В КРАСКАХ И ОБРАЗАХ МАИСА МХИТАРЯНА
Прошедшая в Союзе художников Армении презентация книги Чарльза Диккенса "Жизнь Господа нашего Иисуса Христа" и выставка вошедших в нее картин-иллюстраций стали событием, ради которого руководство союза перенесло плановые мероприятия и предоставило главный зал героям вечера. Среди последних не только высокопоставленные гости из Посольства Великобритании в РА, члены Союза художников и посетители выставки, но и переводчик книги на армянский язык Карен Геворкян, благотворитель и спонсор издания Григор Мовсисян и, конечно, автор вошедших в книгу и экспозицию картин, талантливый и самобытный художник Маис Мхитарян.
ИЗВЕСТНО, ЧТО "ЖИЗНЬ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА" не предназначалась для печати: это сочинение Диккенс написал для своих детей, чтобы рассказать в нем о жизни Сына Божия на понятном малышам языке и приобщить их к христианству. Но однажды книга заинтересовала издателей и вышла из тайников писателя, став доступной широкому кругу читателей разных возрастов. Ее переводили на множество языков мира, а самый свежий перевод, на армянский, удалось реализовать по инициативе и при поддержке Григора Мовсисяна. Презентация книги вылилась в знакомство с необычным творчеством живописца и коллажиста Маиса Мхитаряна, 12 ярких полотен которого, хранящиеся в патриарших покоях Первопрестольного Эчмиадзина, сошли со стен на страницы печатного издания, пополнив ряд других картин-иллюстраций.
Почему выбор иллюстраций пал именно на произведения Маиса Мхитаряна? Причин несколько. Маис давно находится в творческих контактах с Григором Мовсесяном - известным благотворителем, на чьи средства сделано много полезного для Армении и Арцаха. Годы назад Г.Мовсисян заказал М.Мхитаряну серию полотен на библейскую тематику, подарив значительную их часть Католикосу Всех Армян Гарегину II. Григор также автор книги "Рождение Ваагна, или Второе пришествие нашего Господа Иисуса Христа", иллюстрированной картинами Маиса Мхитаряна. Широкой общественности Григор Мовсисян известен как инициатор и спонсор строительства церкви в Джракане (Джабраил), которую азербайджанцы стерли с лица земли после осенней войны в Арцахе.
"Специально для церкви Джракана я создал и подарил картину "Богоматерь с Иисусом", о судьбе которой сегодня ничего не известно. Мне больно за это полотно - мое детище, которое служило своеобразным окном к духовному, божественному, космическому, больно за уничтоженный храм, нашу Родину, наших погибших воинов, - говорит Маис, чьи предки бежали из Западной Армении в годы Геноцида 1915 г. и нашли пристанище в Тифлисе. - У нас дома никогда не говорили о резне армян в Османской империи, с детства я слышал лишь разговоры об искусстве: живописи, музыке, театре, что, возможно, и предопределило мой жизненный путь".
Однажды, будучи ребенком, Маис заявил, что наша планета - женщина. На вопрос старшего брата "почему?", он, показав на гору Арарат, ответил, что у нее есть устремленная в космос грудь, из которой струится молоко. Стало ясно: малыш мыслит нестандартно, а широко и образно, пытаясь усмотреть в материи душу и познать мир с позиций своей философии.
"Я ПРИШЕЛ В ЭТОТ МИР, ЧТОБЫ ПЕРЕДАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ КРАСОТУ. Неправда, что красота спасет мир: мы должны создавать красоту, чтобы спасать самих себя, - говорит художник. - Я уверен, что начал рисовать еще в утробе матери: она передала мне все, что видела и ощущала, чем вдохновлялась и наполнялась ее душа. И моим великим желанием было прийти в этот мир, выплеснуть на холст красоту и передать ее человечеству. Это то, ради чего Господь отправил меня на Землю".
Проникновенной образности своих картин Маис Мхитарян обязан своим рождением в Тбилиси - городе, похожем на театр, где каждый человек, будь то сапожник, парикмахер, официант или водитель такси, обладает присущей только ему индивидуальностью, выразительностью, подчеркнутой игрой, где каждый из них по-своему князь. В Армении Маису не хватало этой образности, однако здесь он увидел нечто другое - чистоту, которая сквозила во всем, от "говорящих" камней и "танцующих" на ветру деревьев до работающих в поле простых сельчан, ученых, писателей, композиторов. Сочетание тифлисских образов и армянской чистоты стало основой, на которой упрочилось его творческое кредо. Несмотря на депрессию, которую он испытал в 23-летнем возрасте, отойдя на несколько лет от живописи, Маис однажды возродился в новом творческом амплуа. Первым полотном-возрождением стал автопортрет с яблоками на голове вместо волос.
