Последние новости

"КОРАБЛЬ ДУРАКОВ" - НОВЫЙ РЕЙД

"Корабль дураков" - гениальное полотно-метафора великого и ужасного Иеронима Босха. На этом корабле расположились плоские, грубые и уродливые персонажи, напоминающие гротескные маски. Они кривляются, кричат, горланят какую-то песню под бренчание лютни, буйствуют, каждую секунду рискуют перевернуть утлое судно. Один из них, вооружившись то ли ножом, то ли коротким мечом, с отчаянной смелостью лезет на самый верх мачты за вожделенной добычей - привязанной там жареной курицей. Естественно, пища духовная пассажиров корабля не интересует и интересовать не может...

В ПОСТВЫБОРНЫЙ ПЕРИОД ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ СЛЫШАТЬ, что своим выбором мы закрепили и ратифицировали все свои последние провалы и поражения. Бесспорно. Но скольким еще провалам и поражениям мы проторили дорогу, и не только в контексте территориальных границ и прочих последствий войны?

Горько, смешно и прогнозируемо. В стране победившего молотобойца молоток, сменивший свой имидж орудия созидания на орудие разрушения, один из первых ударов решил нанести по голове культуры. Причем сразу. Горько, смешно и прогнозируемо. Не прошло и двух недель после верификации нынешней власти, как на повестку дня резко всплыл некогда знаменитый и, казалось, канувший в Лету злосчастный "список Назени Гарибян". Наверное, в безумном калейдоскопе событий минувшего года многие забыли - была такая и.о. министра культуры и пламенный комиссар революции Назени Гарибян. Именно при ней возник длинный реестр государственных учреждений культуры, подлежащих оптимизации, а то и вообще ликвидации.

Логика оптимизации была примерно следующая: присоединить Национальный квартет им. Комитаса к Музею-центру Комитаса. Жаль, что в Ереване давно уже не существует кинотеатра "Комитас", его бы тоже непременно присоединили туда же. А еще непонятно, почему в "комплексный обед" не вошла Государственная консерватория - она ведь тоже под знаком Комитаса.

Что до ликвидации, одним из первых в списке стоял Государственный театр "Амазгаин" им. С. Саркисяна. Ну его, будем надеяться, после успехов последнего года не тронут. Но дело не в этом. А в том, что сей черный список два года назад был встречен настолько в штыки деятелями культуры, а заодно и теми слоями населения, для которых жареная курица с картины Босха не является апофеозом мечтаний, что власть от него мгновенно открестилась. Список был объявлен опиской, эскизом, черновиком - словом, замнем для ясности.

Мудрые люди тогда предупреждали, что расслабляться не стоит. Что разрушение культуры и есть нынешняя культурная политика. Что от "списка" не намерены отказываться, его только поставили на паузу до лучших времен. Нынче, в контексте победы разрушительного молота над разумом, лучшие времена наступили.

И СРАЗУ НЕКОГДА ЧЕРНОВИК СТАЛ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА СТАТУС БЕЛОВИКА. Список Назени Гарибян явно вознамерились реализовать. В театральных кулуарах внезапно заговорили о присоединении Государственного музыкального камерного театра к Государственному театру музыкальной комедии им. Пароняна. Почему не к Национальному театру им. Спендиарова? Видимо, потому, что в его названии есть "опера" и "балет", а слово "музыкальный" отсутствует. Иной логики здесь проследить невозможно...

Когда директору Музыкального камерного Рипсиме Аракелян, проработавшей на этом посту всего два года, и проработавшей успешно, министерство не продлило контракт, как во многих случаях, Судьба печально кивнула - такова участь тех, кто открыто критикует власть. Теперь кажется, что дело было не только в этом. Это было началом процесса. Опять же в театральных кулуарах ходят слухи, что новоназначенный исполняющий обязанности директора Музыкального камерного уже объявил в коллективе о грядущем воссоединении со старшим братом, театром им. Пароняна. И опять же не это главное.

В свое время для мотивации самой идеи возникновения списка оптимизации культуры у власти было излюбленное объяснение: чтобы сохранить творческие единицы, но сократить непомерно раздутый административный состав. Если просто и на конкретном примере - у театров Музыкального камерного и пароняновского должны при таком подходе быть единая дирекция, бухгалтерия и прочее, а в остальном каждый остается при своем интересе. Но прошло два года - и великую идею явно подкорректировали. Судя уже не только по слухам, но и по начавшимся подковерным переговорам, официально пока ничего не объявлено, Музыкальный камерный будет выселен из своего здания в прямом соседстве с Парком влюбленных, пароняновцы получат, уж простите, совершенно не нужный им балласт, а здание в центре города передадут... кому-то другому. И в Ереване станет хоть на один театр меньше - реформа-с!

Тут, кстати, следует вспомнить, что лет 15 с лишнем назад Музыкальный камерный желал приватизировать некий музыкальный и театральный продюсер. И дело не только в том, что театру он сулил золотые горы и участие в спектаклях мировых звезд, но и в том, что был он в прямой родственной связи с первым лицом страны. И тем не менее, без особых рефлексий, театр сохранил статус государственного учреждения культуры. Ну это так, в качестве реплики...

