ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.
Так, недавно откровением для меня стал Центр искусств "Бояджян" в самом центре столицы, на улице Спендиарова. Основан он семьей Вардкеса Бояджяна с целью максимальной популяризации армянской культуры. По мысли организаторов здесь должны проходить персональные и групповые выставки, литературные вечера, лекции, встречи с интересными людьми, концерты, презентации - словом, образовательные и культурные мероприятия.
В АПРЕЛЕ ЭТОГО ГОДА В ЦЕНТРЕ ИСКУССТВ "БОЯДЖЯН" одной из первых в рамках Музея армянской графики открылась экспозиция "Жансем 100+1. Одна отложенная выставка". Эта выставка должна была состояться в минувшем году, когда мастеру исполнилось 100 лет. Но, к сожалению, разразившаяся пандемия внесла свои коррективы, и выставку пришлось отложить. Она целиком была представлена графическими работами из коллекции семьи Бояджян.
Многочисленные графические работы представили зрителю одну из значительных сторон творчества крупнейшего французского художника армянского происхождения, чья биография уже вошла во второе столетие своей жизни. Среди блестящей плеяды художников зарубежья, получивших всемирное признание, Жансему (Ованес Семирджян) принадлежит особое место. Представитель творческого направления мизерабилизма (певцов обездоленных), лидерами которого во Франции были Франсуа Грюбер, Бернар Бюффе, Гарзу, он шел в искусстве своим путем.
В чем своеобразие работ Жансема? В его работах есть своеобразная красота и большой интерес к какой-то особенной простоте. В представленных нашему вниманию графических работах, уникальных рисунках художник проникает в интимную жизнь и внутренний мир изображенных лиц. Надо быть художником-драматургом, чтобы с такой наглядностью передать графическими средствами самое трудное для изобразительного искусства: внутреннюю жизнь, интенсивность мышления изображенных лиц, (притом не абстрактного мышления), передать это в неподвижной, замкнутой в своей скорбности фигурах. В них видно мучительное, страстное раздумье.
Выставки этого обладателя многих престижных премий с огромным успехом проходили в Париже, Нью-Йорке, Токио, Риме, Брюсселе, Лозанне, Бейруте, России. Искусство Жансема покорило и далекую Японию. Об этом свидетельствуют и музеи, открытые в двух городах Японии, посвященные его творчеству. Завидная слава. XX век, в котором жил и творил художник, во многом определил своеобразие его мировосприятия и художественного мышления. Но он был одаренным мастером, и потому все, отмеченное печатью его личности, выходило за грани характерного для определенного времени.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЖАНСЕМА УНИКАЛЬНО. Он автор около пяти тысяч произведений, ценность которых еще предстоит осмыслить. Чтобы совершить такой творческий подвиг, надо было обладать не только его дарованием, но и поразительной работоспособностью, величайшей скромностью, сочетающейся с неизменной верой в свое призвание, а также убежденностью во все возрастающем общественном назначении искусства. Сейчас немного найдется художников, которые так блестяще владели бы мастерством, так виртуозно - рисунком, пластикой, как Жансем.
Этого цельного, правдивого, обладающего высокой пластической культурой художника, прошедшего свой непростой творческий путь мужественно и бескомпромиссно, хорошо знают и на его исторической родине, в Армении.
По словам самого художника, его живопись - это и его духовная биография "Живопись для меня - духовная история, которую я открыл любовью. А любовь связана с семьей, с предками, с отцом и матерью, которые спаслись в суровые дни 1915-го, и мне передалась горчайшая судьба их и моего народа. Во мне их кровь и душа, и я продолжаю языком живописи без утайки рассказывать о пережитом". Графические по стилю изображения обездоленных людей, аскетичные пейзажи, лодки и дома, нелегкий быт людей - вот мир Жансема, который неоднократно представал и на его выставках в Армении. Последняя из них прошла в галерее "Араме" несколько лет назад. Она знакомила нас с художником, глубоко искренним, чье искусство проникнуто духом подлинной человечности, в котором жива энергия творческой души художника, с одержимостью преданного своему делу, размышляющего о неразрешимых вопросах жизни искусства, с болью совести, свойственной не только крупным мастерам, но и всей культуре в целом.
