Последние новости

ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА

Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.

ГЕРОЕМ ЖЕ СВОЕЙ НЕДАВНО ВЫШЕДШЕЙ КНИГИ ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН ВЫБРАЛА МУЗЫКАНТА. Она посвящена народному артисту Армении, инициатору создания и на протяжении более полувека первого скрипача всемирно прославленного Заслуженного коллектива республики, Государственного квартета им. Комитаса, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР, профессору Московской и Почетному профессору Ереванской консерватории Авету Габриеляну. Кажется, при жизни он не мог пожаловаться на свою творческую судьбу, с самого начала пути он нашел в сердцах людей созвучие своему искусству. Ему улыбнулась всемирная слава. Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Авет Габриелян всегда оставался преданным сыном своего Отечества на какой был сцене не выступал. Несравненный мастер, он стал живой легендой для меломанов всего мира.

Как одухотворенная материя, искусство Авета Габриеляна, развиваясь по своим законам, самым неожиданным образом давало импульс для развития творчества тех, кто, по счастью, попадал в его магнитное поле. По признанию многих музыкантов, он был для них эталоном камерного музицирования. Музыканты старшего поколения были свидетелями грандиозного цикла концертов, устраиваемых Квартетом им. Комитаса в Москве.

Тем людям, которые знали, слушали, видели Габриеляна, уже тогда был ясен гигантский масштаб этой уникальной человеческой и художественной личности. В каких только направлениях не текла эта могучая река - Габриелян, сколько народила она озер, ручейков. С каким удивительным мастерством и чувством вел опытный, обогащенный знаниями и жизненными впечатлениями Артист своих коллег по музыкальным лабиринтам, как чутко направлял он свет их внутренней интуиции.

 Авет ГабриелянКнига Эллен Гайфеджян написана по праву близкого родства. Судьба подарила ей радость встреч и долгих лет общения с выдающимся музыкантом, оставившим глубокий  след в ее памяти. Как мы знаем, об искусстве А. Габриеляна написано немало. Но его частная жизнь почти не изучена. Между тем, как отмечает автор, знания о ней способны глубже осветить тайны его исполнительского искусства, отличающегося эмоциональностью высказываний, проникновенностью и глубиной в выражении тончайших человеческих переживаний.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ Э. ГАЙФЕДЖЯН ЗАМЕТКИ ОБ ИЗВЕСТНЫХ ЕЙ семейных и дружеских и просто приятельских отношениях Авета Габриеляна не что иное, как материал уже монографического исследования о жизни  и деятельности такого единственного в своем роде Музыканта, каким был Авет Габриелян.

Поэтому книга Эллен Гайфеджян вовсе не претендует на глубокое и полное воссоздание творческого облика поистине неординарной личности. Такую задачу, она, естественно, не могла бы поставить перед собой. Читатели книги становятся свидетелями, почти соучастниками жизни Авета Габриеляна, волнующих иногда драматических событий на его пути. Эллен останавливается на том, что, так сказать, между строками, между понятиями, между мыслями, между событиями, явлениями, фактами, но что существует, что есть и трогает и волнует, и что в конце концов, есть то, что составляет незримую оболочку живого Габриеляна и самое дыхание его. И какое обаяние, какая красота есть в каждом явлении жизни, если суметь воспринять его так, как воспринимал незабвенный музыкант!

Читая книгу, становится ясно, что в практической жизни Габриелян являлся человеком внезапных, неожиданных решений и поступков, вытекающих вполне естественно из его душевного склада, но порою не согласующихся с общепринятыми нормами жизни.

Вот как об этом пишет сама Эллен: "Авет Габриелян был человеком светлым, наделенным не только красотой наружности, но и личностью огромного обаяния. Врожденная интеллигентность, аристократизм духа, душевная чистота, сказывались в каждом его жесте, слове, суждении, поступках. Между тем неколебимая принципиальность его представлений о том, "что такое хорошо, и что такое плохо", порою вызывала стойкое недоумение в обыденном сознании, для которого границы между добром и злом были размыты, текучи и относительны. Оттого случалось, что и некоторые убеждения Габриеляна, и его поступки относили если и не к юродству, то очень близко к нему. Бывало, даже самые близкие (за исключением тети Софик) не могли понять и, следовательно, оправдать некоторые из его действий. Но снизойти до просьб, даже имея на то веские основания, воспользоваться связями из корыстных, пусть и благих, соображений - пойти на такое он решительно не мог ни при каких обстоятельствах. И в этом отношении Авет Габриелян - человек действительно не от мира сего - являл собою редкостный образец незапятнанной репутации. Свою независимость и свободу Авет Габриелян оберегал от любых посягательств. Его орлиный дух (он и внешне чем-то походил на эту дерзкую птицу) оков не признавал. Думаю, что, будь иначе, он не состоялся бы как тот  уникальный, единственный в своем роде Музыкант, каким мы его знаем.

