ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ
ТАКОМУ ОФИЦЕРСКОМУ КОРПУСУ МОГЛА БЫ ПОЗАВИДОВАТЬ ЛЮБАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ДЕРЖАВА
Впервые к этой удивительной истории "ГА" обратился 29 мая 2008 года в статье "Василий Осипянц, кавалер Георгиевского оружия". Собственно говоря, историй было две: одна - история Барсега (Василия) Осипянца, блестящего офицера Российской армии, полковника, награжденного высшими боевыми наградами России, командовавшего полком в героическом Караклисском сражении 1918 года и затем погибшего при невыясненных обстоятельствах, и вторая история - его родного внука Михаила Ивановича Артеменко, преподавателя из подмосковного Подольска, точнее, история его поисков своих армянских корней. Обе истории поведал нам Михаил Иванович в написанной им книге "Кавалер Георгиевского оружия Василий Осипянц". Книга, содержавшая огромное количество информации, в то же время оставалась недописанной, так как в самой жизни поиски Михаила Ивановича не были завершены...
ЛИШЬ ДВЕ ОРЕШИНЫ У БРАТСКОЙ МОГИЛЫ
Так случилось, что летом того же 2008 года Михаилу Ивановичу удалось приехать в Ереван, где с помощью сотрудников архивов и библиотек ему удалось восстановить некоторые детали участия полковника Осипянца в Караклисском сражении и обстоятельства его и других участников этого сражения трагической гибели вследствие вероломного обмана турок.
Из Еревана он отправился в Тбилиси и оттуда - в село Чанахчи, где местные жители указали ему место захоронения армянских офицеров, братская могила которых никак внешне не обозначена, не говоря уже о кресте, надгробном камне и других необходимых атрибутах христианского погребения.
И уже 2 октября "ГА" смог опубликовать его статью "Казнены, зарыты,.. но не забыты", в которой Михаил Иванович подробно рассказал и об итогах ереванских разысканий, и об обнаружении на околице села Чанахчи, казалось бы, навсегда утраченной могилы армянских героев. Оказывается, с установлением Советской власти изгородь вокруг нее была уничтожена, и местные жители узнают место захоронения 150-200 армянских воинов, в том числе 13 офицеров Отдельного Армянского корпуса, по двум огромным орешинам, посаженным в те же дни. Свой отчет о поездке Михаил Иванович завершил следующими словами: "Теперь у меня новая цель, и надо ее осуществить. Вернуться вновь и поставить памятный крест с именами офицеров, до конца исполнивших свой долг перед Родиной. Лишь бы успеть..."
В своем комментарии к статье Михаила Артеменко "ГА" в том же номере писал: "Нам хотелось бы привлечь внимание читателей и тем более высоких компетентных организаций к последним строкам письма. Неужели наши погибшие герои так и не дождутся необходимого внимания со стороны независимого Армянского государства, за создание которого они и отдали свои жизни? Может быть, займутся этими вопросами Министерство обороны, ветеранские организации, депутаты, в частности Виктор Даллакян, один из авторов книги, посвященной героям Караклисского сражения?"
Прошло два года. К сожалению, Михаил Иванович серьезно заболел и не смог пока осуществить задуманное. Сейчас, слава богу, поправляется и замыслов своих не оставляет. Более того, за это время ему удалось издать в Москве свою вторую замечательную книгу -"Нухинское созвездие", которая, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Здесь только отметим, что в книге подробнейшим образом изложены многолетние изыскания автора в двух, казалось бы, несовместимых направлениях: с одной стороны, восстановление истории карабахских меликов Мелик-Алахвердовых, к роду которых принадлежала бабушка Михаила Ивановича, урожденная княгиня Мелик-Алахвердова; с другой - восстановление целостной картины Караклисского сражения и, в частности, участия в нем его деда - полковника Осипянца и обстоятельств его гибели.
Обе задачи выполнены автором блестяще. Исследования в области генеалогии княжеского рода Мелик-Алахвердовых, продолжившие историю меликов Джраберда, изложенную Раффи в "Меликствах Хамсы", безусловно, станут незаменимым подспорьем для всех интересующихся историей Арцаха-Карабаха.
Что касается Караклисского сражения, то без каких-либо скидок на "непрофессионализм", на который ссылается Михаил Иванович, следует прямо признать, что подобного исследования некоторых аспектов этого сражения в нашей военной и исторической литературе вообще не существует. Возможно, к книге М.Артеменко "Нухинское созвездие" мы еще вернемся.
