Последние новости

В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫ

Если вам доведется побывать в общине Малатия-Себастия столицы, остановитесь у высотного дома N38/2 по улице Исакова: в этом доме на десятом этаже находилась мастерская Карена Смбатяна. Теперь хозяин мастерской больше никогда не войдет в нее. В 2008 году его не стало. Но если вы любите живопись, помните художника, вы не пройдете мимо этого дома равнодушно. Может быть, это будет всплывшая в памяти картина "Рахаб" или "Автопортрет", воспоминание о пережитом художественном впечатлении от его последнего вернисажа в Доме художника Армении - искусство живописца было щедро на впечатления.

 Карен СмбатянКОНЕЧНО, В НОВОЙ МАСТЕРСКОЙ, ВДАЛИ ОТ ЦЕНТРА ГОРОДА, было гораздо меньше посетителей, чем прежде. Раньше его мастерская была местом паломничества. К нему приходили писатели, поэты, ученые, люди самых разных профессий. Нередко неожиданно, без предупреждения в мастерскую вваливалась ватага загулявших гостей города. Весело приветствовав хозяина, они шумно рассаживались, разглядывая картины на стенах. Здесь бурлила самая что ни на есть полноценная жизнь - со своими радостями и бедами, с радужными надеждами и крахом этих надежд. Не случайно у него была огромная портретная галерея - сотни лиц, отражающих его великую жадность к людям.

Но с годами Карен полюбил тишину мастерской, потому и выбрал далекий край города. "Чтоб не мешали, - объяснял он. - Я люблю быть с самим собой, а получается, что ты невольно перед кем-то позируешь". Действительно, просмотрев все созданное художником в последние 10-15 лет, убеждаешься: для этой работы требовались тишина и сосредоточенность. Его исполненному размышлений искусству не свойственна импульсивность, именно поэтому вдохновение нуждалось в рабочем спокойствии мастерской.

Девяностые годы - один из плодотворных периодов его жизни. После перенесенной операции на сердце Карен создал сотни полотен, и каких! Пронизанных солнцем, вихрем человеческих чувств, огнедышащих! И все же, как и раньше, он смотрел на мир все тем же взором философа, за внешним спокойствием которого таилась восторженная натура юноши. Внутренний мир Карена был полон напряжения, энергии, которые переходили в его живопись, где есть нечто большее, чем находки и удачи. В ней - личность художника, все глубинное, сокровенное, личностное.

 В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫУ КАРЕНА БЫЛИ ЯСНЫЕ И ЧЕТКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ИСКУССТВО, на традиции и современность. Эти взгляды он и воплощал в своих картинах. В отличие от многих художников, которые, как правило, не рассуждают, у Карена был глубоко осознанный подход к решению каждой задачи, которая вставала перед ним в той или иной работе. Для меня всегда было загадкой, как ему удается согласовать на холсте момент импровизации и аналитичность.

На протяжении всего творческого пути Карен увлекался новыми замыслами, людьми, в которых вглядывался по-художнически зорко и пытливо. Эта увлеченность - в каждой его работе, графическом полотне, многочисленных пейзажах, собранных в его мастерской. Рядом с Сильвой Капутикян, озабоченной судьбами всего человечества, портреты публициста Грачья Матевосяна, художника Садояна, чуть поодаль - два прекрасных женских портрета, олицетворяющих молодость и красоту, удивительный по колориту натюрморт…

Надо ли говорить, какое достоинство в этих людях, чьи лица предстают в экспрессии смбатяновских красок, в той темпераментности почерка, которая обнажена у художника везде и во всем? Психологическая характеристика может быть драматична, остра, она может звучать певуче, лирически, но в любом случае выступает изначальная красота человека. Камерные по форме, лирические по содержанию женские портреты выражают размышления художника о личности, о печалях и радостях, волнующих его современниц. А сколько живого чувства движения в библейском образе "Рахаб"! Можно подумать, что художник взял этот образ прямо из жизни, что ему не пришлось даже заботиться о форме, что родилась она сама собой. И только художнику известно, как высока цена мастерства, которым достигаются такая простота и естественность. Эта естественность и позволяет причислить картину к лучшим творениям художника.

К.Смбатян был действительно современным художником - внутренне современным. Он обладал органическим чувством времени, поэзии, правды. Поэтому его произведения были наполнены яркостью новизны, острым чувством темы, абсолютной искренностью. Этими качествами обладают и работы карабахского цикла, занимающие особое место в его творчестве. В портреты азатамартиков он вкладывает величие души и страсть патриота, и они обретают ту терпкую остроту, без которой художник становится копиистом. В этом цикле Карен больше романтик, нежели реалист. Он невольно исповедуется в своих работах, и они одни - свидетели его тревог, волнений и восторга.

 В ЕГО ПОЛОТНАХ СВЕТ ДОБРА И НАДЕЖДЫВ МИРЕ, ПОЛНОМ ПРОТИВОРЕЧИЙ, ХУДОЖНИК НАХОДИЛ устойчивые опоры в гуманистических ценностях народной жизни, в открытиях великих армянских миниатюристов, в духовных исканиях художников своего поколения. Увлекавшийся творчеством Сарьяна, Гайфеджяна, Кочара, он знал цену эксперименту - дерзкие замыслы всегда двигали искусство вперед. Его душа реагировала на бесчисленные впечатления, которые дарила жизнь. Не все они проросли цветами творчества, но были особые встречи, созвучные его представлениям о красоте.