 Авет ГабриелянКНИГА Э. ГАЙФЕДЖЯН ВПЕРВЫЕ ДАЕТ  НАМ  ДОСТАТОЧНО ШИРОКУЮ возможность судить о родственных и дружеских связях Габриеляна, его воззрениях, художественных вкусах, творческих замыслах и условиях их осуществления, основываясь на непосредственных высказываниях самого музыканта. В ней мы найдем достаточно свидетельств о высоком патриотизме Авета Карповича, его мужестве, принципиальности, благородстве, о свойственной ему с ранних лет трезвости ума, умении видеть скрытые мотивы поступков людей. О том, как он, вполне сознавая свою роль в деле развития армянской национальной музыки, скромно, без громких слов и какой бы то ни было позы, нес бремя своего призвания, шел по раз и навсегда намеченному пути. Без этой книги мы бы никогда не узнали, с какой безумной страстностью относился он к происходящему вокруг него, какое беспокойство сквозило в его отношениях с близкими людьми, с какой трогательной отзывчивостью относился он к ним. Как отмечает Эллен, невзирая на необычайную напряженность своей творческой жизни и загруженность педагогической работой,  он, человек редкой организованности, не только всегда умел найти время для помощи своим близким, когда они в этом нуждались, но и по зову сердца, когда никто его ни о чем не просил...

Солидное место в книге занимают бытовые зарисовки, связанные Габриеляном. Однако главным в воспоминаниях Эллен остается Авет Габриелян - скрипач. "Концерты Квартета для меня (как и для всех в нашей семье) были праздником, который уже задолго мы с нетерпением ожидали, - пишет она. - Помню еще прежние простые жесткие деревянные стулья в Малом зале Армфилармонии, где на одном из них я замирала в напряженном ожидании. Вдруг, всегда неожиданно, резко отбрасывался в сторону тяжелый белый занавес, прикрывавший левый вход на сцену из кулис, и, в стремительном порыве обещания всем нам чего-то чудесного, решительно, с высоко поднятой скрипкой в руке, с присущим ему рассеянным, каким-то отсутствующим взглядом, появляется Авет Габриелян - черный фрак, белая манишка, бабочка: неописуемо красивый. За ним, с секундной паузой, скромно улыбаясь - остальные квартетисты. Шквал аплодисментов, поклон. Резко отбросив полу фрака, Габриелян садится. настраиваются инструменты. Началось..."

        Книга богато иллюстрирована. В последней главе помещены письма Габриеляна к близким и их письма, адресованные ему.

Жизнеописания знаменитых людей налагают на авторов особую ответственность. Единственный оптимальный путь - правда. Но и она за наслоениями времени и молвы теряет чистоту. И все же, правда, как бы ее не обвиняли в относительности, - наиболее верный путь к пониманию масштаба личности. Обоснования документальностью предъявляют высокие требования к личностным качествам героя, но они же и дают право на понимание великого человека. Великого, но живого. Книга Эллен Гайфеджян свидетельствует о том, что она, как автор, шла именно этим путем - путем правды.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО РАФАЕЛА ИСРАЕЛЯНА
      2023-09-27 10:39
      1764

      Известное изречение немецкого теоретика искусств Фридриха Вильгельма Шеллинга "Архитектура - это застывшая музыка" звучит, конечно, красиво, но, по-моему, не очень убедительно. В слове "застывшая" есть что-то холодное, неживое. У шедевров подлинных художников-творцов – иная судьба. Судьба вечно живого искусства. Они вневременны, и принадлежат сокровищнице человеческого духа. Над ними царит таинственная сила сотворенной человеком нетленной духовной красоты. Этой нетленной красотой отмечены и шедевры выдающегося армянского архитектора Рафаела (Рафо) Исраеляна, которому в сентябре этого года исполнилось бы 115 лет со дня рождения и полвека со дня ухода из жизни. Он был и сохранится в нашей памяти как один из самых сильных и светлых талантов советской армянской архитектуры.

