«МЫ ДОЛЖНЫ ПОБЕДИТЬ КАК ИДЕЯ!»
Художественный руководитель ереванского Государственного театра пантомимы Жирайр ДАДАСЯН – заслуженный деятель искусств РА и выходец из Карабаха. День сегодняшний глазами арцахца и деятеля культуры.
- На фронте погиб ваш актер Ованнес Аджинян. Правда, что смерть выбирает лучших?
- В данном случае точно. Он был уникальный парень. Ушел добровольцем. Сначала с директором «Амазгаин» Арманом Навасардяном они были в Тавуше, потом он стал проситься на передовую. Его пытались отговорить, но не смогли – поехал в Мадагис. И ведь никто бы никогда не сказал – вот Овик патриот-патриот. У меня есть одно объяснение, это такой феномен – неподдельная порядочность высочайшей пробы. Он жил именно так – без «делать то-то, чтобы достичь того-то». Без пафоса – просто эпизод спектакля, просто эпизод жизни. Не помню случая, чтобы он с кем-то ругался, а уж тем более, на кого-то жаловался или делал гадости. Какая-то бесконечная доброжелательность как жизненное кредо. Мужику скоро 40, трое детей, актерская зарплата – конечно, у него была куча проблем. Но когда мы ездили на гастроли, в компании у нас просто мышцы живота сводило от смеха – он из всего умел сделать спектакль, веселый спектакль. Я даже не знаю, где он учился - не в нашей студии, но я попросил его прийти в театр, просто соблазнил – ведь он был прирожденным мимом, а это редкий дар, особое мышление. Я уверен, он и на фронте оставался таким. Арман говорит, ребята на передовой называли его «Весёл»… Знаешь, из этого подразделения погиб только он – снайперская пуля. Больно до слез!
- А когда раскурочили, дважды бомбили «военный объект» под названием Дом культуры Шуши, тебе не было больно до слез?
- У меня столько воспоминаний, связанных с этим зданием! Это ведь был старый кинотеатр. А в 2006 году был создан фонд «Возрождение Шуши», и меня пригласили туда экспертом. Мы реализовали множество программ и реставрировали здание – сначала в качестве кинотеатра. Помню, как заказывали в Эмиратах занавес, как его шили в Ереване, как устанавливали проектор и систему «долби». Причем, сделали так, чтобы там можно было играть и спектакли, и первым показом стал наш спектакль по Бодлеру. Потом мы проводили в этом здании кинофестиваль «Золотой абрикос». Потом, в 2008-ом, я организовал на Общественном канале телемарафон. Собрали приличную суму, на которую реализовали множество проектов, в том числе вопросы водоснабжения Шуши и ремонта Мариинской гимназии, в которое переселилось Министерство культуры Арцаха. А потом было принято решение о Доме культуры - строительство, расширение, привезли прекрасное оборудование… Это варварство, это вандализм – и это нормально, я это понимаю. Точно также, как понимаю, что можно дважды «случайно» засадить высокоточным вооружением бомбу в купол храма Христа Всеспасителя. Точно также, как понимаю, что можно превратить в мечеть исток, колыбель христианства, его главный храм - храм Святой Софии. Тут ведь очень простое и короткое объяснение – это турки! Недаром же Гюго, характеризуя разор, разрушение и вандализм сказал: «Здесь прошли турки». Для меня это собирательный образ террориста, моджахеда, радикала-исламиста – чего угодно из этого ряда.
- Но твое детство прошло в Карабахе. А люди, у которых есть иллюзия, что в обозримом будущем армян и азербайджанцев можно помирить, любят рассказывать о том, как прекрасно прежде они жили добрыми соседями…
- Стоп! Давай я расскажу тебе историю-анекдот из моего далекого глубоко советского детства. Это история про Сократа – не древнегреческого философа, а карабахского крестьянина. В его руках все цвело и давало урожай, и «в награду» его решили принять в партию - надо только сдать простой экзамен. И на первый же вопрос «Кто наши классовые враги?» крестьянин Сократ ответил – «Турки Гадрута!». Не жили они в любви и согласии! Да, общались, корректно контактировали, но напряжение было всегда. Мой отец любил пословицу, у которой, кстати, два варианта. – для мирного и немироного времени. «Что держит карабахца – вода, тутовка и приклад лопаты». А вторая версия – приклад оружия. Когда я ставил оперу «Арцваберд» в Шуши, я вспомнил это и придумал такой реквизит для миманса – с одной стороны лопата крестьянина, а с другой – стрела воина. Чего греха таить, даже в советское время у всех в домах было оружие, потому что не было уверенности в добрососедстве. При этом, что меня удивляет, карабахцы всегда были гораздо большими «государственниками», чем мы здесь. И все эти 26 лет они проявляли редкое уважение к государственными институтам. Вот все знают, каким чистым, просто по-европейски вылизанным был Степанакерт, а ведь и это - один из признаков понимания, чувствования государственности. Что столица должна быть именно такой.