НИ МИНОБОРОНЫ, НИ ДЕПУТАТЫ, НИ ВЕТЕРАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ОТКЛИКНУЛИСЬ
За то же время в Армении на призывы наши практически никто не откликнулся, несмотря на то что мы в дополнение к статьям обращались по различным адресам. В частности, депутату Даллакяну мы передали все имевшиеся в нашем распоряжении материалы. Никакой реакции.
Никакой реакции не последовало и на другие опубликованные в "ГА" предложения по увековечиванию памяти солдат, офицеров и генералов Армянской национальной армии: так, с 2005 года невозможно получить от компетентных органов внятный ответ на предложение профессора Гюлаба Мартиросяна по реабилитации и установлению памятного знака в честь незаконно репрессированных и сосланных сотен офицеров Армянской национальной армии (эти предложения с тех пор не раз звучали на страницах "ГА"), никакого официального отклика не последовало на предложение потомков героев майских сражений 1918 года об установлении в Аванском ущелье памятника расстрелянным там в 1937 году генералам и офицерам, в частности генералам Силикяну и Араратяну...
Отношение наших властей к этим и другим подобным вопросам выглядит по меньшей мере странно. Ибо важнейшим преимуществом независимого государства, на наш взгляд, является его возможность свободно определять свои национальные приоритеты, интересы, ценности, идеалы и цели, а также пути их достижения. Нация, обладающая независимой государственностью, имеет полную возможность самостоятельно формировать свою историческую память, отношение к событиям и лицам, на которых зиждется национальное самосознание.
Вспомним недавние советские времена. Москва (не без помощи местных добровольцев) определяла, кто мы и сколько нам лет, что было в нашей истории и чего не было, кто наши национальные герои и кто наоборот, каких наших собственных классиков можно читать и за чтение каких отправлять в лагеря и т.д., и т.п. Особое место в ряду этих суровых запретов занимали события недавнего прошлого. Конечно, наиболее абсурдным был действовавший до 1965 года запрет на память о Геноциде, жертвами которого стали представители практически каждой армянской семьи. Но разве менее абсурдными были попытки запретить какие-либо упоминания о существовании Первой Республики Армения, героических майских сражениях 1918 года - коротко говоря, обо всем, что было связано с национально-освободительной борьбой армянского народа, в частности с деятельностью "Дашнакцутюн", сыгравшей выдающуюся роль в этой борьбе и к 1918 году пользовавшейся поддержкой более 90 процентов армянского народа. В результате, если вернуться к нашей теме, получалось, что Армянской национальной армии и вовсе не существовало, что, к примеру, в майских сражениях 1918 года победы одерживала стихийно вставшая на защиту своей Родины крестьянская масса, что героически воевавшие в рядах этой армии офицеры - это непонятно как оказавшиеся в Армении офицеры царской армии, всего лишь "белогвардейцы", которые заслуживали "соответствующего" к себе отношения. Не случайно и дела их хранились в архивах НКВД.
Между тем вот что пишет по этому поводу М.И.Артеменко: "Спешно созданный в декабре 1917 года Отдельный Армянский корпус во главе с генерал-лейтенантом Ф.И.Назарбековым не имел еще достаточного опыта ведения боевых операций, солдаты были плохо подготовлены и обучены, да и дисциплина была не на должной высоте. Что же касается офицерского состава, то он был блестящим: генералы и полковники, капитаны и штабс-офицеры еще царской армии; многие имели высшие боевые награды, в том числе ордена Св.Георгия и Георгиевское оружие, за участие в недавних битвах I Мировой войны. Такому офицерскому корпусу могла бы позавидовать любая европейская держава".
КРЕСТ НА МЕСТЕ УПОКОЕНИЯ 200 ОФИЦЕРОВ И СОЛДАТ ОТДЕЛЬНОГО АРМЯНСКОГО КОРПУСА
Конечно, было бы неверным утверждать, будто рассматриваемые здесь вопросы не вызывают общественного интереса. Наоборот, статьи на эту тему в "ГА" и тем более книги М.И.Артеменко никого не оставили равнодушным, о чем свидетельствуют поступавшие в редакцию устные и письменные отклики.
