают, что ее отличительными чертами являются максимальная экономия слов, минимализм в описаниях и непримечательные герои, то можно с полным основанием утверждать, что создатели проекта нашли формулу визуализации этой поэзии почти идеальную - соответствие автору и соответствие сегодняшнему арт-языку. С безупречным вкусом и безупречной точностью чувствования. Это чувствование передается зрителю. Какая же она бесконечно хрупкая и бесконечно прекрасная - "жизнь - с маленькой буквы "ж", как писал Чарльз Буковски.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕСЧЕТЧИКАМ" ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА – АНАФЕМА!
      2024-04-19 11:56

      Увы, они никогда не встертятся и не заглянут  друг другу в глаза - не только на этом свете, но и на том... Потому что 1 500 000 прошедших крестную муку Геноцида армян,  канонизированных Армянской Апостольской церквью, пребывают  в раю. Осквернителям их памяти, извращенцам-гробокопателям и садистам уготовлена иная участь - вечное горение в адском пламени.               Аминь!

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ПРИХВАТИЗАЦИЯ - ПЕРЕЗАГРУЗКА?
      2024-04-12 09:10

      "- Если мне не изменяет память, на месте здания Дома художников когда-то была мечеть? - Да, в 20-ые годы прошлого столетия здесь стояла мечеть Залхана. - Ну, вот и выяснили, кому достанутся плоды нынешней попытки "реституции"..." Смешно. До слез. Такой диалог на днях звучал в Доме художников, где собрались руководители всех творческих союзов Армении, а также представители правовой сферы, чтобы всем вместе ответить на вопрос - что делать дальше?

    • "ПРИНЦИП БОГА" ИЛИ "ПРИНЦИП КОКА-КОЛЫ"? - "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" СТЕПАНАКЕРТСКОГО ТЕАТРА
      2024-04-11 11:01

      "Мы сошли с ума и под видом свободы превратили свою жизнь в абстракцию", - говорил с трибуны священник-лютеранин отец Августин...  Любой, случайно приоткрывший дверь и заглянувший в большой конференц-зал отеля "Ани", ни на секунду не усомнился бы, что здесь проходит большой международный форум, идет жаркая дискуссия и звучат разные идеологии и голоса, ищущие ответы на самые острые вопросы современного мира.  Дискуссионная ткань, острая и парадоксальная, действительно была. Конференция... Тоже была, только пропущенная сквозь призму творчества. Спектакль "ИРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ" по пьесе И. Вырыпаева в постановке Степанакертского Русского драматического театра. Спектакль, ищущий ответы на самые острые вопросы современного мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ARMMONO - ЛЮДИ, КУКЛЫ, ФРАНКОФОНИЯ И АРМЯНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
      2024-04-13 10:02

      Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.

    • ТЕАТР ВАНАДЗОРА – "НАДО ЖИТЬ!"
      2024-03-04 10:40

      Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.

    • ФЕСТИВАЛЬ В АРТАШАТЕ - ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ
      2023-11-01 14:00

      Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!

    • HIGHFEST - "КРУТЫЕ В ЛЮБЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!"
      2023-10-11 09:14

      В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!