Последние новости

С ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ И НАДЕЖДОЙ

Концерт, посвященный Героям Арцахской войны

Отдаваясь политическим страстям, мы все реже вспоминаем слова поэта: "Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен".

 Концерт, посвященный Героям Арцахской войныЗАВЕРШАЮЩИЙСЯ ЖЕСТОКИЙ ГОД ПРИНЕС НАШЕМУ НАРОДУ многочисленные потери и страдания. И это далеко не какие-то штрихи, а глубокие раны, которые скоро не заживут. И в этой ситуации как нельзя уместнее было решение руководства филармоническим оркестром возобновить свою деятельность.

И вот 11 декабря Большой зал филармонии распахнул свои двери перед публикой. Свой первый концерт сезона Национальный филармонический оркестр под управлением Эдуарда Топчяна посвятил Героям Арцахской войны. В программе два шедевра армянской классики- Концерт для трубы и оркестра Александра Арутюняна - в первом отделении и Вторая симфония (Симфония с колоколами) Арама Хачатуряна - во втором. Возвращение в концертный зал после тяжелых событии (война, пандемия) - радость для слушателей - как возвращение домой после долгого отсутствия, как свет в конце тоннеля, внушающий надежду.

В этом году оркестр мог бы отметить знаменательную дату - 95-летие со дня основания. Возраст зрелости и мудрости. Какие только яркие имена не стояли у дирижерского пульта оркестра! Сколько выдающихся солистов-исполнителей украшали афиши его концертных программ! И сегодня определяющим для нынешнего дирижера остается вкус и замечательная музыкальная эрудиция. Именно этим обстоятельством объясняется нынешняя репутация оркестра - лучшего музыкального коллектива Армении.

Символично, что оба произведения программы концерта пронизывает идея жизнеутверждающей борьбы, сопрягая два начала - трагическое и героическое.

Концерт для трубы и оркестра задуман Александром Арутюняном в разгар Великой Отечественной войны. Он впервые был исполнен солистом -трубачом Айказом Месияном в Москве, в зале им. Чайковского в сопровождении Госоркестра СССР под управлением Карла Элиасберга. Музыка концерта отмечена мелодической выразительностью, а оркестровая палитра - легка и прозрачна. На фоне ее особенно ярко и выпукло звучит виртуозно эффектная партия солирующей трубы. Произведение это широко известно в мире, оно исполнялось в странах Европы, США, Японии, Франции… Его неоднократно переиздавали в Москве и за рубежом, а исполнителями были выдающиеся солисты.

 Трубач, лауреат международных конкурсов Кирилл СолдатовВ КАЧЕСТВЕ СОЛИСТА НЫНЕШНЕГО КОНЦЕРТА ВЫСТУПИЛ одаренный трубач, лауреат международных конкурсов Кирилл Солдатов. С семнадцати лет он является солистом Национального филармонического оркестра России под управлением Вл. Спивакова. Кирилл Солдатов стал самым молодым музыкантом в истории оркестра. С 2008 года - участник Брасс-квинтета НФОР. Ансамбль гастролирует на ведущих концертных площадках России и Европы и участвует в престижных фестивалях. Кирилл Солдатов становится первым исполнителем сочинений для трубы и современных авторов.

В концертном зале им. А. Хачатуряна произведение Арутюняна Солдатов исполнял впервые. Концерт в его исполнении прозвучал впечатляюще, с замечательными сольными фрагментами, ярким виртуозным скерцо, со всем, что называется "прелестными деталями". Он был необыкновенно легким, задорным и увлекательным.

Талантливый трубач еще и исследователь музыки. Ему всегда важно знать все о композиторе, чье произведение исполняет. Как выяснилось, эти весьма важные сведения помогают интерпретации, сообщают массу интереснейших нюансов. И это чувствовалось во время концерта - благородство, изысканность трактовки, ясность и простота. Арутюнян у него по-особенному проникновенен и трогателен.

Великолепен был и оркестр, чуткий, реагирующий. Техническое мастерство и красота звучания явились прочной основой для раскрытия художественного замысла обоих сочинении - Концерта для трубы Арутюняна и Второй симфонии Хачатуряна. Симфония с колоколами была задумана Хачатуряном в 1943 году в дни Великой Отечественной войны. Отзвуки грозовых событий, потрясших все человечество, героизм борьбы, проникнутой священной ненавистью к врагам, взволнованная песнь о духовном величии, героизм народа, преодолевающего горе на тернистом пути к победе… Музыка симфонии волнует глубокой содержательностью, красочностью образов, оркестровым блестящим мастерством, драматизмом и жизнеутверждающей силой.

ЭТО САМОБЫТНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЫЛО ИСПОЛНЕНО оркестром с замечательным мастерством и одухотворенностью. Оркестр под управлением Э.Топчяна донес до слушателей первозданную свежесть восприятия: казалось, что музыка рождается в импровизационном озарении, в порыве. Как всегда, достойно проявила себя струнная группа. Все штрихи отработаны до тонкостей, слитность и отчетливость игры прекрасны. Строй духовых удивителен в любых сочетаниях, как аккордовых, так и мелодических. Отличались виртуозными пассажами медные инструменты. Блеск оркестрового фортиссимо достигал своих вершин.

Взыскательность к себе и к коллективу, профессионализм и совершенное знание партитуры - вот неоспоримые достоинства Эдуарда Топчяна - дирижера, о чем свидетельствовал концерт, посвященный Героям Арцахской войны.

Сезон открылся, несмотря ни на что. Будем ждать событий! В музыке они еще возможны.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МУЗЫКА СКРЯБИНА В ЗВУКЕ И ЦВЕТЕ
      2023-06-23 15:31

      Молодая пианистка Гаянэ Асланян широко известна в кругу любителей классической музыки. Лауреат республиканских и международных музыкальных конкурсов, сегодня она привлекает внимание широкой аудитории слушателей, а ее выступления удостаиваются высокой оценки опытных музыкантов и горячих аплодисментов публики.

    • В «ОЖИДАНИИ» МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА
      2023-03-08 10:20

      Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • Анаит ЧАУШЯН: «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТЦА – КАК «СОЛЬ С ПЕРЦЕМ» В МОИХ КОНЦЕРТАХ»
      2022-11-21 14:57

      Отечественные ценители классической музыки всегда рады встрече с талантливыми музыкантами - выходцами из Армении, продолжившими карьеру за рубежом и добившимися немалых успехов. К таким музыкантам, несомненно, относится и известная пианистка, лауреат фортепианного конкурса Emmanuel Durlet Бельгии, обладатель Почетного диплома Academia Chigianain Siena Анаит Чаушян, которая на днях выступит с концертом в Ереване. Музыкальная встреча с Анаит Чаушян состоится во вторник, 22 ноября, в Большом зале «Арам Хачатурян» и будет посвящена памяти ее отца - именитого композитора, заслуженного артиста Армении Левона Чаушяна. Изначально концерт планировался как часть 14-го Ереванского международного фестиваля музыки, но из-за событий на границе Армении в сентябре его пришлось отложить на время. Сегодня Анаит Чаушян находится в Лондоне, откуда и согласилась дать онлайн интервью «Голосу Армении».