"КРИСТОФЕР" - ОНЛАЙН-ЧЕМПИОН!
Спектакль Государственного театра кукол им. О. Туманяна "Кристофер" в постановке Самсона Мовсисяна стал первой ласточкой среди победителей на международной арене начавшегося сезона. На традиционно проходящем в Кракове VIII Международном театральном фестивале Wschod - Zachod ("Восток - Запад") спектакль удостоился наград в двух главных номинациях.
ИЗВЕСТИЕ О ТОМ, ЧТО НАШ СПЕКТАКЛЬ "КРИСТОФЕР" получил сразу два приза: Самсон Мовсисян - "Лучшая режиссура драматического театра", Грач Гюмбалян - "Лучший актер", обрадовала, но и озадачила. Каким образом и когда успели - вроде вчера еще где-то пересекались с Самсоном, да и вообще двери Европы на данном этапе карантина закрыты на крепкий замок. Мысль о том, что не только театры, но и фестивали могут решить не откладывать жизнь на потом, в голову не приходила.
Но фестиваль "Восток - Запад", в организаторах которого числятся две страны, Польша и Украина, именно решили не откладывать на потом и провести фестиваль, причем конкурсный, в режиме онлайн!
"Сегодня реально существует множество видеоконкурсов, - говорит Самсон Мовсисян. - Конечно, театр - "живое искусство", и здесь все сложнее. Уверен, если бы они посмотрели живой спектакль, эмоций было бы намного больше, даже поклон на финале - это совсем другой энергетический обмен между артистами и зрителем, но сегодня выбирать не приходится. Но на фестивале "Восток - Запад" работало очень солидное жюри, и здесь возникает иной ракурс - сидят профессионалы-эсперты и на пониженном эмоциональном фоне чисто оценивают работу. Что касается публики, спектакли фестиваля транслировались и в онлайн-режиме, и по каналу "Культура", который существует в Польше. Так что в таком формате зрителей оказалось намного больше, чем может вместить театральный зал". Остается утешиться тривиальным "нет худа без добра" и еще раз вздохнуть с надеждой на то, что настоящие, живые гастрольные поездки уже не за горами".
Когда четыре года назад спектакль Самсона Мовсисяна взял Гран-при на фестивале "Восток - Запад", все было понятно. Фестиваль этот объединяет, как правило, Польшу с Украиной и их соседей, и Армения вроде выглядела на этом фоне почти экзотично, но тогда речь шла о спектакле "Нос" по повести Гоголя, спектакль шел на понятном русском языке, а его подчеркнутая театральность не могла не произвести впечатления.
Совсем иное дело - "Кристофер". В его основу режиссер положил инсценировку выпущенного в 2003 году и сразу ставшего бестселлером романа британского писателя Марка Хэддона "Загадочное ночное убийство собаки". Принято считать, что сие художественное произведение дает точное представление о сознании человека с аутизмом. И, поскольку тема более чем актуальная, "Убийство собаки" начало торжественное шествие по сценам Европы и США. Позже появилась информация о том, что в Голливуде о Кристофере собираются снять фильм, а за работу берется сам сценарист экранизаций эпопеи о Гарри Поттере Стив Кловис. Словом, искушенному жюри было с чем сравнивать. И сравнение оказалось в пользу очень актерского, очень подробно психологического армянского спектакля!
"В ПРОГРАММЕ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛО 20 СПЕКТАКЛЕЙ из порядка 10 стран - традиционно Украина, Польша, Литва, Беларусь, Чехия, Словения... А мы вообще удивились, когда нас пригласили. Отправили заявку по инерции и не сильно обольщались - спектакль на армянском языке, длинные психологические тексты. И вдруг получили добро! Тем более что в этом году фестиваль делал акцент на психологических драмах. Поскольку о выезде в Польшу сегодня речь не идет, они попросили прислать видеоверсию без монтажа, безо всякой "косметики", чтобы камера работала как зрительский глаз. Обсуждение жюри выставили в соцсеть, так что у нас была возможность все слышать. Самое здоровское: они говорили о том, что не приходилось смотреть на субтитры, - ты постоянно следишь за действием, и все очень эмоционально и понятно. Очень хвалили работу актеров, подчеркивали достоинство минималистических решений, наконец, жалели, что не смогли увидеть спектакль вживую. Нам, конечно, тоже жаль, что не смогли вживую показать, но в любом случае неожиданно и приятно", - говорит режиссер спектакля.
Впрочем, еще не вечер, и надежда есть всегда. Дирекция фестиваля "Восток - Запад" переформатировала не только конкурсную часть фестиваля, переведя ее в онлайн-формат. Переформатирована и церемония награждения. Наградой и для участников, и для зрителей станет живой показ в Кракове спектаклей, удостоившихся наград в конкурсе. Парад победителей планируется провести в августе, в надежде на то, что к концу лета пандемия отступит. А еще "Кристофер получил приглашение показаться на Международном фестивале "Вдохновение", который проходит традиционно в московской ВДНХ. А, поскольку коронавирусная ситуация в России и ее столице много лучше, чем в Европе, шансы добраться туда вполне высокие.
"Вообще, по-моему, сегодня все заработали с удвоенным энтузиазмом. Было очень приятно, что во время карантина театры не только показывали записи своих спектаклей и реализовывали онлайн-проекты, но и появились по-настоящему интересные спектакли, сделанные на открытых площадках: "Гардения" Гора Маркаряна, "Декамерон" Лики Элбакян", - считает Самсон Мовсисян. - Все-таки эта ситуация заставила нас искать какие-то альтернативные формы и думать более масштабно, выламываться из привычных рамок. Мы ужасно соскучились по работе, а зритель - и это очевидно - по театру. Так что прорвемся!"
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-23 10:32
С 18 по 20 октября в разных уголках Армении прошли Дни Арцаха, наполнившие ярким светом и теплом нашу обыденность и сердца людей. В течение трех дней жители разных регионов продолжали знакомиться с богатством арцахской культуры и творчества арцахцев, отраженным в живописи, музыке, песнях и танцах, народно-прикладном искусстве, национальных играх и, конечно же, кухне.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.