Последние новости

"АЛХИМИК" ИЗ ГЮМРИ АРМЕН ТЕР-МКРТЧЯН

Фотограф Армен Тер-Мкртчян - один из самобытных мастеров, разрушивших своим творчеством представления о фотографии как о фиксации мгновения здесь и сейчас. Работающий в одной из старых техник - резинотипии, сегодня он входит в число редких специалистов мира, увлеченных этим видом альтернативной фотографии.

СОЗДАННЫЕ АРМЕНОМ ФОТОСНИМКИ - словно многослойные "портреты" пространства и заключенного в них времени, в процессе которого происходят разные действия и, самое главное, меняется соотношение света и тени, что делает каждый кадр единственным и неповторимым. О своем творчестве Армен Тер-Мкртчян всегда рассказывает с огромной любовью - в кругу фотографов, студентов, любителей нестандартной фотографии. Недавно мастер поделился опытом, художественным видением и мыслями об искусстве в рамках проекта "ГУрбан" - культурно-общественной площадки, созданной в Гюмри при сотрудничестве молодых деятелей искусства этого города и немецкого Мюнхена.

Уроженец Ленинакана (ныне - Гюмри), Армен Тер-Мкртчян получил начальное профессиональное образование в местном ПТУ по специальности  "монтажер радиоаппаратуры". Работал в том же училище мастером, когда однажды решил изменить жизнь и подать документы в Государственную академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил в 1994 г. Вернувшись в Гюмри, он стал работать в гюмрийской государственной радиостудии "Ширак", где в течение 3 лет был главным режиссером. За его плечами ряд документальных фильмов и работ в жанре видео-арт, принесших ему известность. Первый его фильм - "Нет ничего лучше Человека" - занял 2-е место на фестивале слайд-фильмов в Санкт-Петербурге. Следующая снятая в 1993 г. документальная картина "SOS" удостоилась приза за лучший дебют на Ереванском МКФ "Золотой абрикос".

Фотографией Армен Тер-Мкртчян увлекся на перепутье между радиотехникой и режиссурой. Начав с классики, он вскоре обнаружил множество иных, альтернативных способов, созданных в далеком прошлом и не столь популярных в век цифровой фотографии. Армен Тер-Мкртчян решил обратиться к истокам и, обнаружив необычные способы фотографирования и печатания, сфокусировался на них, в частности, на резинотипии - способе получения фотографических изображений на пигментных бумагах путем запыления рельефов смолистыми красками. Этот способ был придуман еще в 1922 г. итальянцем Родольфо Намиасом. Печать ведется с позитива, который накладывается на специально обработанную бумагу, картон, стекло и т.д. и экспонируется в течение определенного времени. На бумаге появляется отпечаток, обработав который при помощи пигментного порошка, фотографы получают неповторимый снимок.

"ЗА 2 ГОДА ЕЖЕДНЕВНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ я пытался понять, как работать в необычной технике и что из этого может получиться, - рассказывает о своей новой профессии Армен Тер-Мкртчян. - В ней важно все: от температуры в комнате и качества воды до бумаги и пигментных красок. Однажды, в начале экспериментов, я искал специальную краску и с трудом нашел ее на Вернисаже. Это был столитровый баллон красной краски. Пришлось купить его целиком, хотя я и не представлял, что делать с таким количеством. Дома я изучил состав и понял, что из этого может что-то выйти, и начал создавать свою версию работы в технике резинотипии".

Техника Армена основана на идее света. Не секрет, что фотография - борьба света и тени, в которой доминирует свет. Фотография, по сути, призвана фиксировать объекты в мгновении. Однако свет меняется постоянно, но эти перемены не заметны за столь короткое время. Армен Тер-Мкртчян старается проследить за жизнью света в процессе его изменения и развития сквозь призму воздействия на объект фотографирования.

"Когда мы стоим с кем-то рядом и беседуем, мы видим друг друга не в мгновении, а во времени, когда из-за движения света меняются тени. Изменение теней я попытался максимально приблизить к движению. Я снимаю жизнь, движение света в отношении людей или иных объектов в данный момент, а не самих людей или здания. Поэтому процесс экспонирования у меня длится не меньше 13 минут и может доходить до нескольких часов", - объясняет фотограф.