Вот, к примеру, что пишет в своем письме полковник Михаил Степанян, зампредседателя патриотической общественной организации "Маршал Баграмян". "...По-настоящему геройский поступок совершил Михаил Иванович Артеменко. По прошествии стольких лет, приложив неимоверные усилия, в результате неутомимых поисков в архивах России, Грузии, Армении он сумел восстановить забытую историю героической гибели славных сынов Армении, за создание, сохранение и существование которой отдали свои жизни пламенные патриоты...
...Как ни странно, но почему-то до сих пор не привлекла внимания ни наших государственных мужей, ни депутатов, ни руководства и общественных организаций Лорийского марза судьба останков погибших героев, заживо сожженных армянских офицеров, участников кровопролитного, но победоносного Караклисского сражения, давшего возможность армянским войскам одержать весомую победу под Сардарапатом и в Баш-Апаранской операции. Это про них главком турецких войск на Кавказском фронте Мамед Вахиб-паша сказал: "Под Караклисом армяне показали, что они могут быть лучшими солдатами мира..." Разве не достойны они, отдавшие жизнь за сегодняшнюю Армению, быть погребенными в огороженной братской могиле и с высеченными именами на скромной памятной гранитной плите?"
Живя в далеком Подольске, М.И.Артеменко не часто имеет возможность услышать добрые слова о проведенной им исследовательской работе, далеко выходящей за рамки модных нынче поисков своей родословной.
Поэтому можно понять, какие чувства вызвало у него полученное недавно официальное письмо: "Уважаемый Михаил Иванович! Научный персонал Мемориального комплекса Сардарапатской битвы, Национального музея этнографии Армении и истории освободительной борьбы выражает Вам глубокую благодарность за насыщенную, богатую информацию о наших национальных героях, в частности о Вашем знаменитом деде - кавалере Георгиевского оружия, полковнике Василии (Барсеге) Каграмановиче Осипянце. Фотография Вашего предка займет свое достойное место в нашей экспозиции, посвященной майским сражениям. Еще раз благодарим Вас, желаем крепкого здоровья, возвращения на Родину и в наш музей. С уважением, директор музея К.А.Аристакян".
Тем более что незадолго до получения этого письма, в июне 2010 года, Михаилу Ивановичу сообщили из Усманского краеведческого музея об открытии экспозиции, посвященной I Мировой войне, с отдельным стендом последнему коменданту города Василию Осипянцу.
Как пишет в редакцию "ГА" Михаил Иванович, "в музее постарались оформить стенд деда с необыкновенной теплотой и уважением. Тут было все: большой портрет деда, фотография всей его семьи, сообщение о его подвиге на фронте и представление к награде Георгиевским оружием, его приказы по гарнизону, копии орденов, мои книги о нем и другие архивные документы... Армения может гордиться своим сыном Василием Осипянцем".
Увековечив память о своем дяде в экспозициях двух музеев - России и Армении, Михаил Иванович имел полное право с чувством исполненного долга взволнованно и счастливо воскликнуть: "Долгая дорога к мечте завершена".
Это, безусловно, так. Однако приведем в завершение строки из благодарственного письма Михаила Ивановича директору Сардарапатского музея К.А.Аристакяну: "30 лет поисков и попыток не пропали зря. Имя моего деда - полковника Василия Каграмоновича Осипянца будет увековечено, и его фотография займет достойное место среди боевых товарищей - героев майских битв 1918 года. Горжусь тем, что мой дед сражался и погиб за независимость Первой Республики Армения.
Смею надеяться, что придет то время, когда на братской могиле, где покоятся 200 офицеров и солдат Первого Армянского корпуса, вероломно казненных озверевшими турецкими войсками в конце мая 1918 года в селе Чанахчи, появится долгожданный крест с именем героев. Верю, это время наступит! Так хочется в это верить!"
Мы тоже верим в это. И поэтому считаем, что необходимо продолжать, казалось бы, безнадежную борьбу за восстановление чести и достоинства Армянской армии 1918-1920гг., ее офицеров и генералов, отчужденных от истории современных Вооруженных сил Армении даже официально датой празднования Дня национальной армии - 28 января (28 января 1992г. был издан приказ о создании Национальной армии РА), словно не благодаря им была возрождена АРМЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ, существующая и по сей день. Необходимо продолжить борьбу за полную реабилитацию невинно осужденных, сосланных и казненных, за сохранение памяти о них во всех возможных формах, в том числе и посредством священных для нас захоронений, будь то в России, селе Чанахчи или в Аванском ущелье.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2015-05-13 14:10
Поток касающейся Турции информации в последние месяцы не прерывался и не ослабевал. Не ослаб он и после 3 октября, когда счастливое лицо премьер-министра Эрдогана должно было оповестить мир о том, что цель достигнута и двери в ЕС открыты.На самом же деле в тот день мало что по существу решилось, и перспективы вступления Турции в семью цивилизованных европейских народов как были туманными до 3 октября, таковыми и остаются.
