"ТЕАТР, ПОМОГАЮЩИЙ НАЙТИ СЕБЯ"
О чем сегодня необходимо говорить со зрителем? Это, пожалуй, главный вопрос, на который ищет ответ мэтр отечественного театра, художественный руководитель Ванадзорского Государственного Драматического театра им. Ов. Абеляна, народный артист РА Ваге ШАХВЕРДЯН.
- В конце прошлого года Министерство НОКС заявило о беспрецедентном миллиарде, который будет выделен на ремонт, реконструкцию и техоснащение очагов культуры. Как это эпохальное решение отразилось на Ванадзорском театре?
- Никак! Вот абсолютно никак! Мы три года с нетерпением ждем часа начала обещанного ремонта. Каждый раз, когда я вхожу в здание нашего театра, у меня ощущение, что пол уходит из-под ног и я куда-то проваливаюсь. В один прекрасный день это и случится с кем-нибудь из работников театра. Простите, но театр не заслуживает такого отношения! Простите за нескромность, но это не тот театр, который можно отложить на потом. Вот я просто прошу написать большими буквами - "СПАСИТЕ!". Буквально вчера ходил в министерство - мне объясняют, что затянули с проектом, соответственно, мы не вошли в план этого года. Словом, причины отложить каждый раз находятся. Если и в этом году не начнут ... Хотя, судя по всему, не начнут. Я вообще не знаю, куда ушел этот миллиард, и вообще ушел ли он, где он? Уже не верю, что он вообще выделен. Я уже готов обращаться ко всем СМИ, театральному миру. В конце концов, каждый коллектив, приезжающий к нам на гастроли, обязательно отмечает - что за чудесный зритель! Так он же не из воздуха возник - это десятилетия работы! Мы не можем его потерять. Так что, я считаю, что реконструкция нашего театра - это проблема всей театральной Армении.
- А что вы как профессор ГИТиК-а и даже бывший ректор считаете по поводу слияния Театрального и Академии изобразительных искусств?
- К этому соединению я отношусь очень плохо. Ставить под угрозу любой очаг культуры, даже самый незначительный, не есть хорошо, а тут речь идет о целой кузнице кадров. Но об этом много говорится, и я хочу немного сместить фокус. Речь ведь не только о слиянии артвузов. Речь идет и о закрытии филиалов ГИТиК-а в регионах. В Горисе его, кстати, уже закрыли... Вот я основное время провожу в Ванадзоре, но с января отказался преподавать в филиале. Потому что почувствовал, что там нездоровая обстановка, какие-то козни - не против меня, просто противный климат. С другой стороны этот филиал, уже третий год все достраивается и достраивается. Сейчас он, бедный, разместился на первом этаже школы, в которой им предоставлено то ли одна, то ли две комнаты. Нельзя! Нельзя учить искусству в таких условиях. Это оставляет свой отпечаток. Но есть и филиал в Гюмри, о котором у меня сложилось прекрасное впечатление. И если вдруг поставят вопрос о его закрытии, это будет нечестно и некрасиво, просто неуместно. Все это я говорю к тому, что дело двигается, когда им занимаются те, кто действительно может и способен его двигать. Если в Ванадзоре найдут в себе мужество всерьез взяться за это дело, заботиться не о личном статусе, не о форме, а о содержании - тогда прекрасно. Но так или иначе, любое закрытие - это плохо. В конце концов, ведь этот филиал работает для всей Лорийской области.
- Министерство все норовит сократить театры, а количество каких-то новых независимых трупп все увеличивается...
- Вот как раз об этом я хотел сказать! Меня все время "беспокоят" мои бывшие студенты, которые работают сегодня в разных театрах, в том числе и в Национальном. Они все создали какие-то студии и очень серьезно ими занимаются, что ощущается по уровню спектаклей, на которые меня постоянно приглашают. Буквально вчера я был в одной из таких студий, которой руководят Нарек Айказян и его жена Цовинар Мартиросян. Пьесу написала семнадцатилетняя девочка, причем о сегодняшнем дне. В спектакле примерно 25 участников, и у них на этот спектакль два состава! Это говорит о том, что молодежи Армении театр интересен. Причем то же Нарек и Цовик сделали в Ванадзоре - приезжают каждый уикенд и занимаются с молодежью. В Ванадзоре студия есть и у Абела Абеляна - тоже все очень серьезно. Это вот так, навскидку. Повторюсь, интерес есть, и очень большой. Просто мы, наверное, не умеем его до конца использовать, как-то структурировать, брать оттуда кадры. Так что я поднимаю свой голос за любые очаги культуры, студии, самодеятельность. Это ведь воспитывает - пусть не будущего актера, но будущего качественного зрителя и просто человека. А это очень важно.