Чтобы добиться нужной картинки, мастер использует резинотипию, которая позволяет получить менее рассеянные и более насыщенные изображения, сохраняя при этом бархатистость качества снимков. Эта техника создает большие возможности для вмешательства фотохудожника в полученное изображение, выступающего в роли своеобразного мага, волшебника, даже алхимика.

"Я разработал новую технологию, что позволило реализовать мои замыслы, а не делать просто копии уже полученных методом резинотипии фотографий. Я помещаю бумагу в самодельную камеру и делаю снимок прямо на нее. То есть экспонирование происходит непосредственно на бумагу, при этом каждое изображение является уникальным и единственным: фотографии невозможно повторить. Это похоже на то, как одна и та же мелодия в исполнении разных инструментов получает различные звучания. Кстати, я получаю изображение не только на бумаге: для работы подходят холст, листья растений и т.д.", - раскрывает секреты Армен Тер-Мкртчян.

АРМЕН ЛЮБИТ СНИМАТЬ РОДНОЙ ГОРОД. Он уверен, что его авторская техника органична для Гюмри и позволяет передать его пространственно-временную многогранность. Фотохудожнику интересны не старинные здания, а жизнь и движение света на них. При длительном экспонировании на фотографии выходит не только движение света и тени, но и еле уловимые, но при этом заметные следы случайных прохожих, животных, машин и т.д. Глядя на работы мастера, получаешь впечатление, что его технология позволяет проникать в природу предметов, преодолевая пространство и время.

Среди увлечений гюмрийского мастера и техника экопринта - способа натурального окрашивания, когда природные цвета, краски из растений переносятся на ткань или бумагу без применения химических веществ. Армен Тер-Мкртчян использует естественные пигменты - гранатовую корку, бурак, цветы и т.д. - и считает, что эту интересную технику не мешало бы преподавать на уроках биологии и ботаники, знакомя детей с процессами фотосинтеза на практике.

"Вообще пора вернуть обучение видам искусства - рисованию, пению и другим в школы, - рассуждает Армен. - Рисуя, напевая, танцуя, люди освобождаются от негативной или "просроченной" энергии, открывая место для позитивной и свежей. Изучая прошлое армянского народа, я узнал, что когда-то, выпекая лаваш, женщины обязательно пели. Считалось, что хлеб наполняется здоровой, позитивной, живительной силой. Если молодая невестка варила обед и не напевала, свекровь выливала этот обед, считая его вредным для здоровья. Это не просто патриархальная прихоть. Раньше люди были больше привязаны к природе, жили в гармонии с ней, обменивались энергией, отчего были крепки и телом, и душой".

Если в классике фотограф снимает миг, то в фотографиях Армена заключены более длительные временные периоды. Однажды он снимал пианиста Тиграна Амасяна, "фотокадр" продлился 1 час 10 минут: в процессе Амасян играл на фортепиано, вставал, ходил, останавливался, общался. Это происходило на фоне гюмрийского фонтана, также "двигающегося" под влиянием света и тени. В итоге Армен Тер-Мкртчян выдал одну фотографию, на которой изображен силуэт пианиста на фоне детального металлического каркаса фонтана. На самом же деле в этом кадре, снятом за 70 минут, содержится многослойная история целого концерта, и Армен уверен: однажды люди научатся раскрывать слои его фотографий, обнаруживая, что происходило в каждый отдельный момент одного-единственного кадра.

КСТАТИ, РЕЗИНОТИП С ТИГРАНОМ АМАСЯНОМ - одна из фотографий авторского проекта "Антропотопия" (в переводе с латыни микс слов "человек" и "пространство, местность"). В основе - понимание того, что к конкретной местности привязан живущий на ее пространстве человек со своей биографией, жизненными историями и со своей недолговечностью. Человек со временем исчезает, перемещаясь в иные измерения, но созданные им ценности и, в частности, строения остаются в своей материальной константе. Проект включит в себя, по словам Армена, "исчезающий" портрет конкретного человека, снятого в конкретном месте на фоне конкретного строения, где фотограф режиссирует "драму", разыгрывая ее при помощи подчеркнутого света и его движения.

"На создание этого проекта меня натолкнула активизация миграции в современном мире. Из-за войн люди вынуждены передвигаться с насиженных мест в новые. Я решил снять эти передвижения на фоне статичных зданий, способных, как пирамиды, пережить своих создателей тысячелетиями. Но мои герои должны иметь связь с местом, где я их намерен снимать, и в первую очередь связь  этническую, культурную, ценностную. Думаю, выйдет интересный цикл", - поделился фотограф.