Таким источником живописных открытий стала природа Армении. Она показала, как непосредственно может отразиться в творчестве мастера острое чувство наслаждения чувственной прелестью родной земли. Экспрессивные по форме и цвету картины-обобщения доказывают, что в произведениях художника неразрывно связаны эмоция и рациональное использование факта. Его пейзажную серию нельзя рассматривать как репортаж. Она результат синтеза увиденного, концентрация впечатлений.

Карен отказывался от чисто внешних, ставших ходульными примет страны, и из знакомых многим пейзажей создавал подлинные символы. Сам стиль его искусства с особой ритмикой, линией, цветом, сочетанием объемности и плоскостности, строгости и экспрессии оказался близок характеру страны. Глядя на его пейзажи, ощущаешь звуки родного города, сложную полифонию вечно прекрасной природы Армении. И как бы драматично ни воспринимался ход времени, он оставляет надежду и дает почувствовать полнокровность жизни.

Все, что накоплено в мастерской Карена и составляет мир, вдохновлявший художника, есть размышления о человеческой жизни, исполненные с великолепным мастерством и образующие некий сплав художественной выразительности. Все это - музыка, порожденная кистью. Музыка прежде всего. Потому что Карен Смбатян и музыка Армении навечно слиты. И это чувство обостряет наше восприятие его полотен, их сокровенной загадки.

Сейчас, с течением времени, картины К.Смбатяна, полные и драматизма, и юмора, по-новому открывают свой непростой и глубокий смысл. Стоит только вглядеться - и вас подхватит волна захватывающей, поражающей своей полярностью жизни. Вас, как некогда и их создателя, окружат искатели правды и фантазеры, мечтатели и чудаки, наивные мыслями и чистые сердцем. Вам встретится немало и грустного, но еще больше смешного и откроется целый мир, где солнечные и печальные краски смешались, создавая совершенно особую удивительную гамму. И потому этот мир останется с нами надолго. Потому что он уникален, как всегда уникально настоящее искусство. А еще потому, что в этом мире, каким бы жестоким он ни представал, никогда не гаснет свет добра и надежды.

Галерея (8 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ СЕРГЕЯ МНАЦАКАНЯНА
      2021-07-26 11:18
      1423

      Имя Сергея Мнацаканяна запомнилось мне благодаря остро-ироничному отзыву одного из наших критиков на первый сборник поэта. Можно ли было обойти вниманием заметку с броским названием "Лампа в розовом вине?" Но вот парадокс: будь эта заметка традиционно комплементарной, вряд ли запомнила бы имя автора рецензируемой книги. А дело было простое и правое - утверждение себя. Ясны были цельность поэтической и человеческой сути начинающего поэта, его самобытность, стремление создать собственный мир.

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4541

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • НАМ ДОРОГ ЕГО МИР
      2021-07-12 11:28
      4126

      К 150-летию со дня рождения Александра СПЕНДИАРОВА Александр Спендиаров… Добрый, вдохновенный, беззащитный, мудрый композитор, глядевший на мир глазами гениального ребенка, до конца дней своих не потерявший способность удивляться, будораживший всех и вся своими наивными и странными вопросами. Он мог восторгаться самыми обыкновенными вещами, испытывать радость, услышав армянскую народную мелодию, и заражать своей любовью всех.

    • УМОЛК ДИВНЫЙ ДУДУК ДЖИВАНА ГАСПАРЯНА
      2021-07-07 14:27
      4206

      Завершилась земная жизнь легенды армянского музыкального искусства, одного из самых знаменитых музыкантов мира, виртуоза древнего армянского музыкального инструмента дудука, народного артиста РА, великого маэстро, выдающегося педагога, воспитавшего не одно поколение музыкантов, Дживана ГАСПАРЯНА.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4541

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • НАПРАВЛЕННОСТЬ ЗАМЫСЛА
      2021-06-24 11:26
      8718

      По сравнению с нашими традиционными выставками развернутая ныне в зале ереванской галереи "Никогосян" (Фонд Николая Никогосяна) экспозиция выглядит несколько необычно. Обозревателю же, которому многие годы доводилось описывать эти выставки в печати и по мере сил - когда намеком, когда между строк - содействовать преодолению стилевой одномерности, нынешний показ вроде бы и вовсе должен давать повод для ликования. Ведь ушло в прошлое волевое давление, призванное, вопреки реальному положению дел, демонстрировать всепобеждающую приверженность лишь к тем творческим позициям, которые некогда приносили лавры маститым руководителям республиканского Союза художников.

    • С АРЦАХСКИМ СОЛНЦЕМ В КРОВИ
      2021-05-09 10:18
      6200

      В Арцахе его знают все: и взрослые, и дети. Он не маг, не волшебник. Он заслуженный художник НКР, скульптор, автор  Государственного герба Арцаха, сотен картин и графических работ - Лаврент ГАЛАЯН. Его искусство сопровождает арцахцев с первых дней колыбели, в течение всей жизни.

    • ВЕСЬ МУЗЕЙ В ОДНОМ ТОМЕ
      2021-03-03 11:05
      5215

      "Земля как живое существо. Она имеет свою душу. И без родной земли, без тесной связи с родиной нельзя найти себя, свою душу..." "Без духовных ценностей все народы одинаковы: едят, спят, рожают детей. И только духовные ценности, созданные народом, определяют его лицо. А духовные ценности народ создает, питаясь родной землей…" "В горах чувствуешь, что у земли есть душа, воспринимаешь мир как живое существо. Тысячелетиями земля кормила моих предков - простых земледельцев. Они несли в горы землю в кожаных мешках, чувствуя ее тяжесть..."