    • НАСТОЯЩЕЕ, ОСЕНЕННОЕ УРОКАМИ ПРОШЛОГО
      2023-09-25 10:11
      2069

      Недавно в руки мне попалась интересная историческая книга, которая очень актуально звучит и в наши дни. Называется она - «Национально-освободительная борьба армян в XVIII веке и русская ориентация. Петр Первый и армяне» Егия Толбакяна, изданная посмертно в Москве на армянском языке. Книге предпосланы короткие заметки сына автора – Эмануэла Долбакяна, усилиями которого она вышла в свет. Заметки знакомят читателя с личностью автора, позволяют по-новому осмыслить трагические страницы армянской истории. Череда фактов открывает подлинный лик истории.

    • ОТ СЕБЯ - К МИРУ
      2023-09-19 09:38
      7122

      Отправляясь в Дом художников Армении на выставку произведений одного из самых значительных скульпторов второй половины XX века, Саркиса БАГДАСАРЯНА, посвященную 100-летнему юбилею мастера, испытываешь чувство напряжения. Какая она, эта выставка, спустя 30 лет после ухода мастера, яркий талант которого проявлялся во всем, с чем бы он ни соприкоснулся. Ведь когда пишешь о скульпторе, которого знала чуть ли не всю жизнь и чьи работы так хорошо известны, сталкиваешься с неожиданными трудностями: именно это обстоятельство усложняет возможность отвлеченной, отстраненной оценки. В то же время обнаруживаешь, что сбереженные памятью впечатления сложились в определенную систему.

    • ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ТАЛАНТА
      2023-09-14 09:31
      9775

      Встреча с одним из самых замечательных японских пианистов, обладателем золотой медали Тринадцатого конкурса пианистов им. Вана Клиберна и лауреата других престижных международных конкурсов Нобуюки Цудзии в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна, стала самым ярким сюрпризом начавшегося нового концертного сезона. Эта встреча произошла в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы". И на сей раз, мы покорены энергией организаторов этого фестиваля – его председателя, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Оганесян, имеющих устойчивую привычку устраивать смотры лучшего, что есть в мировом искусстве. Своей праздничностью, необыкновенной торжественностью, концерты фестиваля способны заинтересовать, приблизить к музыке даже людей, далеких от неё.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32
      1831

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.

    • КНИГА ДУШИ БАБКЕНА СИМОНЯНА
      2023-08-14 10:46
      4464

      Держу в руках поэтический сборник с сине-белой обложкой, где синий – это цвет бесконечного мирного неба, а белый – седовласой горы Арарат. Казалось, оба цвета содержат в себе некий холодок, вызывая ассоциации с небесной прохладой и заснеженными вершинами. Но нет. Бумажная «шкатулка» буквально искрится теплом, которое передается сердцу, а от него разуму. И это не случайно. Книга полна любви и, в первую очередь, к Родине, каждый уголок, камень, памятник архитектуры или горсть земли которой дорога автору, как жизнь.

    • ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С БУКВ МАШТОЦА
      2023-07-13 10:19
      2728

      В последнее время на прилавках появилось много книг для детей разного возраста. Красочно изданные, с яркими, забавными рисунками, они привлекают внимание и помогают малышам еще до школы разобраться с помощью взрослых в буквах Маштоца. Одна из таких новинок называется "Удивление Даниела".

    • ДЖЕРМУКСКАЯ ОСЕНЬ ВАРДГЕСА ХАНОЯНА
      2023-05-31 09:44
      3199

      Территория Армении не так уж велика, и многие участники литературного процесса, начинавшие не в столице, довольно скоро перебирались в советский период в Ереван и продолжали здесь творить, соревнуясь друг с другом. Но есть и такие, кто не покинул малую родину и без устали пишет о ее красотах и людях. Среди них поэт Вардгес Ханоян.