СВОБОДНО ДУМАТЬ И СВОБОДНО ДЕЙСТВОВАТЬ
Эти слова Католикоса Вазгена I, выделяющего особенность характера армян, приводятся в книге Эдуарда Рафаэловича АТАЯНА "Наш крест", вышедшей на днях в свет. На обложке изображен этот самый крест. В точке пересечения - Армения, север - это Россия, юг - Персия, восток - Индия, а запад - Европа.
"АРМЯНСКАЯ ИСТОРИЯ - РОКОВАЯ, ИБО КТО ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ в безопасности, расположившись на линии огня между перестреливающимися окопами, на большой военной дороге всемирной истории?" Эта мысль лингвиста и философа не оправдание, а констатация исторической реальности и той стойкости, "без которой этот древнейший из культурных народов, имевший несчастье поселиться между жерновами мировой истории и потому все многие тысячелетия непрестанно избиваемый и все время тающий, давно попал бы уже в число народов вымерших".
Э. Атаян скончался в 2002 году. Книгу его статей издали вдова Джемма Бежанян (составитель) и Наталья Абрамян (редактор). Это уже четвертая книга, напечатанная после смерти академика Э.Р. Атаяна. В ней содержатся статьи автора, статьи о нем, переписка. В разделе "Персоналии" представлены деятели культуры, близкие Атаяну и стремящиеся, как и он, свободно думать и свободно действовать. Удавалось не всегда.
Эдуарда (Эрика) Атаяна хорошо помнят выпускники ЕГУ старшего и среднего поколения. Кандидат филологических наук (1965), доктор философских наук (1983), академик НАН РА (1996), преподавал в ЕГУ с 1957 по 2001 гг. В сборнике читателю наверняка запомнятся эссе о Нарекаци, размышления о судьбе Армении и армян, о Свободе, Государстве, Демократии...
В газетной рецензии не развернешься. Лишь одна цитата про ереванскую Театральную площадь 1988 года. "Это был звездный час народа как целостного существа, во всех слоях, во всех формах его жизни, поскольку именно тогда он и был свободен и независим сущностно-внутренне, чего не хватает еще сугубо в нынешней свободе и независимости в этой, пока еще беззвездной ночи. Но - пусть в глуби подсознания - мы сохранили знание того, на что оказались способны и чего достойны, а значит, когда-то окажемся вновь".
В КРУГУ БЛИЗКИХ ЭДУАРДА РАФАЭЛОВИЧА БЫЛО МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, облеченных высокими степенями, причем в разных сферах: доктора и кандидаты философии, искусствоведения, юридических, исторических, технических, филологических наук. Эти люди общались, дружили, обогащали и развивали друг друга. В их атмосфере правили свобода и духовность. В книге в отзывах друзей от Атаяне вырисовываются интересные детали. Знаменитый музыкант-исполнитель, профессор Вилли Саркисян подчеркивает музыкальность Атаяна, вспоминает, как на пару со Свасяном Кареном они с романтическим воодушевлением распевали песни Шуберта. Свасян - один из когда-то созданного композитором Степаном Шакаряном квартета "Крунк", позже философ.
Философ Лев Абрамян в отзыве о рукописи Атаяна приходит к выводу: "Книга сделала бы честь любому прогрессивному издательству в любой цивилизованной стране... Она будет внимательно проштудирована каждым, кто хотел бы составить себе представление о пути, ведущем к свободе".
Профессор, автор множества трудов по Геноциду армян, Ю.Г. Барсегов в переписке с Атаяном ставил вопрос об объединении усилий для выработки концепции национальной идеи. Московский профессор Алексей Лосев писал: "Докторская защита Э.Р. Атаяна - это некоторого рода праздничный день в нашей советской науке".
В отзывах этих и других деятелей не следует выискивать следы встречающейся порой "кастовой" солидарности, когда люди со званиями отпускают комплименты друг другу. Тот же Атаян в заявлении в правление Свободного университета указывал на существенные разногласия с профессором Л.А. Абрамяном, одновременно подчеркивая его поддержку в издании своих работ.
Часть ереванской интеллигенции собралась в те годы в Свободном университете (1994-1999 гг.), который в городе называли "атаяновским". Там, по словам бывшего студента Роберта Сантросяна, кроме прочего, их учили главному: если есть на земле богоугодное дело - это научить, вернее, подвести человека к тому, чтоб он стал думать".
Из упомянутых в разделе "Персоналии" автору строк довелось знать профессора Эдмона Аветяна. Он преподавал нам введение в языкознание в ЕГУ. А с полковником, публицистом, писателем Вигеном Оганяном мы сблизились в последние годы его жизни. В своем очерке об однокласснике, Атаяне, Виген Арамович пишет: "Наверное, для того и придумана смерть, чтобы мы радовались жизни. Жизнь - действительно борьба, а победа - дорога к славе, отрицающей смерть. И круг замкнулся.
Наверное, потому Бог и не одарил нас бессмертием, чтобы каждый добивался его сам. А если это так, то смысл жизни - в попытке обрести бессмертие.
Эрику попытка удалась".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-05 09:54
Начинается она с середины XIX века, когда братья из семейства Абдулла (Абдулян) открыли в Османской Турции фотостудию. Вскоре они были назначены придворными фотографами султана, с 1867 года о трех братьях заговорила европейская публика. А как было в Ереване?
-
2024-11-04 09:52
Когда примитивный провинциальный политический пустозвон пришел в мае 2018-го на волне, поднятой большей частью соблазненной популистскими обещаниями молодежью, к вожделенной власти, люди постарше полагали, что эйфория продлится недолго. Ведь встав у руля страны, ты должен каждым своим шагом реально доказывать, что правишь лучше прежних. И доказательства эти начинаются с безопасности страны, доходя до кошелька поверивших обещаниям граждан. За 30 предыдущих лет (1988-2018) мы пережили огромное количество катаклизмов, надорвались, устали от побед и поражений, властной правды и кривды, обессилели в своем практически политическом одиночестве. Поэтому часть поверила в посулы "всенародного" премьера и ждала результатов. Дождалась?
-
2024-10-31 10:19
Различные армянские школы, функционирующие в Стамбуле, берут свое начало с конца XIX века. Одной из них является школа "Арамян-Ункуян". Поблизости от церкви Сурб Такавор еще в 1858 году открылась школа "Хамазаспян-Мурадян". В ее двух частях раздельно обучались мальчики и девочки. Число учеников росло, поэтому решили расширить территорию.
-
2024-10-21 09:48
В первой половине XX века многие ключевые здания Еревана были созданы Александром Таманяном и Николаем Буниатяном. Постройки Буниатяна отличались от таманяновских, в которых было больше неоклассицизма и конструктивизма. Стиль Буниатяна восходил к классическим образцам эстетики. Одним из таких примеров является гостиница "Интурист" на ул. Абовяна, позже названная "Ереван".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-15 10:40
Издательство «Антарес» представило отечественным читателям книгу «Бункер» молодого, но уже известного грузинского писателя Ивы Пезуашвили. Роман переведен на армянский язык и был презентован на днях в книжном магазине «Даран» Еревана в присутствии самого автора, переводчика Ани Астатурян, редактора книги Аркменика Никогосяна, а также посла Грузии в Армении Георгия Шарвашидзе.
-
2024-07-03 09:35
Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".
-
2024-06-21 11:26
Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».
-
2024-04-27 09:56
Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась.