Последние новости

ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН О ЛЕГЕНДЕ КВАРТЕТА

Книга "Авет Габриэлян в кругу родных и близких" (фрагменты из семейной хроники) принадлежит перу художественного критика Эллен Гайфеджян. Книга необычна. Мы привыкли ждать от Эллен исследований, посвященных жизни и творчеству крупнейших мастеров армянского изобразительного искусства. Всем ее книгам свойственны важность и актуальность анализируемых тем, умный и впечатляющий, с большим вкусом сделанный выбор художников и их  произведений, а также подлинная и безусловная серьезность и ценность связанного с этими художниками круга идей и размышлений. Книги эти вносят много нового в представления и знания о тех художниках, которых она выбрала для своего анализа.

ГЕРОЕМ ЖЕ СВОЕЙ НЕДАВНО ВЫШЕДШЕЙ КНИГИ ЭЛЛЕН ГАЙФЕДЖЯН ВЫБРАЛА МУЗЫКАНТА. Она посвящена народному артисту Армении, инициатору создания и на протяжении более полувека первого скрипача всемирно прославленного Заслуженного коллектива республики, Государственного квартета им. Комитаса, лауреата Государственной премии СССР и Армянской ССР, профессору Московской и Почетному профессору Ереванской консерватории Авету Габриеляну. Кажется, при жизни он не мог пожаловаться на свою творческую судьбу, с самого начала пути он нашел в сердцах людей созвучие своему искусству. Ему улыбнулась всемирная слава. Скрипач милостью Божьей, музыкант феноменальной виртуозности и высочайшего мастерства Авет Габриелян всегда оставался преданным сыном своего Отечества на какой был сцене не выступал. Несравненный мастер, он стал живой легендой для меломанов всего мира.

Как одухотворенная материя, искусство Авета Габриеляна, развиваясь по своим законам, самым неожиданным образом давало импульс для развития творчества тех, кто, по счастью, попадал в его магнитное поле. По признанию многих музыкантов, он был для них эталоном камерного музицирования. Музыканты старшего поколения были свидетелями грандиозного цикла концертов, устраиваемых Квартетом им. Комитаса в Москве.

Тем людям, которые знали, слушали, видели Габриеляна, уже тогда был ясен гигантский масштаб этой уникальной человеческой и художественной личности. В каких только направлениях не текла эта могучая река - Габриелян, сколько народила она озер, ручейков. С каким удивительным мастерством и чувством вел опытный, обогащенный знаниями и жизненными впечатлениями Артист своих коллег по музыкальным лабиринтам, как чутко направлял он свет их внутренней интуиции.

 Авет ГабриелянКнига Эллен Гайфеджян написана по праву близкого родства. Судьба подарила ей радость встреч и долгих лет общения с выдающимся музыкантом, оставившим глубокий  след в ее памяти. Как мы знаем, об искусстве А. Габриеляна написано немало. Но его частная жизнь почти не изучена. Между тем, как отмечает автор, знания о ней способны глубже осветить тайны его исполнительского искусства, отличающегося эмоциональностью высказываний, проникновенностью и глубиной в выражении тончайших человеческих переживаний.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ Э. ГАЙФЕДЖЯН ЗАМЕТКИ ОБ ИЗВЕСТНЫХ ЕЙ семейных и дружеских и просто приятельских отношениях Авета Габриеляна не что иное, как материал уже монографического исследования о жизни  и деятельности такого единственного в своем роде Музыканта, каким был Авет Габриелян.

Поэтому книга Эллен Гайфеджян вовсе не претендует на глубокое и полное воссоздание творческого облика поистине неординарной личности. Такую задачу, она, естественно, не могла бы поставить перед собой. Читатели книги становятся свидетелями, почти соучастниками жизни Авета Габриеляна, волнующих иногда драматических событий на его пути. Эллен останавливается на том, что, так сказать, между строками, между понятиями, между мыслями, между событиями, явлениями, фактами, но что существует, что есть и трогает и волнует, и что в конце концов, есть то, что составляет незримую оболочку живого Габриеляна и самое дыхание его. И какое обаяние, какая красота есть в каждом явлении жизни, если суметь воспринять его так, как воспринимал незабвенный музыкант!

Читая книгу, становится ясно, что в практической жизни Габриелян являлся человеком внезапных, неожиданных решений и поступков, вытекающих вполне естественно из его душевного склада, но порою не согласующихся с общепринятыми нормами жизни.

Вот как об этом пишет сама Эллен: "Авет Габриелян был человеком светлым, наделенным не только красотой наружности, но и личностью огромного обаяния. Врожденная интеллигентность, аристократизм духа, душевная чистота, сказывались в каждом его жесте, слове, суждении, поступках. Между тем неколебимая принципиальность его представлений о том, "что такое хорошо, и что такое плохо", порою вызывала стойкое недоумение в обыденном сознании, для которого границы между добром и злом были размыты, текучи и относительны. Оттого случалось, что и некоторые убеждения Габриеляна, и его поступки относили если и не к юродству, то очень близко к нему. Бывало, даже самые близкие (за исключением тети Софик) не могли понять и, следовательно, оправдать некоторые из его действий. Но снизойти до просьб, даже имея на то веские основания, воспользоваться связями из корыстных, пусть и благих, соображений - пойти на такое он решительно не мог ни при каких обстоятельствах. И в этом отношении Авет Габриелян - человек действительно не от мира сего - являл собою редкостный образец незапятнанной репутации. Свою независимость и свободу Авет Габриелян оберегал от любых посягательств. Его орлиный дух (он и внешне чем-то походил на эту дерзкую птицу) оков не признавал. Думаю, что, будь иначе, он не состоялся бы как тот  уникальный, единственный в своем роде Музыкант, каким мы его знаем.

