ARMMONO - РАБОТАТЬ, СОЗДАВАТЬ, СОЗИДАТЬ
Совсем скоро и несмотря ни на что возьмет старт очередной Ереванский Международный фестиваль ARMMONO. Именно в качестве директора фестиваля была приглашена на прошедшую недавно в Санкт-Петербурге Вторую международную конференцию "Русский театр за рубежом как институт русской культуры" Марианна МХИТАРЯН. Проекты форума сулят перспективы не только нашему Государственному Русскому театру им. Станиславского, которым она также руководит, но, кажется, нашей театральной молодежи в принципе. Что до перспектив фестиваля - они многоплановы.
- Конференция - это всегда перспективы, потому что новые личные контакты. Но, судя по всему, в Петербурге на сей раз все было глобальнее...
- Русские театры или труппы есть во всем мире, так что охватом конференции был действительно весь мир - от Европы до Астралии. У нее было два режима - онлайн и лайв - второй формат в основном для участников стран СНГ. Конференция, в которой принимали участие разные руководители и театров, и фестивалей, оказалась очень интересной, а главное, продуктивной. На второй день состоялась встреча с замминистра культуры Российской Федерации Аллой Маниловой. Это был очень конструктивный разговор, одним из итогов которого стало предложение создать на базе театра "Балтийский дом" большую летнюю школу.
Речь идет о полномасштабной обучающей программе по разным направлениям, проведении мастер-классов по всем театральным специальностям с участием лучших российских педагогов, и длиться это будет не неделю, как часто принято в таких лабораториях, а примерно месяц. Происходить это будет на базе новой сцены Александрийского театра, который на сегодняшний день оборудован так, что не в каждой европе или америке есть такая техника. Молодые актеры и режиссеры смогут не только креативить сколько угодно, но полностью реализовывать свои самые смелые фантазии. В то же время эта программа предполагает и более широкий контекст: занятия русским языком, экскурсии, посещение театров и музеев, чтобы участники впитывали в себя атмосферу Петербурга, большой русской культуры. Мне кажется, подобная перспектива должна очень и очень заинтересовать наших начинающих артистов.
И еще, это уже благая весть конкретно для нашего Русского театра - пока, правда, в проекте очень перспективный разговор о возможности финансовой поддержки русских театров за рубежом. Это, естественно, более длительный процесс, поскольку он требует каких-то поправок на законодательном уровне. Еще в будущем году наш театр примет участие в программе "Большие гастроли", а в ближайших планах показ спектакля "Люди, звери, обстоятельства" в постановке худрука театра Карена Нерсисяна на фестивале "Встречи в России". А еще - это, правда, уже не Россия, а Беларусь, на 25-летие международного фестиваля в Бресте приглашен наш спектакль "Гардения". Это все четкие договоренности, и я очень надеюсь, что ничто не помешает этим планам реализоваться.
- А что же фестиваль ARMMONO? Он как-то припозднился в сроках...
- Да, в этом году мы начнем 30 мая и будем работать до 15 июня, поскольку это два в одном - и ARMMONO, и ARMMONO+. Наша международная программа, к сожалению, пока будет представлена онлайн, это пока общемировой вектор. Но, я думаю, на данном этапе для нашей страны гораздо важнее и значимее поддержка наших спектаклей, наших артистов - конечно, и в Ереване, но особенно в регионах. Вообще я уверена, что при том психологическом состоянии, в котором находится сегодня наш народ, именно творчество, искусство, причем не слово, а именно дело могут как-то влиять на нашу жизнь, привести хоть к каким-то позитивным результатам. И ARMMONO сфокусирован именно на этом, на таком "кровообмене" между столицей и регионами. Фестиваль откроется премьерой спектакля Гаварского театра в постановке Армена Сафарянав Ереване, после чего последует показ в Арташате, у которого в свою очередь есть свои премьерные спектакли. В нашей программе целая серия спектаклей, сделанных в Гюмри, причем - заявляю со всей ответственностью - один другого интереснее, и они приедут и в Ереван, и в другие города. На мой взгляд, такой обмен позитивной творческой энергией - это сегодня очень важно.
