Последние новости

ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА

Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.

ГЕРОЕМ ЖЕ СВОЕЙ НЕДАВНО ВЫШЕДШЕЙ КНИГИ ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН ВЫБРАЛА МУЗЫКАНТА. Она посвящена народному артисту Армении, инициатору создания и на протяжении более полувека первого скрипача всемирно прославленного Заслуженного коллектива республики, Государственного квартета им. Комитаса, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР, профессору Московской и Почетному профессору Ереванской консерватории Авету Габриеляну. Кажется, при жизни он не мог пожаловаться на свою творческую судьбу, с самого начала пути он нашел в сердцах людей созвучие своему искусству. Ему улыбнулась всемирная слава. Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Авет Габриелян всегда оставался преданным сыном своего Отечества на какой был сцене не выступал. Несравненный мастер, он стал живой легендой для меломанов всего мира.

Как одухотворенная материя, искусство Авета Габриеляна, развиваясь по своим законам, самым неожиданным образом давало импульс для развития творчества тех, кто, по счастью, попадал в его магнитное поле. По признанию многих музыкантов, он был для них эталоном камерного музицирования. Музыканты старшего поколения были свидетелями грандиозного цикла концертов, устраиваемых Квартетом им. Комитаса в Москве.

Тем людям, которые знали, слушали, видели Габриеляна, уже тогда был ясен гигантский масштаб этой уникальной человеческой и художественной личности. В каких только направлениях не текла эта могучая река - Габриелян, сколько народила она озер, ручейков. С каким удивительным мастерством и чувством вел опытный, обогащенный знаниями и жизненными впечатлениями Артист своих коллег по музыкальным лабиринтам, как чутко направлял он свет их внутренней интуиции.

 Авет ГабриелянКнига Эллен Гайфеджян написана по праву близкого родства. Судьба подарила ей радость встреч и долгих лет общения с выдающимся музыкантом, оставившим глубокий  след в ее памяти. Как мы знаем, об искусстве А. Габриеляна написано немало. Но его частная жизнь почти не изучена. Между тем, как отмечает автор, знания о ней способны глубже осветить тайны его исполнительского искусства, отличающегося эмоциональностью высказываний, проникновенностью и глубиной в выражении тончайших человеческих переживаний.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ Э. ГАЙФЕДЖЯН ЗАМЕТКИ ОБ ИЗВЕСТНЫХ ЕЙ семейных и дружеских и просто приятельских отношениях Авета Габриеляна не что иное, как материал уже монографического исследования о жизни  и деятельности такого единственного в своем роде Музыканта, каким был Авет Габриелян.

Поэтому книга Эллен Гайфеджян вовсе не претендует на глубокое и полное воссоздание творческого облика поистине неординарной личности. Такую задачу, она, естественно, не могла бы поставить перед собой. Читатели книги становятся свидетелями, почти соучастниками жизни Авета Габриеляна, волнующих иногда драматических событий на его пути. Эллен останавливается на том, что, так сказать, между строками, между понятиями, между мыслями, между событиями, явлениями, фактами, но что существует, что есть и трогает и волнует, и что в конце концов, есть то, что составляет незримую оболочку живого Габриеляна и самое дыхание его. И какое обаяние, какая красота есть в каждом явлении жизни, если суметь воспринять его так, как воспринимал незабвенный музыкант!

Читая книгу, становится ясно, что в практической жизни Габриелян являлся человеком внезапных, неожиданных решений и поступков, вытекающих вполне естественно из его душевного склада, но порою не согласующихся с общепринятыми нормами жизни.

