НЕУЛОВИМАЯ ТЕРЕЗА
Удивительные работы в зале Центра искусств "Гафесчян". Великолепная выставка, сделанная на уровне лучших музеев. Посвящена она 100-летию со дня рождения одной из самых известных женщин-скульпторов, заслуженного деятеля искусств Армении, педагога Терезы Мирзоян. Замечательные работы, сражающие наповал какой-то брутальной "мужской" энергией. Речь не только о скульптурных работах, портретах, композициях, но и об эскизах и графике.
ПАМЯТЬ И ЛЮБОВЬ, РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ, СОВЕСТЬ И СУДЬБА – вечные темы в искусстве. К этим темам обращались художники во все времена, но не каждому из них природа открывала свои сокровенные тайны – источник подлинного искусства. Познать эти тайны дано лишь Мастеру – личности неординарной судьбы, с врожденным художественным чутьем, обладающему неиссякаемой творческой силой, одаренному высоким нравственным чувством.
В работах широко известной на Родине и за ее пределами скульптора Терезы Мирзоян эти черты истинного творца в искусстве выражены во всей неповторимой индивидуальности. Ее работы – это собственный неповторимый мир, в котором все ей было подвластно: в нем она решала труднейшие задачи. Ее путь – это путь целеустремленных поисков и средств, которые бы усилили выразительность произведений и позволили ей наиболее полно осуществить художественные замыслы.
Одновременно это был путь не только поисков, как это часто бывает, но и, что бывает гораздо реже, находок, которые создали ей известность и поставили в ряд лучших скульпторов своего времени.
Основа Т. Мирзоян – ум, тонкость, темперамент и сила. Любопытное сочетание традиции и новаторства. На выставке она представлена блестящим рядом скульптурных прозведений – "Страдание", "Тревога", "Ангелочки", "Потеря", "Полет", "Лежащая"… В противовес фрагментарности академических статуй, как бы сцепляемых из отдельных, внутренне не связанных между собой деталей, она уже в ранних своих работах стремилась к целостной, обобщенной пластической форме. Все скульптурные композиции Терезы Мирзоян проникнуты единым ритмом. Верно поняв основную тенденцию развития советского искусства, она была в числе тех художников, которые начали в середине 50-х годов искать более сложные и многообразные контакты с жизнью, кого волновали задачи создания обобщенного образа, кто стремился к достижению необходимой для ее решения эстетической выразительности, содержательной, емкой формы.
Этот этап творческого роста представлен портретом – бюстом героя Великой Отечественной войны Унана Аветисяна. Красивое, сильное, нежное лицо воина. Удивительно соразмерны все детали портрета. Перед нами человек, в образе которого уживаются юношеская нежность, душевное чувство и воля, активное действующее начало. Обращение к героическим, окруженным романтическим ореолом событиям прошлого, обогатило эмоциональную палитру и пластический язык искусства Мирзоян, дало возможность глубже проникнуть во внутренний мир своих современников. Ее темы жизненны, пафос искренен.
В КАЖДОЙ РАБОТЕ ОНА, НЕ ПОВТОРЯЯСЬ, ШЛА ВПЕРЕД. Не оставляла ее горячая мысль, пылала душа. Она огорчалась своим промахом даже тогда, когда ее работа получала высокую оценку специалистов, радовалась успехам коллег. Т. Мирзоян никогда не позволяла себе провести ни одного движения резцом, не выразив при этом собственной чувственности и духовности. Одна из лучших работ мастера - скульптура "Любит, не любит". Мастер внесла в нее всю свою любовь к жизни, все свои старания и знания… Она воссоздала ее в чувстве превосходной пластики, гармонии, которой она достигла и в других своих работах. Всю жизнь Мирзоян искала гармонию, объединяя в образах мужчины или женщины природу в целом. "Природа, - подчеркивала она, - не что иное, как гармония, я не претендую на поиски того, что находится вне природы". Вот где рождается ее творчество, вот где душа ее скульптуры. Она придавала формам душу. В своем восприятии любого жизненного явления она делала работу как видела и чувствовала. Тереза Гайковна подходила к решению скульптуры, отбрасывая все литературные предпосылки и все требования, обычно связывающие художника со зрителем через произведение. Все, исходящее из ее видения, ее восторженности и вдохновения, и должно было представлять высшую точку выражения гармонии и красоты.
"Лежащая", "Мать-Армения", "Ожидание", "Мечты", "Отцовство", "Адам и Ева", "Мать солдата"… В этих работах проявилась предельная собранность, стремление обобщить художественный образ, подчеркнуть в нем самое главное, строгость и лаконизм, идущие от исконно армянских традиций. Однако, искусство скульптора не сводится только к развитию национальных традиций, но и европейских. Своеобразный и богатый язык ее пластики обнаруживает преемственные связи не только с классическим, но и современным искусством.
Поражает ее умение чувствовать материал и использовать заложенные в нем неисчерпаемые возможности. Всегда земля и дерево, которое растет из нее, мрамор и металл, которые прячутся в ее недрах, - все это претворяется воображением, любовью и мастерством Терезы Мирзоян в ее искусстве, к которому надо уметь прикоснуться для того, чтобы хоть на какой то миг освободиться от нагромождения безумств нашего времени.
Со временем Тереза Мирзоян менялась, сохраняя главное в себе, оставаясь неповторимо цельным скульптором, создателем множества самых разнообразных скульптурных образов. Это и лирический портрет, и декоративная статуя, монументальный памятник патриотического содержания, образы воинов и фигура, олицетворяющая поэзию. На каждой из этих работ – печать ее неповторимой индивидуальности. Они разного художественного достоинства, но среди них нет ни одной, созданной с холодным сердцем. Потому что скульптура была для нее судьбой, от которой не милости ждут. Ее выстраивают по собственным художественным пристрастиям, прислушиваясь прежде всего к своему взволнованному чувству.
ОЧЕВИДНО ПОЭТОМУ В КАЖДОЙ ЕЕ РАБОТЕ ЕСТЬ НЕЧТО ОТ НЕЕ САМОЙ. В образе Героя Советского Союза Унана Аветисяна, в очаровательной скульптуре "Любит, не любит", в трепетной духовности "Пиеты", замечательных образах деятелей культуры живет дух их творца. И мне кажется, что все ее творчество ничему не подчинялось, что ту простоту, которую другие скульптуры находят, изобретая систему, она находила в самой себе, в своем восприятии. Кипучая, подвижная натура Терезы Гайковны так широко, многогранно раскрывалась во всем (особенно в ее педагогической деятельности), что даже близко знавшие ее художники, не всегда могли увидеть, как много и настойчиво она работала, как целенаправленно и последовательно она искала свои приемы, свой стиль. Выставка с полной очевидностью показала и это. Экспозиция внушает чувство радости, которое всегда приходит при встрече с настоящим искусством – подлинно искренним и добрым.
Тереза Мирзоян – человек, скульптор, импровизатор, педагог, воспитавший несколько поколений скульпторов, которые сами уже мастера, живет в сердцах друзей, людей, знавших и любивших ее. Теперь ее искусство увидели многие гости Еревана, зрители, которые ее не знали. Значит, этот яркий человек и интересный скульптор обретает новую, долгую жизнь.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…