ЛУЧШИЕ МУЗЫКАНТЫ БЫЛИ В ШУШИ
В 1976 г., за два года до кончины великого композитора Арама Хачатуряна, талантливый архитектор Марк Григорян показал ему проект его будущего дома-музея. Арам Ильич был польщен и обрадован, увидев прекрасную работу. Он высоко оценил проект, но тем не менее обратился к М.Григоряну с просьбой внести небольшую, но важную для него коррективу: спроектировать в будущем доме-музее небольшой концертный зал, где после его смерти всегда будет звучать музыка в исполнении как именитых, так и молодых музыкантов и певцов, а в зале будут сидеть слушатели разных поколений.
ПРОСЬБА КОМПОЗИТОРА БЫЛА ВЫПОЛНЕНА. И, хотя Араму Хачатуряну не суждено было увидеть готовый дом-музей, музыка в камерном, но уютном и гостеприимном зале звучит всегда. Исключением не стал и один из солнечных апрельских дней, когда по инициативе руководства Дома-музея Арама Хачатуряна здесь стартовала серия мастер-классов по армянским народным инструментам, организованная в сотрудничестве с Культурным центром "Мгер Потоян". Познакомиться с историей национальных инструментов, известными школами и талантливыми исполнителями, посмотреть, как устроен тот или иной инструмент, пришли ученики ереванских школ. Цель мастер-классов - представить детям армянские национальные инструменты в их многообразии и богатстве звучания, научить узнавать и различать их, приобщиться к национальному музыкальному искусству, которое лежит в основе любой музыки, в том числе и произведений Арама Хачатуряна.
Героями первого мастер-класса стали струнные инструменты - каманча и тар, а также ударный даф. Их представили известный каманчист Акоп Халатян, тарист Арсен Мирзоян и дафист Микаэл Гюликехваев. Дебютный урок проекта был посвящен памяти молодого талантливого каманчиста Мгера Потояна, погибшего во Второй Карабахской войне.
"Я впервые выхожу на сцену по трагическому случаю. Сегодняшняя встреча посвящена нашему молодому коллеге, блестящему музыканту, который, несмотря на молодой возраст, сумел стать в ряды профессиональных каманчистов и, останься он жив, стал бы достойным правопреемником нашей музыкальной школы, - поделился мыслями Акоп Халатян. - Не каждый, кто берет в руки инструмент, становится музыкантом: можно просто играть на каманче, но истинным каманчистом так и не стать. Мгер Потоян был из тех, кто стал на путь народного музыкального искусства и подавал большие надежды. К сожалению, война отняла у нас его, как и тысячи наших молодых парней, талантливых в разных сферах деятельности. Сегодняшний мастер-класс, я надеюсь, поможет детям почувствовать волшебство музыки, звучащей на народных инструментах, и полюбить ее. Кто знает, быть может, однажды один из юных слушателей решит взять в руки инструмент и восполнить нишу, оставленную Мгером".
АКОП ХАЛАТЯН ТРИ ГОДА НАЗАД ПЕРЕЕХАЛ ИЗ ЕРЕВАНА В ШУШИ, чтобы обучать арцахских детишек игре на своем инструменте и оставался там практически до конца войны. Не секрет, что Шуши издавна был известен на весь Кавказ и даже Восток своими традициями игры на каманче, прекрасными музыкантами, а также мастерами по изготовлению инструментов. Известный музыковед Барсег Корганян (Василий Коргаев) в свое время отмечал, что в конце XIX - начале XX вв. Шуши именовали "консерваторией Востока", где музыканты-армяне не только прекрасно играли на народных инструментах и сочиняли музыку, но и занимались изготовлением каманчи, тара. Как рассказывает Акоп Халатян, уже в то время самыми популярными инструментами в Шуши и регионе были каманча, тар и даф. Их исполнители, объединившись, создавали группы - трио, пользующиеся большой популярностью как у простого народа, так и у зажиточной части общества.
"Жители каждого региона исторической Армении отличались талантом, свойственным именно этой местности. Так, в Шуши наряду с прекрасными мастерами-ремесленниками появлялись и талантливые музыканты-каманчисты. Этот инструмент пользовался особой популярностью: обучаться игре на народных инструментах, в том числе и на каманче, было много желающих, - рассказывает Акоп Халатян. - Каманча и тар звучали в городе по случаю всех торжеств и празднеств, иногда устраивались концерты, собиравшие огромную аудиторию поклонников народной музыки. Лучшими музыкантами Востока считались шушинцы. Интересно, что в состав трио входили музыканты-армяне, играющие на каманче и таре, а дафист нередко бывал мусульманином, так как играл в группе также роль певца - исполнителя мугама. Шушинские музыканты часто ездили в Баку, входящий тогда в состав Российской империи, где были нефть, промышленность и зажиточные люди, которые хорошо платили музыкантам. К каманчистам и таристам выстраивались очереди учеников, и все знали, что лучшие музыканты - армяне Шуши".