 Авет ГабриелянКНИГА Э. ГАЙФЕДЖЯН ВПЕРВЫЕ ДАЕТ  НАМ  ДОСТАТОЧНО ШИРОКУЮ возможность судить о родственных и дружеских связях Габриеляна, его воззрениях, художественных вкусах, творческих замыслах и условиях их осуществления, основываясь на непосредственных высказываниях самого музыканта. В ней мы найдем достаточно свидетельств о высоком патриотизме Авета Карповича, его мужестве, принципиальности, благородстве, о свойственной ему с ранних лет трезвости ума, умении видеть скрытые мотивы поступков людей. О том, как он, вполне сознавая свою роль в деле развития армянской национальной музыки, скромно, без громких слов и какой бы то ни было позы, нес бремя своего призвания, шел по раз и навсегда намеченному пути. Без этой книги мы бы никогда не узнали, с какой безумной страстностью относился он к происходящему вокруг него, какое беспокойство сквозило в его отношениях с близкими людьми, с какой трогательной отзывчивостью относился он к ним. Как отмечает Эллен, невзирая на необычайную напряженность своей творческой жизни и загруженность педагогической работой,  он, человек редкой организованности, не только всегда умел найти время для помощи своим близким, когда они в этом нуждались, но и по зову сердца, когда никто его ни о чем не просил...

Солидное место в книге занимают бытовые зарисовки, связанные Габриеляном. Однако главным в воспоминаниях Эллен остается Авет Габриелян - скрипач. "Концерты Квартета для меня (как и для всех в нашей семье) были праздником, который уже задолго мы с нетерпением ожидали, - пишет она. - Помню еще прежние простые жесткие деревянные стулья в Малом зале Армфилармонии, где на одном из них я замирала в напряженном ожидании. Вдруг, всегда неожиданно, резко отбрасывался в сторону тяжелый белый занавес, прикрывавший левый вход на сцену из кулис, и, в стремительном порыве обещания всем нам чего-то чудесного, решительно, с высоко поднятой скрипкой в руке, с присущим ему рассеянным, каким-то отсутствующим взглядом, появляется Авет Габриелян - черный фрак, белая манишка, бабочка: неописуемо красивый. За ним, с секундной паузой, скромно улыбаясь - остальные квартетисты. Шквал аплодисментов, поклон. Резко отбросив полу фрака, Габриелян садится. настраиваются инструменты. Началось..."

        Книга богато иллюстрирована. В последней главе помещены письма Габриеляна к близким и их письма, адресованные ему.

Жизнеописания знаменитых людей налагают на авторов особую ответственность. Единственный оптимальный путь - правда. Но и она за наслоениями времени и молвы теряет чистоту. И все же, правда, как бы ее не обвиняли в относительности, - наиболее верный путь к пониманию масштаба личности. Обоснования документальностью предъявляют высокие требования к личностным качествам героя, но они же и дают право на понимание великого человека. Великого, но живого. Книга Эллен Гайфеджян свидетельствует о том, что она, как автор, шла именно этим путем - путем правды.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРМЯНСКИЕ СТОЛИЦЫ. СКОЛЬКО ИХ БЫЛО?
      2024-04-05 10:32

      Вопрос в заголовке не из простых. Люди, интересующиеся армянской историей, придерживаются существующей уже длительное время точки зрения, согласно которой Ереван считается 12-й столицей. Однако не все с этим согласны. Книга писательницы Сильвы Сукиасян, вышедшая в 2005 году, называлась "28 армянских столиц". Историк, писатель-публицист Ваге Лоренц издал в конце прошлого года работу "Столицы Армении". В ней автор упоминает 37 городов.

    • ОТ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО ДО САСАНИДОВ
      2024-01-26 10:04

      Кавказской Албании давно уже нет на карте мира, как и подавляющего большинства государственных образований, зародившихся до нашей эры. Однако историки продолжают исследовать и комментировать дела давно минувших дней, открывая то, чего не знали.

    • УЧИТЕЛЬ О СЕБЕ, ВРЕМЕНИ И УЧЕНИКАХ
      2023-09-12 09:32

      На склоне лет часть образованных, прошедших яркий жизненный путь людей, берется за мемуары. Заслуженный учитель Армянской ССР, персональный пенсионер Шмавон Шаапуни (1864-1960) стал описывать прожитое в 84 года. Книга издана в 2023 году под названием "Воспоминания из двух веков". В ней рассказывается о событиях в период от 1830-го до 1930 г. Автор, главным образом, пишет о том, что видел собственными глазами. Время ему досталось крутое.

    • КНИГА ДУШИ БАБКЕНА СИМОНЯНА
      2023-08-14 10:46

      Держу в руках поэтический сборник с сине-белой обложкой, где синий – это цвет бесконечного мирного неба, а белый – седовласой горы Арарат. Казалось, оба цвета содержат в себе некий холодок, вызывая ассоциации с небесной прохладой и заснеженными вершинами. Но нет. Бумажная «шкатулка» буквально искрится теплом, которое передается сердцу, а от него разуму. И это не случайно. Книга полна любви и, в первую очередь, к Родине, каждый уголок, камень, памятник архитектуры или горсть земли которой дорога автору, как жизнь.