ПОЧЕМУ МЫ БЕЗДЕЙСТВУЕМ ДАЖЕ СЕЙЧАС?
За 10 дней после публикации моей статьи о необходимости принять срочные меры по спасению Фахраддина Абосзода произошло три события, одно из которых имеет самое прямое отношение к судьбе нашего благородного друга.
БАКУ ВЫДВИНУЛ КАНДИДАТУРУ АЛЛАХШУКЮРА ПАШАЗАДЕ на Нобелевскую премию мира в насмешку над идеей выдвинуть на нее кандидатуру Абосзода, составлявшую суть моей статьи. Аллахшукюр является антиподом Фахраддина. И тот и другой - талыши, но первый осужден за любовь к талышскому народу, а второй обласкан алиевской шайкой за свое добровольное омерзительное ренегатство.
Критерии, определяющие номинацию на Нобелевскую премию мира, очерчены не так строго, как те, по которым определяются лауреаты премии по точным наукам и даже гуманитарным дисциплинам (Черчилль был рад, узнав, что получил премию по литературе, а не за борьбу за мир). Тем, кто сомневается в справедливости этой оценки, стоит предложить сопоставить список лауреатов Нобелевской премии мира с перечнем светил, получивших ее за эпохальные научные открытия.
Премии мира удостоились наряду с Вильсоном, Нансеном и Швейцером довольно тусклые Хаммаршельд и Чемберлен. На нее выдвигались кандидатуры Муссолини, Гитлера, Ленина, Сталина, Молотова и Коллонтай, не получившие ее, что помогло избежать полной девальвации награды. Не удостоились этой "чести" также великие гуманисты Махатма Ганди и Ремарк. Номинация на нее определяется не заслугами кандидатов, а угодничеством тех, кто лезет в политику через задний ход.
Справедливость этого утверждения подтверждает не только номинация Пашазаде на Нобелевскую премию мира, но и совпавшие с ней по времени номинации на нее Трампа и Навального (два события, не упомянутые выше). Главное и единственное, что объединяет их с мазутным султанатом, - это то, что ни один из них не имеет ничего общего с борьбой за мир.
Пашазаде, в отличие от Абосзода, не сделал ничего для примирения Азербайджана с Арменией, а усилия Трампа по установлению дипотношений между Израилем и ОАЭ с Бахрейном диктуются не заботой о мире, а желанием изолировать Иран. Номинацию Трампа можно было бы поддержать, если бы ему удалось примирить Израиль с Ираном. Война с ИРИ разрушит регион, но это не волнует миротворцев из Нобелевского комитета. Важнее вручить Трампу премию мира, что усилит его позиции на ноябрьских выборах. Хотя мы можем утверждать, что ни Трамп, ни Пашазаде не имеют ровным счетом никакого отношения ни к борьбе за мир, ни к защите прав человека.
ЗАСЛУГИ ФАХРАДДИНА В БОРЬБЕ ЗА МИР ОЧЕВИДНЫ, каким бы ни было наше отношение к западному ханжеству. Фахраддин призывал талышей не воевать с нами, делая это с риском для себя. В то же время он выступал в защиту попранных прав талышей. Уникальным сочетанием защиты прав человека с борьбой за мир Фахраддин напоминает Махатму Ганди. Иметь на своей стороне такую личность - огромная привилегия. Почему мы не пускаем в ход такой мощный козырь?
Мы не лучше, но и не хуже других. У нас такое же право иметь свои интересы, как у англосаксов, русских и немцев, и такая же обязанность защищать своих верных друзей, когда над их головой висит дамоклов меч алиевской "юстиции". Объяснить наше бездействие ныне, когда Нобелевская премия мира стала бичом, пускаемым в ход, когда страну-изгоя надо подвергнуть публичной порке, можно лишь странным и довольно причудливым устройством мозгов армянской политэлиты.
Над нашим народом висит дамоклов меч геноцида, но наша элита не видит этого. Шутов Никола и нашу псевдоинтеллигенцию пугает только фантом прежнего "кровавого режима", с которым они готовы биться до полной победы над здравым смыслом. Если бы все было иначе, мы имели бы в Ереване постоянное представительство независимого Талышистана и Абосзода выступал бы с трибуны ООН как законный представитель своего свободолюбивого народа.
Вместо этого Фахраддин томится в тюрьме, на "Нобелевку" номинируют кого угодно, кроме мученика и праведника, а армянское руководство, игнорируя происходящее, занимается маразматическим сведением счетов с Кочаряном и Хачатуровым. Наше руководство позорит наш благородный народ и выставляет на всеобщее обозрение свою беспринципность, бескультурье и полное отсутствие чувства истории.
НО ДАЖЕ НИКОЛ ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО НОМИНАЦИЯ ПАШАЗАДЕ на Нобелевскую премию мира бросает вызов, который мы как уважающая себя нация не вправе оставить без достойного и сокрушительного ответа. Поскольку ожидать от него чего-то путного не приходится, нам остается уповать лишь на нашу остающуюся интеллигенцию, в особенности на наши академические структуры, располагающие знанием предмета и связями с авторитетными научными кругами за рубежом.
Но номинация Фахраддина на Нобелевскую премию не самоцель, а действенный способ привлечь внимание мирового сообщества к драме талышского народа и его мужественного лидера. Нашим главным шагом должно стать создание правительства свободного Талышистана в изгнании. Не надо изобретать велосипед, достаточно использовать опробованный на практике мировой опыт. Единственное, что мешает нам действовать в этом направлении, - закоснелость наших привычек и боязнь обидеть тех, кто не боится обидеть нас (бескультурье и неграмотность были упомянуты выше).
Под конец замечу, что история с Фахраддином выявила главную слабость Армении: отсутствие у нее вменяемого профессионального руководства, ответственного за свои решения и действия. Рано или поздно все, о чем сказано выше, нам все равно придется делать, но мы потеряем массу времени и возможностей, а наш друг будет томиться в неволе. Крайне безнравственно (и просто глупо) об этом забывать.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2020-08-11 12:52
Пять лет назад ушел в лучший мир Левон Грантович Мелик-Шахназарян. Его уход оставил в сердцах всех, кому посчастливилось его знать, ощущение невосполнимой утраты, а в жизни страны в целом - зияющий вакуум. Высокая культура и интеллект редким образом сочетались у него с качествами бесстрашного народного героя. Он напоминал Нжде своей ренессансной универсальностью и исполинским масштабом личности. Аналогия с Нжде совсем не случайна.
-
2019-08-13 12:23
Жизнь не всегда справедлива. Уходят герои, отдавшие нам свою подвижническую жизнь без остатка, а их место занимают ничтожества, не забившие гвоздя в стену за то время, что они коптили воздух (язык не поворачивается назвать их копошение в дерьме словом "жизнь"). Что сказать? Осы похожи на пчел только умением жалить. Меда они не производят, работа не их забота. Творить дано не всем!
-
2018-03-23 17:01
Полвека назад Ереван посетил Оскар Нимейер. О нашей столице гость отозвался с культуртрегерским высокомерием: "Я не увидел здесь ни старины, ни модерна. А коньяк у вас превосходный". Не пытаясь понять логику развития нашей культуры, Нимейер не стал углубляться в дебри ее истории. Проще было похвалить коньяк и гостеприимство армян. Он полагал, что знает все. "Некогда все ошибались, скажет последний человек и моргнет" (так говорил устами Ницше Заратустра).
-
2018-02-02 15:26
Горе от отсутствия ума Окончание. Начало в N7 от 01. 02. 2018 г.