- А чем вы объясняете очевидно возросший после войны зрительский интерес к театру?
- Во-первых, я этому очень радуюсь! Я радуюсь, когда вижу театральные афиши, а на них порядка 15 спектаклей в месяц. На сегодняшний день это просто прекрасно! А насчет того, почему это происходит... Мы все время переживаем стрессы. Не проходит дня, чтобы нас не всколыхнуло очередное "событие". Это же ужасно и неестественно. И естественно, что после большого стресса человеку - и это не всегда осознанно - нужно что-то совсем другое. Что-то доброе, красивое, гуманное - даже если это иллюзия. Что поделаешь - такова наша жизнь сегодня.
- А как армянскому театру правильно воспользоваться этим интересом? О чем говорить со зрителем в первую очередь, тем более, когда очевидно, что публика выходит из спячки?
- Вот недавно в Ванадзоре был назначен старый спектакль "Рузан" по историко-героической пьесе Мурацана, события которой происходят в Арцахе. Я помню, как ее играли в советские времена - "спектакль на патриотическую тему", никто не горел ни этими ролями, ни этим спектаклем. Сейчас совершенно иная ситуация. Как в зале чувствовались тот заряд, та энергия, которую переживали актеры, и как они посылали их в зал! Я сидел на репетиции, и у меня слезы выступали на глаза. Или - 24 апреля мы назначили спектакль "Один час памяти". Понятно, о какой памяти идет речь. Это один из лучших наших спектаклей, и мы просто бережем его. Но я чего-то психанул на репетиции и заявил - все, хватит, вы не в форме, надо закрывать спектакль. Сказал и ушел в свой кабинет. Часа через два вышел идти домой. Все сидели во дворе театра - все, никто не ушел! Если бы ты видела их лица! Вот я сейчас говорю, и ком подступает к горлу... Мы, естественно, сыграли. Очень любят этот спектакль и актеры, и зритель. Это ответ на вопрос, что сейчас надо играть, потому что люди действительно начинают вновь просыпаться и пытаются обрести себя. Конечно, доля истины есть и в том, что нам хватит плакать - надо жить. Я совершенно не против добротной яркой комедии. Я совершенно не настаиваю на том, что ставить надо исключительно патриотические пьесы. Но в любой постановке должен быть сегодняшний посыл. Именно сегодняшний! И не важно, Шекспир это или Чехов, Мурацан или Грант Матевосян. Если твое высказывание откликнулось в зрительном зале, значит ты достиг своей цели, значит театр разбудил душу зрителя.
- А что хочется сегодня поставить лично вам, какое высказывание для вас сегодня крайне важно?
- У меня в душе есть бруковское "пустое пространство" - относительно Гранта Матевосяна. Сегодняшний армянский театр по-моему в очень большом долгу перед ним. Вообще армянское искусство ему должно. Честно признаюсь, раньше я этого не понимал. Когда-то, почти 30 лет назад, сделал "Осеннее солнце" с нашей нынешней звездой Джульеттой Степанян - она два-три года работала в Ванадзоре, когда в Степанакерте театр стал невозможен. И я ничего не сказал этим спектаклем - не получилось. Только совсем недавно понял, почему. Я сделал такой реалистичный спектакль "по законам профессии". В том спектакле не было моих корней... За последнее время несколько раз перечитывал "Хозяина". Он то приближается ко мне, то удаляется. Матевосян это такой объем, такая глыба - совершенно другой масштаб! И если Бог даст, мне удастся осилить это, найти своего Гранта и осуществить эту постановку... Я абсолютно уверен - то, из чего состоит проза Гранта, сегодня необходимо не только мне, оно необходимо всем нам.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.