-
2015-05-12 11:01
Книга “ОПЕРАЦИЯ НЕМЕЗИС, РАССКАЗАННАЯ ЕЕ УЧАСТНИКАМИ” содержит переведенные на русский язык воспоминания непосредственных участников операции “Немезис” (Микаела Варандяна, Согомона Тейлиряна, Шаана Натали, Мисака Торлакяна, Аршавира Ширакяна, Григора Мержанова, Арама Ерканяна, Азвина, Даре Айказяна и Симона Врацяна), а также статьи автора, написанные в разное время на эту тему и ставшие фактически предисловием к данному изданию. В большинстве случаев материалы на русском языке публикуются впервые. Автором статей и переводов явился известный публицист Левон Микаелян (Казарян), проработавший в газете «Голос Армении» на должности заместителя главного редактора более 16-ти лет.
-
2011-09-29 00:00
Каждый, кто пытался осмыслить исторические пути и судьбы армянской литературы, охватить ее широким ретроспективным взглядом, определить ее своеобразие в контексте мировой, не мог не прийти к выводу, что основная особенность армянской литературы, предопределившая ее основное содержание, тематику и проблематику, своеобразие ее поэтики, жанровой и образной систем, - это лежащая в ее основе национальная идея.Если попытаться дать краткое, буквально в двух словах определение, девиз и кредо армянской литературы, да и всей армянской книжности от ее истоков до наших дней, то и здесь нам не пришлось бы искать что-то новое. Достаточно вспомнить лаконичную формулу, предложенную Хачатуром Абовяном полтора века назад для характеристики своей великой книги "Раны Армении", - "плач патриота".
-
2011-07-07 00:00
заявил в интервью "ГА" Рафаэл АМБАРЦУМЯН, председатель организации "Обет национального союза" - Вы и некоторые другие нждеведы считаете днем рождения Нжде 1 февраля, а не 1 января, как считал составитель первой полной биографии Нжде Аво. На чем основывается ваша версия? - На единственном дошедшем до нас документе, указывающем день рождения Нжде точно, - на составленном в 1916 году рукой Нжде "послужном списке". Документ этот подписан также генералом Смбатом Борояном. Этот документ обнаружил и опубликовал в "Историко-филологическом журнале" (№1, 2001) историк Ваан Меликян. В документе указано, что Нжде родился 20 января по юлианскому календарю, то есть 1 февраля по новому стилю.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-02-19 10:07
Заявление начальника объединенных штабов ОДКБ генерал-полковника Андрея Сердюкова о высокой вероятности обострения конфликтов на армяно-азербайджанской границе было озвучено в тот самый момент, когда Пашинян приступил к назначениям на руководящие посты в ВС. Назначений было более 10, процесс продолжается.
-
2023-11-24 10:25
О чем рассказывают деньги 25 ноября в Музее истории Армении откроется новая выставка под названием «Драм в Армении: времена и отношения», посвященная 30-летию национальной валюты Армении.
-
2023-10-12 09:21
В правительстве вновь спутали «гири» приоритетов безопасности Военная «гиря» на весах безопасности Армении – важная часть дел власти, но еще важнее – обеспечение «мирной повестки» и решение всех спорных вопросов с Азербайджаном. Такое мнение выразил 10 октября в интервью Общественному телевидению Армении Никол Пашинян, рассчитывающий, кажется, на Нобелевскую премию мира за счет игнорирования национальных интересов Армении…
-
2023-06-28 10:02
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о том, как Никол Пашинян "не понимает", в чем его вина. А о том, что он не понимает, премьер сказал на слушаниях в парламентской комиссии по 44-дневной войне. Дескать, да, по-человечески он настолько благороден, что признает себя виновным во всем, но вот, говорит Никол, когда он берет ручку и бумагу и хочет написать конкретно, в чем же он виноват, то ничего у него получается. Потому как, глядя честными глазами говорил Никол, одни его обвиняют в том, что он сдал земли, другие в том, что не сдал их вовремя…