Свойства его таланта чрезвычайно национальны - ясный ум соединяется в нем с чуть ироничной, но не злой, грустной усмешкой, подлинный лиризм не переходит в сентиментальность, отточенное мастерство не оборачивается самоцелью, а служит выявлению идей и чувств, волнующих художника. Недаром излюбленные герои Жансема - простые люди. Произведения Жансема имеют те качества, которые не поддаются односложному определению. Ведь подлинное искусство всегда несет в себе такой творческий заряд, который рождает бесконечное количество ассоциаций, вызванных переживаниями драматических жизненных ситуаций. Поэтому его искусство волнует и глубоко трогает людей, будоражит самые затаенные, глубокие чувства. И происходит это потому, что у художника есть много своих сокровенных чувств, слов, переживаний, с которыми он так душевно делится со зрителями.
КАРТИНЫ ЖАНСЕМА ТРЕБУЮТ ДЛИТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ. Они выдерживают это долгое соприкосновение с ними только тогда, когда вся система тональных отношений, нюансов, цвета раскрывается для зрителя, когда картина начинает жить для него подлинной эмоциональной жизнью, дышать, вести с ним эмоциональный диалог. У Жансема есть пристрастие к определенным пепельно-голубоватым гаммам, которые придают единство системе цветовых отношений. Но по большей части его полотнам присуща желто-зеленая трепетная атмосфера, которая вспыхивает местами желтоватыми, белыми, оранжевыми тонами. Это обостряет образную выразительность, одновременно создавая то темную, то светлую по колориту гармонию.
Человеческое тело в движении, в противодействии стихии - основное свойство многих картин художника. Даже его пейзажи, извивающиеся упругие линии древесных крон и стволов приобретают те же качества двигающейся, пронизанной ритмом человеческой фигуры формы. Упругие тела прорезают резкие, прямые линии, сообщая фигурам особую динамику. Линия легкого, стремительного рисунка не только очерчивает форму женских тел ("Идущие женщины"), но и передает духовную энергию противодействия, стихийного протеста. В картинах "Шествие Святой Анны", "Красное ожерелье", "Три старухи", "На рынке" соединены восхищение и сострадание, тонкая ирония и нежность. Жансем словно живет одной жизнью со своими героями. Художник утверждает действенное начало в образах людей, воспринимая их как символ мученичества и борьбы, стойкости и мужества.
Все картины Жансема рождают сложную и многоплановую мелодию. Ее звучание - мятежное, трагическое, грустное - не может оставить человека равнодушным. Она пробуждает в нас ответное беспокойство, то волнение, без которого авторский замысел не находит путей к зрителю. И чем пристальнее вглядываешься в произведение, тем яснее начинаешь понимать, что волнение это вызвано не только тревожным диссонансом горячих и холодных тонов, не только нервным и ломким линейным ритмом, который тем не менее не нарушает строгой гармонии. Взволнованность эта - отзвук, ответ на беспокойство, которое переживал автор. Он не позволяет остаться равнодушным к добру и злу, к страданиям людей, к их горьким переживаниям и радостям.
МНОГО ВОПРОСОВ СТАВЯТ ПЕРЕД ЗРИТЕЛЯМИ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - "проклятых вопросов" нашего времени: войны и мира, страдания или счастья - всего, чем богат век сегодняшний и ушедший в историю жестокий XX век, с его трагедиями и войнами. Вопросов, ответы на которые могут быть найдены только сообща, силами всех людей на планете Земля. В этом высокий смысл искусства художника, утверждающего своим творчеством гуманистические идеалы. Произведения Жансема, сама его личность, которая и сейчас для нас является несомненным нравственным авторитетом, могут способствовать воспитанию лучшего в человеке, в художнике, тем более что все созданное им - это замечательная школа мастерства. Недаром 14-ю книгу серии "Узнай и полюби" заслуженный деятель искусств Шаэн Хачатрян посвятил жизни и творчеству этого оригинального мастера.
"Мир Жансема - отзвук, эхо его души, - говорит он, - этот мир художник преподносит пленяющим красотой языком, силой глубокой мысли... Герои Жансема даже в тягостной, драматической ситуации не навязывают вам свое горе. Внутренне родные, полные достоинства, они лишены отчаяния и болезненной безнадежности. Входишь в мир Жансема, углубляешься в него - и перед тобой открывается действительность, которую можно назвать разве что поэтической. Герои художника вроде бы живут, но вроде бы их и нет. Они реальны в той мере, в какой присущи внутреннему миру мастера... Кажется, будто он творит видения и стремится погрузить их в исполненное глубокого смысла безмолвие. Эти особенности, свойственные искусству Жансема, обусловлены его национальным характером. Кажется, герои его картин иллюстрируют строчки Чаренца:
"Не беда, что жизнь промчалась, как в горячке,
Стала бредом и застряла на мели.
Мы довольно улыбнемся, умирая,
Что мечтали в сновиденьях и ушли..."
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…