- А что насчет уже ставшей традиционной вишенки на торте от ARMMONO?..
- Совместно с журналом "Драматургия" в лице Карине Ходикян мы запустили проект, так сказать, в поддержку нашей драматургии. В рамках фестиваля пройдут такие получитки-полупостановки, в фокусе которых две темы. Первая - это "Письма с войны". Конкретные письма с войны, конкретные истории в художественной обработке наших лучших драматургов, среди которых и Гурген Ханджян, и Самвел Халатян. Мы просто не могли не воздать еще раз дань нашим павшим мальчикам. Мне кажется, для постановки фильмов и спектаклей о войне мы еще не готовы, нам еще предстоит осмыслить многие процессы, которые происходили, поумнеть и даже помудреть, вынести иной взгляд в будущее. Думаю, время еще не пришло, так что пока это только "Письма с войны".
...А уже к концу фестиваля встанет вторая тема - "Любовные истории", это такая попытка перехода к позитиву. Так или иначе, поддержка драматургов, режиссеров, актеров, маститых и начинающих, в этом году для ARMMONO это важно как никогда. И в программе фестиваля более 20 армянских спектаклей, очень много молодежи, и это прекрасно! Ты же видела в Гюмри эти работы молодых - просто замечательные! Меня, конечно, радует интерес к жанру, но еще больше - стремление созидать, создавать, работать. Только это и может вывести нашу нацию на новый виток развития! И внести какую-то, пусть самую малую лепту в этот процесс фестиваль считает - пусть это прозвучит пафосно - своим долгом.
- На мой взгляд, увеличившийся интерес к жанру продиктован и внутренней потребностью к негромкому, почти интимному разговору о главном - слишком долго нам визжали в уши... Но, честно говоря, когда я спросила о вишенке на торте, имела в виду собственную продукцию ARMMONO, которая в последние годы оборачивалась очень яркими спектаклями.
- Таковая будет. В этом году это опять же пьеса нашего драматурга Арменуи Сислян "И ворон молвил" в постановке быстро ставшей маститым режиссером Татев Мелконян, которая работает с молодым актером Гором Амбарцумяном. А еще, хотя это не в наших правилах, мы повторим показы нашего прошлогоднего проекта. Блистательную работу Нарине Григорян "Буйволица" в силу карантина увидели немногие, и этот "повтор", который состоится в Музее-институте Гранта Матевосяна, - это, так сказать, "по многочисленным заявкам радиослушателей". По тому же принципу состоятся показы спектакля по поэзии Аветика Исаакяна, сделанного мастерами Заруи Хачатрян и Акопом Казанчяном. Кстати, спектакль будет показан и в Арташате. И в Ереване, и в Гюмри пройдет премьера культового "Голос человеческий" Кокто в интерпретации любимицы публики Нарине Алексанян. И во всех трех городах, где пройдет фестиваль, будет работать наш совместный проект с Викторией Риедо-Ованнисян - интерактивные сказки для детей.
И еще, наш фестиваль неоднократно обращался к творчеству очень талантливого хореографа Риммы Пипоян, которая в творчестве проявляется очень многообразно. На сей раз при содействии Историко-археологического музея-заповедника и Центра Гете она сделала фильм EL, который уже успел удостоиться приза в номинации "Лучший танцевальный фильм" на авторитетном фестивале Hollywood International Golden Age в Нью-Йорке, а также приза лондонского фестиваля International Shouts Film Festival. Теперь в рамках ARMMONO состоится ереванская премьера этой ленты. Все мы надеемся, что границы скоро откроются, я уверена, что для Армении очень важно на всевозможных международных площадках показывать свое творчество, свою культуру, свою цивилизацию - показывать свое истинное "Я". Мне кажется, сегодня нашему фестивалю, как и всем нам, надо готовить "взлетную площадку". Чтобы, как только все снова заработает, у нас был потенциал презентовать себя, то, какие мы. Это очень важно.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.