- Мы мечтаем о мире, мы его требуем, и одновременно готовы идти до конца. А что значит «до конца» для арцахца, у тебя ведь, наверняка есть информация из первых рук…
- На передовой все мои двоюродные братья – один военный прокурор, остальные – командиры. Я на сто процентов уверен, что они будут стоять именно до конца, до последнего вздоха. Но они очень хорошо понимают, что нужно сделать все возможное, чтобы остановить эту бойню. Не ради себя – для того, чтобы спасти жизни молодых ребят. Ребята ведь делают фантастические вещи – героическое у всех и настроение, и поступки, это даже в голове страшно уместить! Но старшее поколение-то понимает, что нельзя постоянно подвергать этих мальчиков риску. То, что зависит от них, они все делают блистательно – вооруженные силы, командование. Но нужен и политический процесс, который должен идти в ногу с героизмом военных. А у меня такое впечатление, что вот он-то и буксует, не до конца разворачивается. Даже шире - везде нужно адекватное управление, чтобы каждый из нас точно знал, чем он должен заниматься на своем месте. Вот мы, как и большинство театров, решили для себя, что должны делать, и ездим по точкам, где есть эвакуированные дети из Арцаха, пережившие сильный стресс. Пытаемся как-то их развлечь, вовлечь в игру. И это сугубо наша инициатива. Думается, все же, даже эти процессы должны быть централизованы, должны быть четкие задачи перед каждым и в каждой сфере.
Но возвращаясь к «до конца», вот брат говорит – на крайний случай уйдем в леса, будем партизанить. Я не сомневаюсь в его словах, он участник трех войн, вся грудь в медалях. И на днях Араик Арутюнян наградил еще одной – горсткой людей, имея один танк, они прорвали линию противника и вывели из окружения несколько десятков солдат. Но проблема – эта прекрасная молодежь, которая погибает десятками. И надо найти какое-то решение – такое, которое станет неожиданным и переломным. Решение не военное. Тем более, что в нынешних реалиях Победа в ее хрестоматийном понимании, это взятие уже не Баку, а Анкары. А смотреть надо реалистически – это вопрос выживания нации. И новых соседей нам никто не подселит. И война не может стать решением. И очередная «заморозка» тоже. Нужно именно неожиданное предложение, нетривиальное решение. И мне кажется, если напрячь наши общие дипломатически-экспертные мозги, выход найдется. А еще надо иметь много друзей в мире и работать с ними – в России, Иране, Европе…
- Так ведь работают, но призывы и усиливающуюся глубину озабоченности на хлеб не намажешь.
- Нет-нет, я имею в виду практические шаги. В конце концов, все политические процессы в мире формируются посредством людей. И это очень важное умение - находить с этими людьми общий язык, чтобы отношения давали реальные плоды на реальной почве. Это «равноудаленное» отношение может измениться, когда нам удастся втолковать «акторам» во всем мире, что мы все равно будем жить здесь! И даже если Турция попытается завоевать весь Карабах, эта война не закончится – мы никогда с этим не смиримся. На самом деле на поле боя мы уже победили, если вот уже 40 дней вторая армия НАТО со всеми своими террористами не может прорвать нашу оборону. Этот вопрос не решить войной, она только будет забирать все новые жизни. Арцах никогда не будет в составе Азербайджана – это, мне кажется, очевидно уже не только нам. Но «Мы победим!» я понимаю как победу мысли, позиции, политического решения. Мы должны победить как идея!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-07-26 10:25
"Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2024-06-20 10:37
"Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина. В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!