Шуши оставил свой след на Кавказе и Востоке не только музыкантами, но и мастерами по изготовлению инструментов. Как отметил А.Халатян, когда из Персии в Арцах была завезена каманча, она была громоздкой и грубой, какой осталась и сегодня. Во время выступлений персидские исполнители кладут ее на колени из-за тяжести и неудобства. Мастера Шуши, изучив инструмент, вскоре создали его армянскую версию - размером поменьше и весом полегче, использовав для этого более легкий вид дерева, шелковицу. Это позволило играть на инструменте, держа его в руках, не испытывая при этом тяжести и дискомфорта.
ШУШИНСКИЕ МАСТЕРА МОДИФИЦИРОВАЛИ ВСЕ: форму, струны, гриф и другие части каманчи, создав новый инструмент армянского образца. Шушинская школа каманчи расцвела, дав немало именитых исполнителей. Среди них и Бала Меликян,чей музыкальный вкус и навыки игры на каманче сформировались на родине, в Шуши, в местной народно-музыкальной среде. Его педагогом был отец - также известный каманчист Григор Меликов (Меликян), которого приглашали выступать в Ереване, Тифлисе, Баку. Сам Бала Меликов выступал также в Москве и Ленинграде, оставив более 300 фондовых записей.
"В Армении тоже было немало талантливых таристов и каманчистов, но их не сравнить с музыкантами Шуши, где были созданы новые формы инструментов, выступали исполнители-виртуозы, - отметил Акоп Халатян. - В 1986 г., перед развалом СССР, мне удалось купить в Бакинской консерватории книгу, изданную годом раньше, в которой представлены 16 каманчистов, 20 таристов, все - армяне".
Акоп Халатян раскрыл детям - участникам мастер-класса множество нюансов, связанных с каманчой и игрой на ней. Урок старшего коллеги продолжили тарист Арсен Мирзоян и дафист Микаэл Гюликехваев, также познакомившие детей с историей своих инструментов, видными музыкантами и школами, продемонстрировали отличие армянских тара и дафа от их персидских аналогов.
"Сейчас в Армении немало действующих профессиональных таристов, но, к сожалению, в музыкальных школах и консерватории на этот инструмент не такой уж большой спрос, - с грустью отметил Арсен Мирзоян. - А ведь у нас есть достойные традиционные школы народных инструментов и имена исполнителей, золотыми буквами вписанные в историю армянского музыкального искусства. Хотелось бы, чтобы дети часто слушали народную музыку, играли на народных инструментах, пусть на любительском уровне, для себя. Ведь именно в этом случае мы сможем отстоять свое национальное наследие и не позволить чужакам присваивать его. Сегодняшний мастер-класс преследует и эту цель - передать потомкам наши знания, умения и любовь к национальной музыке в ее чистом виде".
"Хотелось бы видеть в телеэфире как можно больше концертов и программ, связанных с национальными инструментами, народной музыкой, как это было в советскую эпоху, - подчеркнул Акоп Халатян. - Мы благодарны родителям, которые привели сегодня в Дом-музей А.Хачатуряна своих детей, а также самому музею и Культурному центру "Мгер Потоян" за этот важный и интересный проект. Если сегодня дети уйдут, запомнив хотя бы несколько фраз и мыслей, значит, мы добились своей цели".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-03-28 10:15
Скрипач Вардан Погосян при участии пианиста и композитора Артура Тадевосяна выпустил очередной видеоклип «Поэма» («Poeme»). Трогательная, насыщенная эмоциональным содержанием и смысловой нагрузкой музыкальная композиция появилась на Youtube три недели назад и уже набрала около 12 тысяч просмотров. «Поэма» продолжает активно шествовать по Сети, притягивая новых слушателей богатством музыкальных красок, проникновенным исполнением и талантом исполнителей.
-
2022-09-14 10:20
Центральная библиотека им. Ав.Исаакяна всегда с радостью принимает гостей из Сербии. Вот и на днях здесь побывали видные деятели сербской культуры Милян Губеринич и Марина Миленкович, представившие армянской публике концерт фольклорной музыки стран и регионов бывшей Югославии. Сербия, Косово и Метохия, Босния-Герцеговина, Черногория, Македония – наряду с популярными в разных уголках Балкан песнями Милан и Марина исполнили также песни сербских цыган, придав программе особые нотки драйва.
-
2022-01-31 09:45
…Нежный, красивый удивительно проникновенный голос певца рисует панораму армянских гор, заставляет нас увидеть их могучую красоту, ширь необозримых лугов. А сколько нежного участия, понимания вкладывает певец в тихое проникновенное пиано, в теплые, пронзительные слова о матери. И невольно видится милое, ласковое лицо с сеточкой морщин и добрыми глазами – лицо матери.
-
2021-10-27 09:15
Имя Асмик Лейлоян широко известно в кругах ценителей народной музыки. Одаренная, с самобытным музыкальным почерком исполнительница на каноне, она взрывала и продолжает взрывать публику в лучших залах Армении и зарубежья, а ее имя внесено в музыкальные энциклопедии более 20 стран.