"Маиса в яблоках" и обнаружил известный искусствовед Генрих Игитян, решивший организовать в Ереване выставку его работ. Именно Генрих Суренович поставил М.Мхитаряна в ряд таких мастеров изобразительного искусства, как Сергей Параджанов, Зулейка Бажбеук-Меликян, Гаяне Хачатрян, заметив, что все они - разные острова одной планеты. Успех выставки был огромен, и Игитян сказал Маису: "Теперь где бы ты ни организовывал выставку, тебя примут на ура, ведь армяне - самый искушенный зритель". Сам художник считает, что своим успехом он частично обязан титанам отечественного изобразительного искусства, чье творчество помогло ему сформировать собственное кредо в живописи. "Я не попал под их влияние, но опьянел от их творчества и в момент пьяного безумства нашел свой стержень", - говорит Маис Мхитарян.
В 1996 г. он переехал в Ереван и начал, как говорит он сам, передавать через полотна мир, живущий в его душе. Это мир, полный не только богатых и выразительных образов, но и продуманной символики, аллегорий, красок. В работах Маиса Мхитаряна цвет не просто интересен, но порой играет ключевую роль. Художник уверяет: в цвете должны быть состояние, пространственность, образность и, конечно, свет, в противном случае это просто краска.
"Если цвет имеет содержание, он способен открыть двери в космос и иные миры. Например, через колористику Минаса мы открываем окно в его родной Джаджур, а краски Гаяне Хачатрян насыщают невидимое и делают его доступным взору, - объясняет свою концепцию Маис. - Гаяне брала в охапку космос, насыщала пространственными красками свой Тифлис, который рисовала на холсте. Так же и Параджанов, который постоянно ребячился, насыщая свою жизнь безумными и смелыми красками детства и в то же время прячась от одиночества, также толкающего его на создание шедевров".
САМ МАИС ДАЛЕК ОТ ОДИНОЧЕСТВА. ХУДОЖНИК ПРИЗНАЕТСЯ, что творит вместе с Верди, Моцартом, Бахом, чья музыка звучит в мастерской, проникая в образы его персонажей, в общую композицию картины и содержание сюжета. Он творит с Туманяном, которым зачитывается в часы досуга и чья философия ему особенно близка, с Саят-Новой, чей лирический голос и словесные образы будоражат его воображение. Маис признается, что музыка подтолкнула его на понимание гения-творца. Однажды после симфонического концерта, на котором звучал "Реквием" Моцарта, Маис поймал себя на мысли, что зал аплодирует дирижеру и оркестру, а он сам - Моцарту, создавшему великое произведение. "Я начал восклицать: "Браво, Моцарт!" Поняв и приняв музыку Моцарта, я как бы стал ее соавтором, и благодарен за свое прозрение", - делится Маис.
Художник воспользовался музыкой и при создании одного из исключительных своих произведений - настенного панно "Тайная вечеря", персонажи которого - 12 учеников Иисуса Христа - изображены с музыкальными инструментами в руках. На струнных инструментах нет струн, у музыкантов-апостолов нет смычков. В руке у Христа ветвь, он словно дирижирует, но в ответ - лишь молчание: музыканты не понимают дирижера, так как еще не осознают его миссию. Осознание придет после того, как Христос умрет телом и возродится духом, вселив свет веры в души учеников. И они заиграют - начнут проповедовать учение своего Учителя. "Тайная вечеря" Маиса Мхитаряна выполнена весьма необычно, в коллажной технике, с использованием красок, тканей, ракушек и другой атрибутики. Иуду художник нарядил в ткань, которую отрезал от платья своей супруги, - подошли цвет и фактура.
О Маисе Мхитаряне снято немало фильмов, он оформил несколько книг и спектаклей. Его персональные выставки проходили в Ереване, Тбилиси, Флоренции, Москве и в других городах, он участвовал в групповых выставках в разных странах, а его работы хранятся в музеях, частных галереях и коллекциях в Армении, Грузии, России, США, Канаде, Австралии и ряде стран Европы. Среди них и "прописавшийся" в США автопортрет художника "в яблоках", одно из которых - яблоко любви к жизни, людям, искусству - осталось в Ереване и украшает артистический наряд самого художника.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.