ДА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАМЕРНЫЙ ТЕАТР НЕ САМОЕ ВЫДАЮЩЕЕСЯ явление современной отечественной культуры. Но, если сейчас дело с оптимизацией выгорит, можно не сомневаться, что процесс пойдет на полную мощность, до полной реализации черного списка. Власть предпочитает создание "культурного Франкенштейна" - реформа культуры путем реальных изменений законодательного поля, позволяющих искусству выживать самостоятельно, по-прежнему не рассматривается и даже на дух не принимается. Как поведут себя при такой Франкенштейн-перспективе деятели культуры, да и поведут ли теперь, поживем - увидим.

... Ведь среди персонажей "Корабля дураков" есть Шут – единственный, кому позволительно веселиться и дурачиться. Но ему нет места среди этой клоунады, он отвернулся и одиноко сидит со своим стаканом. В этом правда и суть. А судно с дураками продолжает плыть неведома куда, а точнее, стоит на месте, причем уже так давно, что сквозь корабль даже проросло дерево...

Может, все-таки стоит не забывать следить за тем, куда держит курс наш корабль?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      2448

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ "НЕМЕЗИС" - ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
      2021-09-20 11:33
      4740

      "Заверяю вас - мы принимаем историческое решение. Ереван - вечный город, и этим решением мы навечно передаем потомкам наше национальное достоинство. Достоинство, потребность в котором мы сегодня обязаны ощущать спинным мозгом. Мы обязаны восстановить свою пошатнувшуюся гордость - в память тех сынов, которые доказали, что у армянского народа есть глубокая ответственность перед национальной самостью и национальным достоинством. Сегодня нам нечего доказывать миру. Они все доказали за нас, осуществив акт высшей справедливости. Сегодня мы обязаны выбрать национальное достоинство и пронести его через века, ибо оно - залог жизни армянского народа в веках", - говорил Камо Ареян.

    • "ГЛАВНОЕ - О ЧЕМ ТЫ ЖИВЕШЬ?"
      2021-09-20 11:02
      5000

      "Все, что ты не можешь стереть из памяти, остается на совести", - цитирует актер, режиссер, сценарист и продюсер, народный артист РА Микаэл ПОГОСЯН. Память сегодня - "уходящая натура", а совесть... Совесть должна бы мучить сегодня каждого, конечно, с оговоркой "у кого она есть"... Художник пытается разобраться в себе и вновь обрести утраченную гармонию через творчество. С 1 октября на экраны ереванских кинотеатров выйдет новый фильм Микаэла Погосяна "Հայ Հայը"․

    • ЖИВЫМ - УНИЧТОЖЕНИЕ, МЕРТВЫМ - ЛЬГОТЫ!
      2021-09-18 09:45
      3453

      Хочу быть прозектором! Хочу с ланцетом в руках добраться до мозга, что прячется в маленькой черепушке, венчающей огромное тело НОКСозавра, - что-то там спрятано? И с удивлением, а если совсем честно, то и без оного обнаружить - ни-че-го! Нет, все-таки считать, что нынешняя власть совсем забила на культуру, - преувеличение. Только за последнее время по культурной сфере было принято два решения, и оба - произведения искусства. Оба провели арт-сферу через целую анфиладу чувств. От радости - к горечи, от горечи - к истерическому веселью с переходом в брезгливость и - до глубокого омерзения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      2448

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • ЖИВЫМ - УНИЧТОЖЕНИЕ, МЕРТВЫМ - ЛЬГОТЫ!
      2021-09-18 09:45
      3453

      Хочу быть прозектором! Хочу с ланцетом в руках добраться до мозга, что прячется в маленькой черепушке, венчающей огромное тело НОКСозавра, - что-то там спрятано? И с удивлением, а если совсем честно, то и без оного обнаружить - ни-че-го! Нет, все-таки считать, что нынешняя власть совсем забила на культуру, - преувеличение. Только за последнее время по культурной сфере было принято два решения, и оба - произведения искусства. Оба провели арт-сферу через целую анфиладу чувств. От радости - к горечи, от горечи - к истерическому веселью с переходом в брезгливость и - до глубокого омерзения.

    • ЦВЕТ "ГАРДЕНИИ"
      2021-09-15 12:53
      5213

      Молодая армянская театральная режиссура продолжает громко заявлять о себе с международных площадок. На ковидной планете выезд за рубеж - сам по себе факт отрадный. А когда факт выезда трансформируется в фурор, произведенный как в рядах широкого, но искушенного зрителя, так и профессионалов, чувство гордости резонно и заслужено. Именно фурор произвел спектакль "Гардения", поставленный Гором Маркаряном на сцене Ереванского Государственного русского драматического театра им. К.Станиславского, на проходящем в белорусском Бресте 25-м Международном театральном фестивале "Белая Вежа".

    • НА ДЖУНГЛИ ИДЕТ ВЕЛИКАЯ ЖАТВА КУЛЬТУРЫ
      2021-09-09 13:59
      3705

      Есть такие события, которые всегда происходят ночью, даже если речь идет о солнечном сентябрьском утре. В театральном мире, наверное, как и во всех других, такая ночь обычно приходится на период отпусков - когда релакс и не до проблем. Эта ночь как обстоятельство времени, места, а главное, сути, даже если была ожидаема, всегда выскакивает из-за угла. Ночь - час темных дел, час интриганов и убийц.