Вот как об этом пишет сама Эллен: "Авет Габриелян был человеком светлым, наделенным не только красотой наружности, но и личностью огромного обаяния. Врожденная интеллигентность, аристократизм духа, душевная чистота, сказывались в каждом его жесте, слове, суждении, поступках. Между тем неколебимая принципиальность его представлений о том, "что такое хорошо, и что такое плохо", порою вызывала стойкое недоумение в обыденном сознании, для которого границы между добром и злом были размыты, текучи и относительны. Оттого случалось, что и некоторые убеждения Габриеляна, и его поступки относили если и не к юродству, то очень близко к нему. Бывало, даже самые близкие (за исключением тети Софик) не могли понять и, следовательно, оправдать некоторые из его действий. Но снизойти до просьб, даже имея на то веские основания, воспользоваться связями из корыстных, пусть и благих, соображений - пойти на такое он решительно не мог ни при каких обстоятельствах. И в этом отношении Авет Габриелян - человек действительно не от мира сего - являл собою редкостный образец незапятнанной репутации. Свою независимость и свободу Авет Габриелян оберегал от любых посягательств. Его орлиный дух (он и внешне чем-то походил на эту дерзкую птицу) оков не признавал. Думаю, что, будь иначе, он не состоялся бы как тот  уникальный, единственный в своем роде Музыкант, каким мы его знаем.

 Авет ГабриелянКНИГА Э. ГАЙФЕДЖЯН ВПЕРВЫЕ ДАЕТ  НАМ  ДОСТАТОЧНО ШИРОКУЮ возможность судить о родственных и дружеских связях Габриеляна, его воззрениях, художественных вкусах, творческих замыслах и условиях их осуществления, основываясь на непосредственных высказываниях самого музыканта. В ней мы найдем достаточно свидетельств о высоком патриотизме Авета Карповича, его мужестве, принципиальности, благородстве, о свойственной ему с ранних лет трезвости ума, умении видеть скрытые мотивы поступков людей. О том, как он, вполне сознавая свою роль в деле развития армянской национальной музыки, скромно, без громких слов и какой бы то ни было позы, нес бремя своего призвания, шел по раз и навсегда намеченному пути. Без этой книги мы бы никогда не узнали, с какой безумной страстностью относился он к происходящему вокруг него, какое беспокойство сквозило в его отношениях с близкими людьми, с какой трогательной отзывчивостью относился он к ним. Как отмечает Эллен, невзирая на необычайную напряженность своей творческой жизни и загруженность педагогической работой,  он, человек редкой организованности, не только всегда умел найти время для помощи своим близким, когда они в этом нуждались, но и по зову сердца, когда никто его ни о чем не просил...

Солидное место в книге занимают бытовые зарисовки, связанные Габриеляном. Однако главным в воспоминаниях Эллен остается Авет Габриелян - скрипач. "Концерты Квартета для меня (как и для всех в нашей семье) были праздником, который уже задолго мы с нетерпением ожидали, - пишет она. - Помню еще прежние простые жесткие деревянные стулья в Малом зале Армфилармонии, где на одном из них я замирала в напряженном ожидании. Вдруг, всегда неожиданно, резко отбрасывался в сторону тяжелый белый занавес, прикрывавший левый вход на сцену из кулис, и, в стремительном порыве обещания всем нам чего-то чудесного, решительно, с высоко поднятой скрипкой в руке, с присущим ему рассеянным, каким-то отсутствующим взглядом, появляется Авет Габриелян - черный фрак, белая манишка, бабочка: неописуемо красивый. За ним, с секундной паузой, скромно улыбаясь - остальные квартетисты. Шквал аплодисментов, поклон. Резко отбросив полу фрака, Габриелян садится. настраиваются инструменты. Началось..."

        Книга богато иллюстрирована. В последней главе помещены письма Габриеляна к близким и их письма, адресованные ему.

Жизнеописания знаменитых людей налагают на авторов особую ответственность. Единственный оптимальный путь - правда. Но и она за наслоениями времени и молвы теряет чистоту. И все же, правда, как бы ее не обвиняли в относительности, - наиболее верный путь к пониманию масштаба личности. Обоснования документальностью предъявляют высокие требования к личностным качествам героя, но они же и дают право на понимание великого человека. Великого, но живого. Книга Эллен Гайфеджян свидетельствует о том, что она, как автор, шла именно этим путем - путем правды.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИЮНЬСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ ТЕАТРА
      2022-07-02 10:02
      2496

      Яркой вспышкой был отмечен июнь для Национального академического оперного театра им. А. Спендиарова. Один за другим в конце месяца на сцене появились два возобновленных оперных спектакля – "Травиата" Верди и "Алеко" Рахманинова, а также одноактный балет "Симфонические танцы" на музыку Рахманинова. Это часть большой программы "обновления крови", осуществляемой в театре его новым руководством в лице известного дирижера Карена Дургаряна.