Весь процесс создания "Антропотопии" снимается на видео, которые будут демонстрироваться вместе с фотографиями. Это позволит публике понять, что происходило в процессе каждого кадра, увидеть его многослойность. Проект, по мнению автора, имеет международные перспективы. Первые герои будут сниматься в Армении, но есть надежда на работу с другими "антропотопами", за рубежом.

Галерея (9 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В СТЕПАНАКЕРТЕ ОБСУДИЛИ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ АРМЯНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
      2021-09-25 13:52
      1488

      Прошедшая в Степанакерте 5-я Международная научная конференция "Прошлое, настоящее и будущее армянской государственности" собрала на единой площадке 50 именитых и молодых ученых из более чем 15 стран. Юристы-международники, правоведы, политологи, историки, зарубежные арменоведы и другие специалисты из США, Германии, Польши, Швейцарии, России, Беларуси, Казахстана, Южной Осетии, Армении и Арцаха участвовали в слете в двух форматах – онлайн и оффлайн.

    • ПОМОЧЬ АРЦАХЦАМ ИМЕННО В АРЦАХЕ
      2021-09-24 09:30
      1648

      "Арцах без арцахцев будет похож на нашу древнюю родину - Западную Армению, о которой сегодня, к сожалению, мы лишь слагаем песни. Но мы сделаем все, чтобы этого не допустить, и приложим все усилия, чтобы армяне и впредь жили, созидали и творили на арцахской земле..."

    • "ВО ИМЯ ГАДРУТА" - ЗА ПРИЗНАНИЕ АРЦАХА
      2021-09-21 14:29
      1137

      В преддверии Дня независимости Армении вынужденные переселенцы из Арцаха провели акцию протеста на площади Республики в Ереване. У здания правительства собрались оставшиеся без крова, родных городов и сел жители Гадрутского района. К ним присоединились арцахцы из Шушинского, Кашатагского, Карвачарского и других районов республики. Требование протестующих к правительству – вернуть всех переселенцев домой, в родные очаги, где испокон веков жили их деды и прадеды.

    • ОО "ДЕОККУПАЦИЯ ГАДРУТА": СФОРМИРОВАНА АКТУАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА АРМЯНСТВА
      2021-09-20 14:05
      1875

      В ереванском офисе Армянского всеобщего благотворительного союза (AGBU) состоялась встреча членов ОО "Деоккупация Гадрута" с вынужденными переселенцами из Арцаха. Поводом для очередного сбора граждан Арцаха на единой площадке послужили презентация официального сайта организации hadrutdeoccupation.am, а также отчет о проделанной работе в рамках программ, реализуемых в трех основных направлениях: социальном, правовом и политическом.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 2 ГОДА НАЗАД НЕ СТАЛО ВАРДГЕЗА АРЦРУНИ
      2021-08-20 11:24
      2241

      Человек, олицетворяющий всю величавость и трагичность судьбы своего великого народа. Аристократ до мозга костей, который гордился принадлежностью к великому роду Арцруни, который сыграл существенную роль в становлении армянской государственности еще в древности. Жесткий прагматик, который работал в сложнейшей системе строительства, один из первых девелоперов России, который выдержал жесткую московскую конкуренцию в процессе развития строительной отрасли на всех этапах ее развития.

    • В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫ
      2021-07-17 10:31
      4400

      Если вам доведется побывать в общине Малатия-Себастия столицы, остановитесь у высотного дома N38/2 по улице Исакова: в этом доме на десятом этаже находилась мастерская Карена Смбатяна. Теперь хозяин мастерской больше никогда не войдет в нее. В 2008 году его не стало. Но если вы любите живопись, помните художника, вы не пройдете мимо этого дома равнодушно. Может быть, это будет всплывшая в памяти картина "Рахаб" или "Автопортрет", воспоминание о пережитом художественном впечатлении от его последнего вернисажа в Доме художника Армении - искусство живописца было щедро на впечатления.

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4615

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • КАК СЛОЖИЛАСЬ ЖИЗНЬ МЛАДШЕГО БРАТА ЛЕНИНА
      2021-07-10 05:02
      4792

      Дмитрий Ильич Ульянов весьма примечательная личность. Вокруг него вертится шлейф загадок и спорных вопросов. К тому же, из всех детей революционного семейства Ульяновых лишь у него одного родилось потомство.