    • 85-ЛЕТНИЙ ПУТЬ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД
      2022-06-24 10:10
      2425

      Существует понятие социальной сущности интонации в музыке, "интонационного фонда нации", который является достоянием культуры народа и не менее важен, чем язык, архитектура, письменность. Ибо уже по интонациям можно определить принадлежность музыки к тому или иному народу, времени, эпохе. Именно таким "интонационным фондом нации" можно назвать Национальную академическую капеллу Армении, которая в эти дни отмечает свое 85-летие со дня основания. Этому юбилею был посвящен огромный праздничный концерт в Большом зале филармонии им. Арама Хачатуряна.

    • МУЗЫКА, ИЮНЬ…
      2022-06-21 09:45
      2717

      Этот месяц для Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна отмечен двумя событиями: участием в Днях культуры Армении в Москве в Большом зале Московской консерватории, где он выступил с замечательной программой: фрагменты из балета "Спартак" (Вариации Эгины и Вакханалия, Адажио Спартака и Фригии, Танец гадитанских дев и победа Спартака),"Героическая баллада" Бабаджаняна для фортепиано с оркестром (солист Александр Гиндин) - в первом отделении и Шестая симфония П.И. Чайковского - во втором. Специальный гость концерта Липарит Аветисян.

    • МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМ. АРАМА ХАЧАТУРЯНА: НАЗВАНЫ ЛАУРЕАТЫ
      2022-06-15 10:12
      3874

      В понедельник в Большом концертном зале филармонии состоялась торжественная церемония закрытия XVIII международного конкурса имени Арама Хачатуряна. В этом году соревновались молодые виолончелисты из разных стран – Испании, Аргентины, Армении, Бельгии, Грузии, Канады, России, Южной Кореи, Китая, Японии, Швейцарии, Италии, Мексики, Беларуси, Венесуэлы. Конкурс прошел в три тура.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КНИГА "МАГАВУЗ": ГЕНЕАЛОГИЯ АРЦАХСКОГО СЕЛА
      2022-06-25 09:14
      3031

      В Культурном центре "Текеян" Еревана презентована книга "Магавуз" кандидата физико-математических наук Лейнада Даниеляна. В своем труде автор обращается к истории села Магавуз Мартакертского района Республики Арцах, где он родился и вырос, рассказывает о жизни и деятельности его видных жителей, а также представляет генеалогическое древо Магавуза, составляя родословную практически всех сельчан.

    • АРЦАХСКАЯ ВОЙНА В КНИГЕ ГОРСКОГО ЕВРЕЯ
      2022-06-16 09:33
      2970

      «Данную книгу я посвящаю памяти ребят, положивших жизни в войне 2020 года. Это неполный список погибших, лишь часть, которую я смог найти. Каждое имя - это Человек, который мог жить, воспитывать детей и внуков, оставить после себя потомство. Сила духа, вера и мужество погибших в этой войне навсегда останутся в истории как пример величия армянского народа. Они умирали за своих родных, за свою землю и за свой дом. Ничего не спрашивая, не боясь и не отступая назад, эти ребята встали и пошли в бой! Они герои! Все! И их имена мы будем помнить вечно! Это еще один кровавый след истории, который был оплачен жизнью целого поколения!»

    • НАГОРНЫЙ КАРАБАХ: РЕНТГЕН КОНФЛИКТА
      2022-05-27 10:24
      4713

      Налбандян Э.А. Нагорный Карабах: рентген конфликта (Процесс урегулирования: апрель 2008 – апрель 2018): Статьи, выступления, интервью / Эдвард Налбандян. – Москва: МИА, 2022. – 1192 с. + 72 вкл. ISBN 978-5-9986-0482-9

    • ЖИЗНЬ, ПОДОБНАЯ ПОДВИГУ (Видео)
      2022-05-03 10:04
      5597

      Исполнилось 95 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича Его жизнь - истинный подвиг служения Музыке. Его имя есть во всех музыкальных энциклопедиях. Ему посвящена не одна монография. Пресса многих городов и стран единодушно признала выдающиеся достоинства Мстислава Ростроповича – виолончелиста и дирижера.